Получи документы

Педагогический проект «Зелёная аптека»

Эльвира Зиновьева
Педагогический проект «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» с. Визинга.

Педагогический проект

«Зелёная аптека»

Авторы проекта:

Зиновьева Эльвира Анатольевна,

Делкова Ирина Ивановна,

воспитатели подготовительной группы

МАДОУ «Детский сад №9» с. Визинга

Содержание

1. Паспорт проекта ….3

2. Актуальность, цель, задачи проекта…5

4. Этапы реализации проекта… 6

5. Результаты проекта… 8

6. Литература…. 10

7. Приложения:

Публикация «Педагогический проект „Зелёная аптека“» размещена в разделах

Паспорт проекта

Название проекта Зелёная аптека

Адрес С. Визинга, улица Северная, 8 «б», Сысольский район, Республика Коми.

Тип проекта Познавательно - исследовательский

Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный работник, воспитатель по экологическому воспитанию, медицинский работник.

Срок реализации проекта Февраль – март 2017

Вид проекта Социальный, познавательно - иследовательский

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемые продукты проекта Альбом «Лекарственные растения Республики Коми»;

Особенность проекта Обеспечивает преемственность в воспитании между семьёй и детским садом.

Распределение деятельности между участниками проекта:

Педагоги:

1. Организуют работу по реализации проекта

2. Помогают в оформлении мини библиотеки «Зелёная аптека», альбома «Лекарственные растения Республики Коми»;

3. Участвуют в презентации и защите проекта;

4. Изготовление дидактических игр по теме проекта;

5. Ознакомление с художественной литературой по теме проекта;

Дети:

1. Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников;

2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи;

3. Участвуют в оформлении альбома «Лекарственные Растения Республики Коми»;

4. Участвуют в презентации и защите проекта;

5. Проводят опрос сотрудников детского сада;

Родители:

1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников о лекарственных травах;

2. Участвуют в сборе экспонатов для мини библиотека «Зелёная аптека»;

Актуальность

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Цель: познакомить с миром целебных трав Республики Коми, правилами сбора и применением для оздоровления организма.

Задачи:

Образовательные

- Познакомить с лекарственными растениями Республики Коми, о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;

- Познакомить детей с правилам сбора и хранения лекарственных растений;

- Формировать навыки исследовательской деятельности

Развивающие

- Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности;

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения;

- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах;

- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках;

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края;

-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта Педагоги Дети Родители

1 этап - подготовительный 1. Изучить педагогическую литературу;

2. Познакомить родителей с целями, задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость;

3. Подбор литературы о лекарственных растениях по теме проекта; 1. Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения Республики Коми» с целью определения темы и проблемы проекта;

2. Сбор информации из разных источников, литературы, аудио и видео материала по теме проекта;

3. Знакомство с произведениями детских писателей по теме проекта; 1. Круглый стол с родителями «Знакомство с проектом»;

2. Совместно с ребёнком собирают материал по теме проекта;

2 этап- Основной (практический) 1. Проведение бесед на тему проекта;

2. Чтение художественной литературы, просмотр фильмов и мультфильмов;

3. Организация встречи с библиотекарями в детской библиотеке, медсестрой, экскурсия в музей;

4. Наблюдение, художественное творчество, дидактические игры;

5. Создание мини библиотеки «Зелёная аптека» 1. Совместно с родителями собирают информацию из разных источников;

2. Исследование по теме проекта;

3. Опрос сотрудников детского сада и родителей;

4. Создание мини – библиотеки «Зелёная аптеки»; 1. Чтение рассказов о лекарственных растениях Республики Коми;

2. Совместно с детьми собирают информацию из разных источников по теме проекта;

3. Сбор книг, альбомов, рукотворных книг по теме проекта;

4. Совместно с детьми участвуют в создании альбомов о лекарственных растениях, рукотворных книг, странички книги рецептов;

3 этап

Заключительный Организация презентации проекта, участие в защите проекта; Защита и презентация детского проекта «Кипрей – это лекарственное растение?» Оказание помощи в подготовке детей к защите и презентации детского проекта;

Ожидаемый результат:

1. У детей пополнятся знания о лекарственных растениях Республики Коми, правилах сбора и их применении в лечебных целях;

2. Создание детьми альбома «Лекарственные растения Республики Коми»;

3. Активное участие родителей в проекте;

Дидактические игры

Дидактическая игра «Узнай растение»

Дидактическая игра «Узнай кустарник»

Дидактическая игра «С какого дерева упал листок?»

Настольная игра «Сложить цветок» (кубики)

Дидактическая игра «Цветок – имя»

Дидактическая игра "Вершки - корешки"

Игра «Картинки – пазлы

Чтение литературных произведений.

• Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А. Стрижева.

• А. Онегова "Тропинка полевая",

• Н. Павловой "Загадки цветов",

• А. Плешакова "Зеленые страницы",

• Э. Шима «Сказки, найденные в траве»,

• С. Козлова «Волшебная травка зверобой»,

• К. Паустовский «Заботливый цветок»

Стихи и загадки.

С. Баруздин «Подорожник».

А. Алферова «Тысячелистник».

Т. Голикова. «Пижма».

А. Алферова «Зверобой».

А. Алферова «Иван – чай».

Е. Маленкина «Ромашка».

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

[

Занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение,

закрепить навык измерения с помощью условной меры;

Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний;

Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения.

Музыка (музыкальное сопровождение);

Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

Наше сегодняшнее путешествие будет проходить под девизом

"Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты".

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Звучит фонограмма "Звуки леса".

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3. Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

- И крапиву, и одуванчик, ромашку

и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

- Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

- Как человек стал искать помощи у разных растений? (Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

- Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали?

Где, его можно встретить?

(Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

- Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения?

(Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

- Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

- Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

- Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, ….)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

- Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

- Но почему же всё - таки крапива обжигает?

Как вы думаете?

(ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

- Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

- А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник).

- Правильно, тысячелистник.

Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

- Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

- Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т. д.)

- Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

- Что готовят из ягод?

(Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

- Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

- А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

- Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян?

(Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей И. П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И. П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

руки в стороны;

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

маленьких детей;

И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх

(2 раза);

Кап – кап – кап! И. П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Кап – кап – кап!

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре, отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

- Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете) (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций, а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека. Послушайте:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

- Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра «Мы - фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т. д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля, Соня – витаминный и т. д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Викторина в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Цель: выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе.

Вопросы к викторине:

1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел);

2. Достаточно съесть 5-7 ягод в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят вас витаминами. Что это за ягода? (рябина);

3. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама (мать – и – мачеха);

4. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны (подорожник);

5. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик);

6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы (мята);

7. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами (шиповник);

8. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки);

9. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению (крапива);

10. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы (зверобой);

11. Какая ягода заменяет лимон? (клюква);

12. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);

13. Когда следует собирать лекарственное сырьё? (Когда в растенияхнакапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).

14. Назовите правила сушки лекарственного сырья? (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают).

Публикации по теме:

Детский проект по познавательно-исследовательской деятельности «Зелёная аптека» 1 слайд: В нашем крае есть растения, их используют в лечении. Череда, шалфей, душица в каждом доме пригодится. Липы цвет и кора дуба нас.

Информационно-практико-ориентированный проект «Зелёная красавица» в подготовительной группе .

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Зелёная аптека» Цель: Дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного.

Краткосрочный экологический проект «Зелёная ёлочка — дольше живи!»Краткосрочный экологический проект «Зелёная ёлочка — дольше живи!» Проблема: Каждый год из леса привозят красавицу ель, для празднования Нового года. Много написано стихов, песен и рассказов о новогодней.

Педагогический проект «Чистюли» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 27 «Росинка» Проект в первой младшей.

Педагогический проект педагогический проект «Мой любимый город» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос.

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Зеленая аптека» в средней группе Участники проекта: педагоги – дети средней группы – родители воспитанников. Сроки выполнения проекта: 01.09. – 30.09.2017г. Вид проекта.

Проект «Зеленая аптека» для детей второй младшей группы Проект «Зеленая аптека» (Для детей второй мл. группы) Подготовили воспитатели: Федоров И. П. Гудилова А. С. Образовательная область: познавательное.

Ролево-игровой проект «Аптека» Тип проекта: ролево-игровой (имитационно-деловой) По времени: краткосрочный (1 неделя) По количеству участников: групповой Участники проекта:.

Экологический проект «Зеленая аптека. Дикорастущие лекарственные растения»Экологический проект «Зеленая аптека. Дикорастущие лекарственные растения» Экологический проект «Зеленая аптека» Подготовительная группа Воспитатель: Мартынова О. А 2017 Задачи: закрепить представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Зелёная аптека»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 20:57
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Зелёная аптека»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Зиновьева (УИ 1453404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД