Лилия Салихова
Проект на тему: «Поиграйте с ребенком в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поиграйте с ребенком в сказку»
I. Информационная карта проекта.
Полное название проекта : «Поиграйте с ребенком в сказку».
Автор проекта : Салихова Лилия Сахипгареевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 3 с. Стерлибашево.
Тип проекта : в течение учебного года.
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Публикация «Проект на тему: „Поиграйте с ребенком в сказку“» размещена в разделах
Участники проекта : дети со II младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Обоснование проблемы:
-неосведомленность родителей о важности совместного чтения с детьми;
-нежелание родителей привлекать детей к совместному выбору сказок с детьми;
-невнимание родителей к книгам в семье.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Проблема: незаинтересованность родителей в организации чтение сказок с детьми.
Цель проекта :
Повышать стремление родителей использовать сказки для формирования развития личности ребенка.
Развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства. Раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам.
Задачи:
для детей:
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках
-учить детей рассуждать,
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать культуру речи,
для родителей:
- расширить знания родителей о сказках для детей;
- заинтересовать родителей и детей к чтению в семье;
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
-развитие творческого потенциала ребенка;
-показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Выполнение проекта :
В работе с детьми:
• Настольный театр: теневой театр, конусный театр, пальчиковый театр и т. д.
• Просмотр сказок с помощью мультимедийной доски.
• Динамические паузы во время занятий.
• Чтение и анализ художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница», Сутеева___, русские народные сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», Три медведя», «Колобок» и т. д.
• Рассматривание детских книг и иллюстраций к сказкам.
• Логические задание по сказкам.
• Заучивание пословиц и поговорок.
• Загадывание загадок о сказках и сказочных героях.
• Аппликация и рисование «Героя из любимой сказки».
• Инсценирование сказок.
Беседы:
• «Наши любимые сказки»
• Беседа-игра, включающая прибаутки, потешки.
Занятия:
• «Путешествие в страну сказок» (Приложение №2)
Игры:
• Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»…
• Дидактические игры: «Продолжи сказку», «Что лишнее?», «У кого что?» и т. д.
• Рассматривание детских книг.
• Игра-драматизация, инсценировка сказок.
В работе с родителями:
• Родительское собрание «Поиграйте с ребенком в сказку»
• Консультация «Почему детям необходимо читать?» (Приложение №1)
• Беседа «Почему детям необходимо читать», «О значимости совестного чтения с детьми»
• Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит…».
• Картотека сказок.
• Выставка книг.
• Консультация «Как интересно провести досуг в кругу семьи».
• Конкурс рисунков «Страна сказок».
Для педагогов:
• Оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок». Картотека пословиц, поговорок, загадок.
• Мультимедийные презентации.
• Изготовление настольных игр.
• Организация выставки детских работ.
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
для педагогов:
- оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок»;
-составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках и сказочных героях);
-разработка серии конспектов;
-изготовление пальчикового, конусного, теневого театра по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка»;
-изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
-разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей;
-презентация проекта на педсовете ДОУ;
-желание продолжить проектную деятельность;
- оформление проекта.
для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
II. Краткое содержание проекта :
1 этап Подготовительный
-вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
-анкетирование родителей;
-предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные сказки;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-оформление книжного уголка в группе;
-оформление уголка для родителей по русским народным сказкам;
-подбор литературы и наглядно-дидактического материала.
2 этап Основной
-реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-беседа с детьми «Что такое сказка?»
-проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
-рисование на тему : «Мой любимый сказочный герой»;
-отгадывание загадок по сказкам;
-создание картотеки русских народных сказок;
-драматизация сказок;
-показ настольного театра.
3 этап Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-представление материалов проекта на педсовете;
-оформление пальчикового, конусного, теневого театра по сказкам;
-показ театрализованной сказки;
-составление рекомендаций.
Список используемой литературы:
1 Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014.
2 КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
3 И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
4 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
5 Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.
6 Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№5.
Приложение №1
Консультация «Почему детям необходимо читать?»
Многие родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, поэтому необходимо наслаждаться чтением самим и выработать у детей отношение к чтению с удовольствием.
• Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит детей выражать свои мысли и понимать сказанное другими.
• Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
• Книги позволяют ребенку познавать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
• Книги -помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о доброте и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
• Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развивают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
• Чтение развивает мышление. Книга объясняет детям связь одного явления с другим.
• Хорошую детскую книгу можно и нужно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
• Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка на занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Приложение №2
«Путешествие по сказкам»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во II младшей группе.
Программное содержание:
• Закрепить знание сказок, повторяя определенные фрагменты; умение включаться в игру по содержанию.
• Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, образное мышление.
• Воспитывать гуманные чувства, положительное, заботливое отношение к окружающим.
Используемые образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Оборудование:
Солнце подвесное, клубок ниток; настольный театр «Заячья избушка», картинки (коза, козлята, дом); сундук, платок; маски (мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь).
Ход:
1. Этап. Организационный момент.
«Минутка дружбы»
Воспитатель. Встанем все в кружок (Держаться за руки)
Воспитатель. Раз ладошка, два ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные. (Дети повторяют слова)
Воспитатель. Каждое утро мы говорим друг другу «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти волшебные слова «Доброе утро!».
2. Этап. Основная часть.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что нам сегодня в детский чад принесли? Это волшебный клубочек. Он укажет нам путь в страну Сказок. Ребята, вы любите сказки? (ответы детей) Давайте отправимся за нашим клубочком. Куда же он на приведет?
Чей-то домик на пути. Угадайте, чей?
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
Дети. Козлята.
Воспитатель. Верно. (показывает картинку). Ребята, а как называется это сказка? (ответы)
Ребята, давайте поможем маме козе встретиться с козлятками. Вспомним, какую же песенку пела мама коза, когда хотела войти.
Дети. Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла-
Молочка принесла!
Воспитатель. Дверь открылась и мама козавстретилась со своими козлятам.
А теперь мы двигаемся дальше. Куда же укатился клубок?
Смотрите ребята, в сказочном лесу живут разные звери, и у каждого свое сказочное имя. А вы их знаете? Я начну, а вы продолжите:
Мышка-норушка;
Лягушка-квакушка;
Зайчик-побегайчик;
Лисичка-сестричка;
Волчок-серый бочок;
Мишка-топтыжка.
Ребята, а из какой сказки эти звери? (Теремок)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это?
Дети. Зайчик.
Воспитатель. Ребята, а он плачет. А давайте спросим у него, о чем он плачет. (дети спрашивают)
Зайка. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да и выгнала.
Воспитатель. Ребята, кто догадался, в какую сказку мы попали? Как она называется?
Дети. «Заячья избушка».
Воспитатель. Ребята, а вот и герои сказок. Давайте расставим их по порядку. Кто первый пришел на помощь? Кто следующий? Кто помог зайке? (дети расставляют).
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь нам пора в путь.
Воспитатель. Ребята, а что это у нас под платочком?
Я, волшебный сундучок,
Я, ребята Вам - дружок! (открывают)
Воспитатель. Ребята, в нашем сундучке есть маски зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, покажитесь.
А теперь посмотрим, в кого же превратились наши детки? (интонационно изображают животных).
3. Этап. Заключительная часть.
Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш клубочек наверное сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.
Мы по сказке походили,
В ней все круто изменили. (идут на месте)
Мы ногами топали, (топают)
Мы в ладоши хлопали. (хлопают)
Будут в сказке помнить нас.
Наклонились мы на «раз», (наклонились)
На «два» поднимались, (выпрямились)
Всем поулыбались. (улыбнулись)
И опять потопали. (топают)
Ручками похлопали. (хлопают)
Вот какие молодцы,
Вот каие удальцы! (руки на пояс)
Воспитатель. Какие вы ребята сегодня молодцы! А теперь давайте еще раз вспомним, с какими же мы сегодня сказками и героями повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего?
Наш клубочек отдохнул и покажет нам дорогу обратно. Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным? И т. д.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического альбома «Герои наших любимых сказок»(совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получи положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей, воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка в гости к нам пришла»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.