Оксана Ивахненко
Проект «Родное слово»
"Дар слова главным образом опирается
на логическую способность,на способность
отвлекаться от конкретных представлений и
возводить эти конкретные представления в общее
понятие,различать и комбинировать эти понятия,
находить между ними сходные и различающие
признаки,сливать их в одно общее суждение.
Развивать в детях дар слова-значит почти то же
самое,что развить в них логичность мышления.
К. Д. Ушинский.
Цель:Формировать интеллектуальные и творческие способности дошкольников
при знакомстве детей с окружающим миром через игру.
Задачи:
Публикация «Проект „Родное слово“» размещена в разделах
Младшая группа:.Развивать воображение,внимание,логическое мышление.
Учить отгадывать загадки.
Средняя группа. Приобщать детей к своеобразной красоте малых форм
поэзии (отгадывание загадок).
Расширять представление о домашних животных и их
детёнышах.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное
отношение к ней.
Старшая группа. Закреплять представление о предметах и явлениях
окружающей действительности,классифицировать их по
группам.
Вырабатывать у детей умение передавать в живом слове
свои мысли.
Учить логически мыслить,использовать имеющийся у детей
запас образов и личного опыта в распознавании предметов
и определении их значения.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Гипотеза:Формирование интеллектуальных и творческих способностей через
знакомство с окружающим миром будет проходить успешно если:
1. Будут созданы условия для развивающих игр в группе.
2. Логические игры будут являться частью педагогического процесса.
3. Такая работа будет проводиться с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей детей.
Речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира. Известно,
чем активнее работает мозг,тем лучше развиваются его структуры,а значит,быстрее восстанавливаются нарушенные речевые,психические функции. Интеллект растёт пропорционально получаемой информации. Основой такой работы по развитию речи и одновременно ознакомлению с окружающим миром является комплексно-тематический метод,которым учим чувствовать,познавать и действовать. В процессе познания включаются все органы чувств. Ребёнок слушает,смотрит,пробует на вкус,улавливает запахи,открывая многообразие признаков предметов. Врождённая потребность в новых впечатлениях составляет основу развития любознательности. Ребёнка необходимо учить
использовать богатство своей памяти,управлять её процессами. Нужно спрашивать,что он видел сегодня,что делал в детском саду,какую сказку слушал,о чём разговаривал по телефону с бабушкой,добиваясь подробных,развёрнутых ответов. Рассматривая с ребёнком
рисунки,иллюстрации в книгах,называем объекты и спрашиваем:"Кто это?Что это?",побуждая их узнать,руководя развитием воображения. Процесс воображения,будучи
тесно связан с памятью. В то же время отличается от неё своей задачей. Задача памяти-воспроизвести действительность,как можно точнее. Задача воображения-как можно дальше отойти от неё.Знания,которые ребёнок усвоил,он стремится проверить на практике. Он включает их в игру,становясь продавцом,шофёром,строя дом. Так,знакомясь на занятиях со свойствами дерева и металла,ребёнок узнаёт,действительно ли будет плавать деревянный предмет,а металлический утонет. Воображение требует достаточно развитой способности анализировать признаки предметов. Таким образом дети учатся обобщать,рассуждать,приходить к умозаключению. Это можно увидеть,играя в такую игру,как "Назови лишнее".В процессе воображения активно включается мышление. Эту способность детей развиваю на играх,типа"На что похоже?".Предлагаю догадаться,почему одуванчик похож на солнышко,подснежники-на капельку?Устраиваю соревнования,кто больше придумает сравнений,например,на что похож цыплёнок,снежинка,берёзовый лист?.Постепенно дошкольники познают взаимосвязь в окружающем мире,постигают его законы,это приводит к возрастанию критичности мышления и воображения. И тогда,чётко зная реальные функции и признаки объектов,ребёнок сознательно заменяет их вымышленными. Дети начинают создавать "перевёртыши",небылицы. Тем самым намеренно искажают действительность,зная,как бывает на самом деле. Предлагаю детям иллюстрации,содержащие искажения действительности,предлагаю найти то,что неправильно,и объяснить,почему он так считает. Дети любят такие нелепицы и охотно ищут то,что художник неправильно отразил в своей картине. Беседуя по рассказу "Сыновья"Л. Толстого,дети приходят к выводу,что можно одного только мальчика назвать сыном,котоый без всяких напоминаний пришёл на помощь матери. А остальным подойдёт слово-лентяи. Такие произведения показывают,что герой-это не тот,кто делает хороший поступок и ждёт,чтобы его похвалили. Настоящий герой-это тот,кто помогая другим остаётся незамеченным,не выставляет это напоказ. Наблюдая за процессами в природе,ребёнок устанавливает причинно-следственные связи:если прутик поставить в воду,он оживёт. В экспериментах дети активно используют свои знания,опираясь на них в постановке опыта (растениям нужна вода)и в то же время получают новые знания (вода оживляет растения).Так,наблюдая за ветками,дети видели,как набухают почки,как появляются молодые,клейкие листочки. а у веток вербы появились корешки. И если эти ветки посадить в землю и продолжать ухаживать за ними,то вырастет большой кустарник. Тем самым дети пронаблюдали,каким способом можно размножать деревья. Ценность состоит,прежде всего в том,что ребёнок получил знания самостоятельно. С первой минутой жизни ребёнок воспринимает предметы и явления окружающего мира,непосредственно воздействующие на его органы чувств. и в его сознании они отражаются в совокупности их свойств,сторон и качеств. Образы предметов и явлений запечатлеваются в сознании ребёнка,и он овладевает способностью
к представлению знакомых ему предметов и явлений,а также формирует понятие о них,т. е становится способен описать предмет или явление. Постепенно в сознании ребёнка начинается переработка образов восприятия и представлений,понятий,в ходе,которых создаются новые образы,т. е у ребёнка развивается воображение.
На развитие воображения предлагаю игру "Бывает-не бывает".Ребёнку надо представить ситуацию,которую я описываю и сказать,бывает ли то,о чём идёт речь. Например:"Волк бродит по лесу","Волк на дереве сидит","В кастрюле чашка варится","Кошка по крыше гуляет","Собака по крыше гуляет","Лодка по небу плывёт","Девочка рисует домик","Домик рисует девочку"и. т. д. Загадки помогают развивать у ребёнка воображение,учат быть внимательными. развивают речь. логическое мышление. В игре с малышами использую карточки с изображением единичных предметов и живых существ. Я зачитываю текст загадки. Во время чтения загадки,ребёнок рассматривает картинки и,если среди них найдётся предмет,являющийся отгадкой. то ребёнок говорит:"Это про. "-и объясняет почему. Такое объяснение помогает малышу проанализировать как смысл загадки,так и "структуру"имеющейся отгадки-картинки. Анализ одного и того же предмета или явления двумя встречными способами очень полезен детям. так как способствует умственному развитию. Если ребёнок ошибся,то я объясняю ошибку,но не даю отгадку. Если ребёнок даёт не полное объяснение,то дополняю его.
Ёж. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала
Потом вдруг побежала.
Белка. В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу
Хожу в пушистой шубе
Орешки я грызу.
Петух. Он носом в землю постучит.
Взмахнёт крылом и закричит,
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский совершенно справедливо утверждал,что каждый малолетний ребёнок есть величайший труженик нашей планеты,поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Для того,чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил более интенсивно и вместе с тем занимательно,в народной педагогике уже исстари существовало множество приёмов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова. развитие вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию. Известно,что интеллектуальное развитие ребёнка во многом зависит от того,в каком возрасте начать с ним заниматься и насколько интенсивной будет его умственная работа среди различных детских игр. Особое место занимают познавательные игры. Они дают ребёнку возможность проявить творческую активность. расширяют его кругозор,развивают находчивость. смекалку. пробуждают интерес к знаниям. Любая игра ставит перед ребёнком ту или иную задачу,которая непременно должна быть решена. Причём успех игр зависит не только от правильности ответа,но и от быстроты реакции,что особенно важно в коллективных играх. Работа строится согласно важнейшему правилу педагогики (от простого-к сложному).Если вначале мы предлагаем в качестве упражнений практиковать с ребёнком повторы словесных вариантов. дублирующие примеры,которые даёт взрослый("раздели на слоги","найди лишнюю букву",то позднее игра уже будет рассчитана на возросший аналитический и интеллектуальный уровень ребёнка (например:"назови антоним","разгадай шараду").Работая с загадками стараемся приобщать детей к своеобразной красоте малых форм поэзии,учим видеть за краткой иносказательной формой чёткое изображение того предмета или явления,о котором думал автор. создавая загадку. Таким образом,отгадывая загадки,ребёнок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи:отгадывать предметы и действия по описанию,группировать их по различным свойствам и признакам. Должен уметь найти ответ,вспомнить,догадаться,сравнить с чем-то известным,сделать правильное умозаключение,используя имеющиеся знания и опыт. Загадки развивают любознательность,умение сосредоточить внимание,способность не стандартно мыслить. Отгадывание загадок-это поиск,раскрытие каких-либо свойств предмета или явления и отношений между ними,преодоление инертности ума,стремление к познанию. При этом у детей развивается интуиция,догадка,смекалка,скорость мышления,умственная активность,логическое мышление. Работа с ребусами,шарадами,кроссвордами,загадками знакомит с богатством русского языка,обогащает словарный запас детей. Загадки развивают у ребят большой интерес. Подобные занятия формируют важные качества ребёнка:самостоятельность,наблюдательность,находчивость,сообразительность,способность к волевому усилию для достижения поставленной цели т. е развиваются качества необходимые для профессионального мастерства,в какой бы сфере потом он не трудился. Подобными занятиями увлекались многие императорские особы,а так же поэты,учёные,музыканты,в числе которых-Александр Сергеевич Пушкин,Кондратий Фёдорович Рылеев,Святослав Теофилович Рихтер.