Галина Бурзыкова
Проект «Сибирская тайга и ее обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта
По продолжительности: краткосрочный
Срок реализации проекта: 2 недели
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей данной темой, поддержка детской инициативы.
Задействованы образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Постановка проблемы: Какие животные обитают у нас в Тайге? Какие у них повадки? Как они питаются? Почему нужно охранять животных, природу?
Актуальность проекта:
Мир животных весьма разнообразен. Все они живут в различных природных условиях, имеют свои характерные особенности. В среднем дошкольном возрасте дети уже имеют небольшое представление о различных животных, но знания о них не всегда точны и правильны. Часто понятия детей о животных основаны на мультикаплиционных фильмах и сказках. Поэтому, важно расширить понятия детей о жизни животных в природных условиях Сибири.
Цель.
Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных Сибири, воспитание ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи.
Закрепить знания детей о диких животных родного края. Закреплять знания о внешнем виде, месте обитания, о способах добывания пищи. Пополнить развивающую среду по теме проекта. Воспитывать любовь к животным.
Этапы проекта
Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- привлечь родителей к подбору литературы и настольно – печатных игр.
Основной этап
- реализация проекта
Заключительный этап
- изготовление макета.
ОО Познание – расширять представления детей о тайге, животных Сибири, формировать элементарное экологическое сознание.
ОО Коммуникация - развивать речь детей.
ОО Чтение художественной литературы – чтение стихов о животных Сибири.
ОО Физическая культура – развивать ловкость, координацию движений.
ОО Безопасность – формировать навыки безопасного поведения в лесу.
Предшествующая работа: беседы с детьми, чтение и разучивание стихотворений о животных Сибири, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Срок Содержание Участники Ответственный
Подготовительный этап
Пятница Подбор произведений художественной литературы о животных.
Подбор иллюстраций на тему «Дикие животные нашего леса».
Создание предметно - развивающей среды для организации игр. Педагоги, родители, дети Воспитатель
Основной этап
Понедельник Беседа «Дикие животные тайги»
Подвижная игр «У медведя во бору»
Дидактическая игра «Кто где живёт»
Словесная игра «Назови по порядку»
Чтение: р. н. сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Педагоги, дети Воспитатель
Вторник Беседа «Как звери зимуют».
Игра «Подбери словечко»
Чтение: р. н. сказка «Хвосты»
Дидактическая игра «Кто чем питается»
Подвижная игра
«Лиса в курятнике»
Среда Беседа «Повадки животных»
Игра «Посчитай!»
Дидактическая игра «Назови детеныша»
Чтение: р. н. сказка «Заюшкина избушка»
Рассматривание иллюстраций о животных.
Отгадывание
загадок на тему
«Дикие животные тайги»
Проблемная ситуация «Что делать, если ты заблудился в лесу? Правила поведения в лесу.»
Подвижная игра
«Волк и зайцы»
Четверг Беседа "Охрана животных"
Чтение стихотворений о животных
Игровое упражнение «Угадай животное».
Игра «Назови ласково»
Конструирование
«Теремок для зверей» из различного конструктора.
Рассматривание сюжетных картин по теме «Дикие животные наших лесов»
Пятница
Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме «Дикие животные»
Словесная игра «Подбери признаки к животному»
Подвижная игр «Волк во рву»
Просмотр презентации «Дикие животные»
Заключительный этап
Изготовление макета
Педагоги, родители, дети Воспитатель
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Загадки о животных
Из берлоги слышен храп —
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная … (Белка)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж)
Стихи о диких животных
БЕЛОЧКА.
Белочка на веточках
Собирает шишки деточкам.
На земле-грибочки,
Ягодки-с кусточков.
И спешит к себе в дупло-
Детки ждут ее давно.
ВОЛЧАТА.
В волчьей стае-прибавленье.
Трое маленьких щенят,
Друг за дружкой, на лужайку,
Выползают серой стайкой.
И ворчат, пищат, скулят
Трое маленьких волчат:
Маму ищут-есть хотят.
ЕЖИК.
Ежик-папа, для семьи,
Собирал в лесу грибы.
На пенечке, для ежат,
На обед собрал опят.
ЗАЙКА.
Зайка-беленький зимой,
По весне совсем другой.
Шубку он весной меняет,
С серой шерсткой надевает.
Медведь.
На колоде у болота
Шил медведь медвежьи боты.
Любовался ботами -
Хорошо сработаны!
Мехом оторочены,
Пятки скособочены.
Ходят медвежатки,
Косо ставят пятки
РЫСЯТА.
Все рысята, как котята,
Мур-мурлычат, когда спят.
Но когда они сердиты,
То на всех они ш-ш-шипят.
ЕЖ.
Кто сопит, когда сердится?
Кто в лесу сову боится,
И хитрющую куницу,
Тигра, рыжую лисицу?
Убегает от них ловко,
У него своя уловка,-
Прячет носик, прячет лапки,
И катится он по травке,
Под зелененький кусточек
И сидит в своем клубочке.
Кто же это?
Это. (еж).
На кого же он похож?
ЛИСА.
У лисицы хвост пушистый
И такой большой, большой.
На макушке-две подружки.
Эти маленькие ушки
Сторожат ее покой.
Рыжая плутовка,
Ах, какая ловкая!
Не сидится в норке ей,
Ловит для лисят мышей.
Только заяц не боится
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон!
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера-зеркала
Из зеленого стекла.
Зябнут птицы.
Зябнут звери.
Запирают в норах двери,
Залезают в дупла, в гнезда.
В синем небе звезды мерзнут,
Затухают на заре -
Ух морозно в январе!
Только заяц не боится -
Возле озера резвится,
Зорьке улыбается.
Заяц закаляется!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Беседа "Охрана животных"
Цель:
- Формирование знаний детей о проблемах охраны природы, диких животных нашего края.
- Воспитание бережного отношения к природе и животным.
Ход:
Я хочу вам рассказать о Международном союзе охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда же была создана специальная служба спасения, которая составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
В: Для чего нужна Красная книга?
(Она нам говорит о том, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)
В: А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
Д: (Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).
В: Правильно?
В: Книгу назвали Красной потому, что красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, который заставляет остановиться и одуматься.
Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Составление Красной книги потребовалось много лет. Позднее она еще раз переиздавалась.
Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дает хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения.
Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь животные связаны между собой цепью питания. (Например: оберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается. Так же надо беречь и дом животных – это леса, водоемы, луга.). Вот и путешествие подошло у нас с вами к концу. Подведем небольшой итог нашего занятия.
Зачем человек должен знать о красной книге?
Д: Что многие животные исчезают и их человек должен беречь.
В: А как вы понимаете слово беречь? (работа в группах) – правила поведения в природе.
- не разорять гнезда птиц.
- не истреблять животных.
- не кричать в лесу.
- не ломать ветки деревьев.
Берегите и охраняйте природу. Как можно и как нельзя относиться к ней, ты уже много знаешь и умеешь. Но еще больше предстоит узнать и научиться. По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
Беседа: "Как зимуют животные?"
Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Беседа «В лесу мы только гости». Правила поведения в лесу.
Цель: познакомить детей с правилами поведения в лесу.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его обителям.
2. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
3. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений.
Ход занятия. В начале занятия воспитатель включает для детей видеоролик.
Ребята, вы любите ходить на вылазку на природу? Но посещая лес, нужно обязательно соблюдать правила поведения, по которые говорилось в видеоролике, иначе опасность угрожает лесным жителям и вам. Многие опасные вещи вам кажутся весьма привлекательными: насекомые, яркие ягоды, грибы, лягушки и змеи, дикие животные, костры. Все неизведанное манит.
Прошу строго запомнить: «Вы – гости в лесу!» Поход в лес ничем не отличается от похода в гости. Здесь живут звери, насекомые, птицы… Для животных лес – это дом. Мало кому понравятся гости, которые все крушат, ломают и пугают хозяев. Не ломай ветки деревьев. Когда-нибудь птица совьет на ней гнездо. Не обдирай и не царапай кору. От этого дерево будет болеть и сохнуть. Не кричи. Громкие звуки пугают местных жителей. Не кидай мусор, не бей стекла. Лес станет грязным и небезопасным для обитателей. Да и сам ты можешь пораниться. Не жги сухую траву и не играй с огнем. Пожар может вспыхнуть внезапно. Знай, что «бегает» огонь быстрее человека. Не выдирай цветы, растения и грибы с корнем. Они навсегда погибнут. Не разоряй гнезда, муравейники, норы. Это дом живых существ, которые приносят немалую пользу человеку. Ходи по тропинкам, чтобы не навредить насекомым и растениям.
Почему природу мы называем дикой? (ответы детей)
Природу не зря называют дикой. Ежик – не котик. Он может укусить. Лесные звери не приручены человеком. Для них человек чужак, от которого нужно защищаться. Не подходи близко к детенышам животных. Поблизости наверняка есть взрослые звери, которые кинутся на помощь своим деткам. Если ты заметил змею или дикое животное, замри и стой на месте. Тогда они тебя не тронут. Не бери в руки насекомых. Многие из них кусаются, притом очень больно. Не лови бабочек. Нежная пыльца на крылышках сотрется, и бабочка не сможет летать. Не трогай руками птенцов и мелких животных. После этого мама и папа никогда их не признают. А еще многие из них переносят опасные заболевания. Не ешь и не собирай ягоды и грибы, которые ты плохо знаешь. Среди них встречаются ядовитые. Не уходи далеко от взрослых. В лесу очень легко потеряться. Ты должен видеть людей, или, по крайней мере, слышать их голоса.
Люби природу и она одарит тебя. В лесу свои законы и правила. Если их уважать, природа, словно гостеприимная хозяйка, подарит тебе свою красоту.
Что можно делать в лесу: Отдыхать в тени и прохладе. Собирать землянику, голубику, малину, бруснику, ежевику и другие вкусные ягоды. Аккуратно срезать хорошо знакомые грибы. Изучать и собирать целебные травы. Изучать поведение насекомых. Наблюдать за животными и птицами (если не шуметь, они обязательно покажутся). Убирать мусор за собой и другими людьми. Может так служится, что ребенок потерялся в лесу.
Запомните и следуйте следующим правилам, если с вами такое случилось. Потеряться в лесу не так страшно, если в кармане лежит свисток, а сам ты одет в яркую одежду. (Почему? Ответы детей.) Оглядись по сторонам. Если впереди виднеется тропка, выйди на нее. Оставайся на месте. Продолжая двигаться, ты уйдешь от людей дальше. Подай сигнал. Покричи, посвисти в свисток. Периодически повторяй попытки. Обозначь место, где ты находишься. Сложи горку из камней, выложи рисунок палочками, привяжи к ветке что-то яркое. Попробуй потрусить дерево. Это поможет спасателям заметить тебя с воздуха. Если начинает темнеть, подумай о ночлеге. Сделай лежанку из листьев и веток за деревом. Укройся листвой. Не ешь незнакомые ягоды и грибы. Не пей из источников. Ты можешь прожить без воды и еды очень долго. Не отчаивайся. Если оставаться на месте, помощь придет до того, как ты успеешь серьезно проголодаться. Природа может быть опасной, если не уметь с ней обращаться. Сорвешь цветок – пчелка не соберет нектар и не сделает мед. Сломаешь ветку – погубишь дерево и лишишь дома птиц. Вырвешь траву – разрушишь укрытие лесных зверьков и насекомых. Все в природе взаимосвязано.
К этим правилам нужно относиться очень серьезно. Давайте их вспомним еще раз. (Дети отвечают, воспитатель помогает вспомнить. Для упрощения можно использовать карточки или плакат).
1. Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой.
2. Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Тем более не приносить их домой.
3. Не разрушать норы, гнезда, муравейники, ведь это чей-то дом.
4. Не шуметь, не слушать громко музыку, так вы пугаете лесных жителей. Если вести себя тихо, то можно будет их рассмотреть поближе.
5. Не собирай неизвестные грибы и ягоды, есть риск отравиться. Но при этом не топчите ядовитые и неизвестные грибы и ягоды, они являются кормом и лекарством для диких животных.
6. Не вырывайте растения с корнем, они могут исчезнуть. Не ломай ветки, не обдирай кору.
7. Не играй с огнем. Костер можно разводить только в переносном мангале и специально выкопанной яме и в присутствии взрослых. Сухие ветки и листья нужно отодвинуть подальше от костра.
8. Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, выйди на открытое место (тропинка, полянка) и жди помощи. Перед походом в лес одень закрытую яркую одежду, заправь штаны в носки и возьми свисток.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дидактические игры по теме «Дикие животные»
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Кто где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель игры: развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться. Увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова воспитателя. Повышение эмоционального уровня и сплоченности группы.
В игре можно использовать либо полумаску медведя, либо карнавальную шапку или маску медведя.
Ход игры: Медведь садится на корточки и изображает сон (складывает ладошки, наклоняет голову и кладет ладошки под голову). Детки, имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. После того, как воспитатель произносит стишок
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
и произносит долгий звук «р-р-р-р», дети разбегаются. И кого догонит медведь становится следующим «медведем»
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Программное содержание:
-Упражнять в беге, отрабатывать умение в прыжках на обеих ногах, в приседании;
-Учить детей выполнять игровые правила;
- Развивать психофизические качества (ловкость, выносливость, быстроту).
- Развивать чувство коллективизма;
Инвентарь: маска волка, маски зайца.
Ход работы:
В: - Всех детей зовем играть будем дружбу укреплять. Очень нравится игра, крикнем громко все «Ура!». Ребята, а вы хотите поиграть в интересную игру?
Д: - Да!
В: - А в какую игру мы будем сегодня играть, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадка:
Зверь ушастый, летом _серый
А зимою снежно - белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся.
Д: - Заяц.
В: - Правильно, это заяц. Теперь отгадаем вторую загадку.
Загадка:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …
Д: - Волк.
В: - Правильно! Сегодня мы будем играть в игру «Зайцы и волк». Вы хотите поиграть?
Д: - Да!
-Вот ребятки посмотрите. К нам в гости прискакал зайка. Показать детям игрушку – зайца (можно одного ребенка) - Заяц тоже хочет поиграть с нами, возьмем его? (да)
В: - Тогда все дружно сделаем один большой круг. (Дети вместе с воспитателем встают в круг.)
В: - Все внимательно послушаем, как надо играть. Одного из играющих выберем «волком», а остальные будут «зайцами». На одной стороне площадки будут кружочки-домики «зайцев», а на другой стороне овраг, в котором будет сидеть «волк». Воспитатель говорит:
Зайки скачут.
Скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают —
Не идет ли волк.
«зайцы» выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли «волк». Когда воспитатель произносит последнее слово, «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой домик. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в овраг.
Все поняли правила?
Д: - Да
В: раз, два, три…игра началась!
Методическое обеспечение
1. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.