Эльвира Зиновьева
Педагогический проект «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» с. Визинга.
Педагогический проект
«Зелёная аптека»
Авторы проекта:
Зиновьева Эльвира Анатольевна,
Делкова Ирина Ивановна,
воспитатели подготовительной группы
МАДОУ «Детский сад №9» с. Визинга
Содержание
1. Паспорт проекта ….3
2. Актуальность, цель, задачи проекта…5
4. Этапы реализации проекта… 6
5. Результаты проекта… 8
6. Литература…. 10
7. Приложения:
Публикация «Педагогический проект „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Темочки
Паспорт проекта
Название проекта Зелёная аптека
Адрес С. Визинга, улица Северная, 8 «б», Сысольский район, Республика Коми.
Тип проекта Познавательно - исследовательский
Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный работник, воспитатель по экологическому воспитанию, медицинский работник.
Срок реализации проекта Февраль – март 2017
Вид проекта Социальный, познавательно - иследовательский
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемые продукты проекта Альбом «Лекарственные растения Республики Коми»;
Особенность проекта Обеспечивает преемственность в воспитании между семьёй и детским садом.
Распределение деятельности между участниками проекта:
Педагоги:
1. Организуют работу по реализации проекта
2. Помогают в оформлении мини библиотеки «Зелёная аптека», альбома «Лекарственные растения Республики Коми»;
3. Участвуют в презентации и защите проекта;
4. Изготовление дидактических игр по теме проекта;
5. Ознакомление с художественной литературой по теме проекта;
Дети:
1. Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников;
2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи;
3. Участвуют в оформлении альбома «Лекарственные Растения Республики Коми»;
4. Участвуют в презентации и защите проекта;
5. Проводят опрос сотрудников детского сада;
Родители:
1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников о лекарственных травах;
2. Участвуют в сборе экспонатов для мини библиотека «Зелёная аптека»;
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Цель: познакомить с миром целебных трав Республики Коми, правилами сбора и применением для оздоровления организма.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить с лекарственными растениями Республики Коми, о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;
- Познакомить детей с правилам сбора и хранения лекарственных растений;
- Формировать навыки исследовательской деятельности
Развивающие
- Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности;
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения;
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах;
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках;
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края;
-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта Педагоги Дети Родители
1 этап - подготовительный 1. Изучить педагогическую литературу;
2. Познакомить родителей с целями, задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость;
3. Подбор литературы о лекарственных растениях по теме проекта; 1. Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения Республики Коми» с целью определения темы и проблемы проекта;
2. Сбор информации из разных источников, литературы, аудио и видео материала по теме проекта;
3. Знакомство с произведениями детских писателей по теме проекта; 1. Круглый стол с родителями «Знакомство с проектом»;
2. Совместно с ребёнком собирают материал по теме проекта;
2 этап- Основной (практический) 1. Проведение бесед на тему проекта;
2. Чтение художественной литературы, просмотр фильмов и мультфильмов;
3. Организация встречи с библиотекарями в детской библиотеке, медсестрой, экскурсия в музей;
4. Наблюдение, художественное творчество, дидактические игры;
5. Создание мини библиотеки «Зелёная аптека» 1. Совместно с родителями собирают информацию из разных источников;
2. Исследование по теме проекта;
3. Опрос сотрудников детского сада и родителей;
4. Создание мини – библиотеки «Зелёная аптеки»; 1. Чтение рассказов о лекарственных растениях Республики Коми;
2. Совместно с детьми собирают информацию из разных источников по теме проекта;
3. Сбор книг, альбомов, рукотворных книг по теме проекта;
4. Совместно с детьми участвуют в создании альбомов о лекарственных растениях, рукотворных книг, странички книги рецептов;
3 этап
Заключительный Организация презентации проекта, участие в защите проекта; Защита и презентация детского проекта «Кипрей – это лекарственное растение?» Оказание помощи в подготовке детей к защите и презентации детского проекта;
Ожидаемый результат:
1. У детей пополнятся знания о лекарственных растениях Республики Коми, правилах сбора и их применении в лечебных целях;
2. Создание детьми альбома «Лекарственные растения Республики Коми»;
3. Активное участие родителей в проекте;
Дидактические игры
Дидактическая игра «Узнай растение»
Дидактическая игра «Узнай кустарник»
Дидактическая игра «С какого дерева упал листок?»
Настольная игра «Сложить цветок» (кубики)
Дидактическая игра «Цветок – имя»
Дидактическая игра "Вершки - корешки"
Игра «Картинки – пазлы
Чтение литературных произведений.
• Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А. Стрижева.
• А. Онегова "Тропинка полевая",
• Н. Павловой "Загадки цветов",
• А. Плешакова "Зеленые страницы",
• Э. Шима «Сказки, найденные в траве»,
• С. Козлова «Волшебная травка зверобой»,
• К. Паустовский «Заботливый цветок»
Стихи и загадки.
С. Баруздин «Подорожник».
А. Алферова «Тысячелистник».
Т. Голикова. «Пижма».
А. Алферова «Зверобой».
А. Алферова «Иван – чай».
Е. Маленкина «Ромашка».
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие в дивный мир лекарственных растений»
[
Занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе
Вид занятия: итоговый
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.
Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение,
закрепить навык измерения с помощью условной меры;
Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний;
Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения.
Музыка (музыкальное сопровождение);
Чтение художественной литературы (художественное слово);
Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;
Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)
Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.
Наше сегодняшнее путешествие будет проходить под девизом
"Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты".
Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.
Звучит фонограмма "Звуки леса".
Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих
травах, и попробуйте отгадать их названия.
1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»
1. Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня. (Крапива).
2. Рос шар бел,
дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик).
3. Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая? (Ромашка)
4. Каждый лист мой любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.
2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»
- И крапиву, и одуванчик, ромашку
и подорожник можно объединить в одну группу, какую?
(Это лекарственные растения)
Давайте поговорим о лекарственных растениях.
- Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)
- Как человек стал искать помощи у разных растений? (Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)
Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.
Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».
Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.
Посмотрите на это растение (показ на плакате).
- Как оно называется? (Подорожник)
- Почему его так назвали?
Где, его можно встретить?
(Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
- Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения?
(Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)
- Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
- Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)
- Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, ….)
Пройдите к следующему плакату.
О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)
- Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
- Но почему же всё - таки крапива обжигает?
Как вы думаете?
(ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.
- Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
- А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник).
- Правильно, тысячелистник.
Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
- Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)
- Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т. д.)
- Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)
- Что готовят из ягод?
(Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)
- Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)
- А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)
- Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян?
(Делают отвары, настои)
Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.
А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, лей веселей И. П. руки на поясе - имитирующие
движения капель двумя руками
сверху вниз;
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей И. П. руки на поясе – выполнять
повороты влево, вправо, разводя
руки в стороны;
И для маленьких детей, присесть и показать руками рост
маленьких детей;
И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх
(2 раза);
Кап – кап – кап! И. П. руки на поясе - имитирующие
движения капель двумя руками
сверху вниз;
Кап – кап – кап!
3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.
Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре, отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.
- Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.
Дети рассказывают и объясняют -
Правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему)
Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему)
Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете) (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему)
Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.
А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?
Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для
дальнейшего размножения.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.
-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций, а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.
Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека. Послушайте:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни!
Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.
- Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).
И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.
3. Исследовательская игра «Мы - фармацевты»
Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т. д.
Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля, Соня – витаминный и т. д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.
Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.
Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)
Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!
Викторина в подготовительной группе «Лекарственные растения»
Цель: выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе.
Вопросы к викторине:
1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел);
2. Достаточно съесть 5-7 ягод в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят вас витаминами. Что это за ягода? (рябина);
3. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама (мать – и – мачеха);
4. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны (подорожник);
5. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик);
6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы (мята);
7. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами (шиповник);
8. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки);
9. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению (крапива);
10. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы (зверобой);
11. Какая ягода заменяет лимон? (клюква);
12. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
13. Когда следует собирать лекарственное сырьё? (Когда в растенияхнакапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
14. Назовите правила сушки лекарственного сырья? (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают).