МААМ-картинки

Проект на тему: «Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»

Татьяна Субботина
Проект на тему: «Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление

Публикация «Проект на тему: „Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ“» размещена в разделах

Технологическая карта проекта.

Содержание Пояснения

Название проекта Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»

Тип Психолого-педагогический

Организатор, куратор проекта Педагог-психолог ДОУ

Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе

Участники Дети, педагоги

Целевая группа Воспитанники ДОУ 3-7 лет

Масштаб Долгосрочный

Основания для разработки проекта, проблема Любой ребёнок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. Неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одарённости в зародыше, проблема проявления творчества педагогов в работе с детьми

Цель Развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребёнка.

Задачи 1. Дать малышам комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно

2. Сформировать у детей принципы самостоятельности мышления

3. Развитие творческих способностей детей

4. Учить самостоятельно создавать образ новой вещи, явления, не имеющих аналогов на основе умственных действий.

5. Вовлечь педагогов в творческий поиск

Стратегии и механизмы реализации Составление тематических планов работы, отдельных проектов по направлениям, назначить ответственных, определение сроков.

Ожидаемые результаты Количественные:

В проекте примут участие детей дошкольного возраста, взрослых

Качественные:

Умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

Развитие у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Вооружение воспитателей инструментом по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

Критерии оценки эффективности реализации проекта Беглость, гибкость, оригинальность мышления

План реализации проекта.

Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения

Работа с детьми 1) Диагностика познавательных процессов, уровня развития воображения

2) Еженедельные занятия с использованием алгоритмов ТРИЗ, согласно лексических тем

3) Детское творчество на любые темы 2 раза в год

В течение года

В течение года

Сотрудничество с родителями 1) Лекция – диалог «Что такое ТРИЗ»

2) Консультация «Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого мышления»

3) Тренинговое занятие с использованием метода МШ

«учим творчески мыслить»

4) открытое занятие для родителей с использованием методов ТРИЗ

5) мини - дискуссия Сентябрь

Октябрь

Январь

май

Сотрудничество с педагогами 1) консультация «Использование алгоритмов ТРИЗ в развитии креативности мышления»

2) Тест «Удовлетворённость работой»

3) Тренинговое занятие с использование МШ «Наши дети - умники и умницы»

4) Беседа «Творческое развитие дошкольников в игре»

5) Конкурс знатоков педагогических секретов

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

май

Методическое сопровождение 1) Микроисследование, анкетирование педагогов

2) Приобретение и изучение литературы по вопросам развития креативности

3) Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития креативности

4) Оформление информационно-методических стендов с методическими рекомендациями, практическими советами по развитию творческого потенциала

Октябрь

Систематически

систематически

Приложение № 1

Примерный план работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Тема занятия Примерное содержание

Осень 1. Ритуал начала занятия

2. Этюд «Осенние листочки»

3. Нахождение противоречий

4. «Чудесный мешочек»

5. Продуктивная деятельность «Кто в домике живёт»

Труд людей в природе 1. Ритуал начала занятия

2. Игра «Осень в гости к нам пришла»

3. Этюд «Как мы трудимся»

4. Использование метода эмпатии

5. Ритуал окончания занятия

Фрукты, овощи 1. Ритуал начала занятия

2. Игра «Чудесный мешочек»

3. Нахождение противоречий

4. Решение противоречия :все хотят попробовать. А фруктов и овощей на всех не хватит

5. Игра «Угадай на вкус»

6. МФО знакомство

Лес (деревья, растения, насекомые) 1. Ритуал начала

2. Противоречия «Лес-хорошо-плохо»

3. Метод эмпатии

4. Выполнение этюдов

5. Ритуал окончания

Птицы

1. Ритуал начала

2. Метод эмпатии

3. Метод фантастической аналогии

4. Выполнение этюдов

5. Ритуал окончания

Хлеб всему голова 1.. Ритуал начала занятия

2. Игра «быстро-медленно»

3. Фантастическая сказка про хлеб

4. Игра «Пройди по дну ручья»

5. Ритуал окончания занятия.

Свойства материалов 1. Ритуал начала занятия

2. Комплекс заданий на определение разнообразных поверхностей

• Твёрдости-мягкости;

• Видов материалов;

• Тепла-холода;

• Веса;

• Скорость движения

3 МФО «Из чего сделаны игрушки» или «Необыкновенная игрушка»

4. Игра «Обезьянки»

5. Ритуал окончания занятия

Домашние животные 1. Ритуал начала

2. Выполнение этюдов

3. МФО «Если бы» (наделение животных признаками другого домашнего животного)

4. Продуктивная деятельность

5. Ритуал окончания.

Дикие животные 1. Ритуал начала занятия

2. Выполнение этюдов

3. МШ «Несуществующее животное»

4. Продуктивная деятельность

5. Ритуал окончания занятия.

Человек и его здоровье 1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «В сказочном лесу»

3. Моделирование маленькими человечками

4. Игра «С кочки на кочку», «Держи равновесие»

5. Ритуал окончания занятия

Осень См. конспект

Зима См. конспект

Как зимуют животные и птицы 1. Ритуал начала занятия

2. Сказка по методу эмпатии «Если бы я был птицей»«Представь, что ты…»

3. Арттерапия «В зимнем лесу»

4. Игра «По следам»

5. Ритуал окончания занятия

Зимние забавы 1. Ритуал начала занятия

2. Приветсвие

3. МФО «Зимние забавы»

4. Этюды «Катание на санках, коньках, на лыжах»

5. Ритуал окончания занятия

Новогодний праздник

1. Ритуал начала занятия

2. МФО «Придумаем подарок»

3. Продуктивная деятельность

4. Ритуал окончания занятия

Человек и спорт 1. Ритуал начала занятия

2. МФО «Лыжи, санки, коньки»

3. Этюд «Мы на прогулке»

4. Ритуал окончания занятия

Посуда 1. .Ритуал начала занятия

2. МШ «Придумать новую посуду»

3. Метод синектики по аналогиям

4. Придумывание фантастических сказок «Жила-была посуда»

5. Ритуал окончания занятия

Семья 1. Ритуал начала занятия

2. Этюд «Любящие родители»

3. Выстраивание аналогий по методу синектики

• Прямая;

• Фантасическая

• Компонентная

4. Ритуал окончания занятия

Мебель 1. Ритуал начала занятия

2. МШ «Придумать новую мебель для кукол»

3. Продуктивная деятельность

4. Ритуал окончания занятия

Наша армия родная 1. Ритуал начала занятия

2. Этюд «На посту»

3. Метод нахождения противоречий

4. Продуктивная деятельность

5. Ритуал окончания занятия

Проводы зимы

Встреча весны 1. Ритуал начала занятия

2. Представь и покажи:

• Мягкий пушистый снег;

• Тёплое ласковое солнце;

• Холодный дождик;

Теплый дождик:

• Холодный ветер

3. Метод противоречий «Весна-зима»

4. МФО «Весна – зима»

5. Ритуал окончания занятия

Наши мамы 1. Ритуал начала занятия

2. МФО «Придумать новую посуду, чтобы облегчить маме работу»

3. Этюды «Маме улыбнемся», «Любящий сын»

4. Игра драматизация «Найди свою маму»

5. Ритуал окончания занятия

Животные жарких стран 1. Ритуал начала занятия

2. Фантастические сказки «Кто как разговаривает

3. Метод эмпатии «Если бы я был…»

4. Ритуал окончания занятия

Животные Севера 1. Ритуал начала занятия

2. Метод эмпатии

3. Этюд «Прогулка животных»

4. МФО «Фантастическое животное»

5. Ритуал окончания занятия

Наш город 1. Ритуал начала занятия.

2. МФО «Фантастический город»

3. Продуктивная деятельность

4. Ритуал окончания занятия

Наша страна 1. Ритуал начала занятия

2. МФО «Фантастическая страна2

3. Продуктивная деятельность

4. Ритуал окончания занятия

Планета Земля 1. Ритуал начала занятия.

2. МШ «Планета Земля»

3. Рисование сказочной планеты

4. Ритуал окончания занятия

Транспорт 1. Ритуал начала занятия.

2. МШ «Придумать новый вид транспорта»

3. Продуктивная деятельность

4. Ритуал окончания занятия

ОЗОЖ 1. Ритуал начала занятия

2. МФО «Прогулки», «Подвижные игры»

3. Упражнения на образно-пластическое взаимодействие «Насос и мяч», «Поиграем с воздушным шариком», «Ветер и цветок»

4. Ритуал окончания занятия

Весна 1. Ритуал начала занятия

2. МШ «Придумать фантастическую весну»

3. Продуктивная деятельность

4. Ритуал окончания занятия

Весна 1. Ритуал начала занятия.

2. Метод нахождения противоречий

3. МФО «Весна»

4. Продуктивная деятельность

5. Ритуал окончания занятия

Человек и его тело 1. Ритуал начала занятия

2. Творческая игра «Кто здесь кто»

3. Метод эмпатии «Если бы я был…»

4. Ритуал окончания занятия

Примерный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема занятия Примерное содержание

Осень 1. Ритуал начала занятия

2. Этюд «Осенние листочки»

3. Нахождение противоречий

4. МШ «Фантастическая осень

5. Продуктивная деятельность

Труд людей в природе Ритуал начала занятия

Игра «Осень в гости к нам пришла»

Этюд «Как мы трудимся»

Использование метода эмпатии

Ритуал окончания занятия

Фрукты, овощи Ритуал начала занятия

игра «Чудесный мешочек»

Нахождение противоречий

Решение противоречия :все хотят попробовать. А фруктов и овощей на всех не хватит «Гигантские овощи»

Игра «Угадай на вкус»

МФО знакомство

Лес (деревья, растения, насекомые) Ритуал начала

Противоречия «Лес-хорошо-плохо»

Метод эмпатии

Выполнение этюдов

Ритуал окончания

Птицы

Ритуал начала

Метод эмпатии

Метод фантастической аналогии

Выполнение этюдов

Ритуал окончания

Хлеб всему голова. Ритуал начала занятия

Игра «быстро-медленно»

Фантастическая сказка про хлеб

Игра «Пройди по дну ручья»

Ритуал окончания занятия.

Свойства материалов Ритуал начала занятия

Комплекс заданий на определение разнообразных поверхностей

• Твёрдости-мягкости;

• Видов материалов;

• Тепла-холода;

• Веса;

• Скорость движения

МФО «Из чего сделаны игрушки» или «Необыкновенная игрушка»

.Игра «Обезьянки»

Моделирование маленькими человечками

. Ритуал окончания занятия

Домашние животные Ритуал начала

Выполнение этюдов

МФО «Если бы» (наделение животных признаками другого домашнего животного)

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания.

Дикие животные Ритуал начала занятия

Выполнение этюдов

МШ «Несуществующее животное»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия.

Человек и его здоровье Ритуал начала занятия.

Игра «В сказочном лесу»

Моделирование маленькими человечками

Игра «С кочки на кочку», «Держи равновесие»

Ритуал окончания занятия

Осень См. конспект

Зима См. конспект

Как зимуют животные и птицы Ритуал начала занятия

Сказка по методу эмпатии «Если бы я был птицей»«Представь, что ты…»

Арттерапия «В зимнем лесу»

Игра «По следам»

Ритуал окончания занятия

Зимние забавы Ритуал начала занятия

Приветсвие

МФО «Зимние забавы»

Этюды «Катание на санках, коньках, на лыжах»

Ритуал окончания занятия

Новогодний праздник

Ритуал начала занятия

МФО «Придумаем подарок»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Рождество Ритуал начала занятия

МШ «Фантастическое рождество»

Этюд «Мы на прогулке»

Ритуал окончания занятия

Посуда. Ритуал начала занятия

.МШ «Придумать новую посуду»

.Метод синектики по аналогиям

.Придумывание фантастических сказок «Жила-была посуда»

.Ритуал окончания занятия

Семья Ритуал начала занятия

Этюд «Любящие родители»

Выстраивание аналогий по методу синектики

• Прямая;

• Фантасическая

• Компонентная

.Ритуал окончания занятия

Мебель Ритуал начала занятия

МШ «Придумать новую мебель для кукол»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Мужские профессии Ритуал начала занятия

Этюд «На посту»

Метод нахождения противоречий

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Проводы зимы

Встреча весны Ритуал начала занятия

Представь и покажи:

• Мягкий пушистый снег;

• Тёплое ласковое солнце;

• Холодный дождик;

Теплый дождик:

• Холодный ветер

.Метод противоречий «Весна-зима»

МФО «Весна – зима»

. Ритуал окончания занятия

Женские профессии Ритуал начала занятия

МФО «Придумать новую посуду, чтобы облегчить маме работу»

Этюды «Маме улыбнемся», «Любящий сын»

Игра драматизация «Найди свою маму»

Ритуал окончания занятия

Животные жарких стран Ритуал начала занятия

Фантастические сказки «Кто как разговаривает

Метод эмпатии «Если бы я был…»

Ритуал окончания занятия

Животные Севера Ритуал начала занятия

Метод эмпатии

Этюд «Прогулка животных»

МФО «Фантастическое животное»

Ритуал окончания занятия

Наш город Ритуал начала занятия.

МФО «Фантастический город»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Наша страна Ритуал начала занятия

МФО «Фантастическая страна2

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Планета Земля Ритуал начала занятия.

МШ «Планета Земля»

Рисование сказочной планеты

Ритуал окончания занятия

Транспорт Ритуал начала занятия.

МШ «Придумать новый вид транспорта»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

ОЗОЖ Ритуал начала занятия

МФО «Прогулки», «Подвижные игры»

Упражнения на образно-пластическое взаимодействие «Насос и мяч», «Поиграем с воздушным шариком», «Ветер и цветок»

Ритуал окончания занятия

Весна Ритуал начала занятия

МШ «Придумать фантастическую весну»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Весна Ритуал начала занятия.

Метод нахождения противоречий

МФО «Весна»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Скоро в школу Ритуал начала занятия

МШ «Необыкновенная школа»

Метод эмпатии «Если бы я был…»

Продуктивная деятельность

Ритуал окончания занятия

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект на тему: «Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»
Опубликовано: 26 марта 2012 в 09:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему: «Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Субботина (УИ 5571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД