Елена Синицына
Проект по речевому развитию «Здравствуй, осень, в гости просим!» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 74
УТВЕРЖДАЮ
и. о. заведующего МАДОУ д/с № 74
___Р. И. _Бедротюк
«31_» 08 2018г.
ПРОЕКТ
по речевому развитию
«Здравствуй, осень, в гости просим!»
для детей старшей группы
разработала:
воспитатель
Синицына Е. Н.
г. Калининград 2018г.
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Продолжительность: 1 год
Сроки проведения:
Темочки:
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей : 5-6 лет.
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».
Расширять представления детей об осени, как времени года.
Задачи:
1. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
3. Систематизировать знания детей по теме «Осень».
4. Формировать лексико-грамматические категории.
5. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
6. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
7. Развивать связную речь.
8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
9. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта :
В образовательном процессе подготовительной к школе группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое знание объектов осени. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса в МКДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Образовательная область:
Коммуникация
Познание
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Труд
Музыка
Здоровье
Обеспечение:
Подбор иллюстраций и картин.
Детская литература.
Настольно-печатные игры.
Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта :
Выставка рисунков «Осень».
Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
Музыкальное развлечение «Осенний марафон».
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
- Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».
- Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
- Выставка рисунков «Осень».
- Изготовление сборника рассказов «Время года – осень».
- Музыкальное развлечение «Осенний марафон»
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта :
Образовательная область: «Социализация».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
- «Листопад»,
- «Огородник»,
- «Пугало»,
- «Репка».
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
- «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
- «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»
- «Собираем урожай»
- «С чьей ветки детки?»
- «С какого дерева листок»
- «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
Пословицы, поговорки и загадки об осени.
Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.
Образовательная область: «Коммуникация».
Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Образовательная область: «Познание».
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
- Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
- Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
- Наблюдения за овощами и фруктами
Цель:Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь. - Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Образовательная область: «Художественное творчество».
Рисование на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Музыка».
Разучивание песен, танцев;
Прослушивание «осенних» мелодий;
Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Труд».
Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, листочков для поделок).
Образовательная область: «Здоровье».
Коррекционная логопедическая работа:
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
6. Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
7. Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры
- «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
- «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
- «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
- «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
- «Съедобный — несъедобный»;
- «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
- «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
ТЕМЫ НОД
Коммуникация. Чтение художественной литературы
1. Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
2. Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В. Некрасов.
3. Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» Токмакова.
4. Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
5. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
6. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
7. «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И. И. Левитана»
8. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
9. Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
10. Загадки и пословицы об осени.
11. Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
12. Составление описательного рассказа «Птицы»
13. Сопоставление ранней и поздней осени.
Художественное творчество
Лепка
1. «Корзина с грибами»
2. «Фрукты»
3. «Овощи для игры в «Магазин»
Рисование
1. «Ветка рябины»
2. «Царство грибов»
3. «Узор из ягод»
4. «Перелётные птицы»
5. «Поздняя осень»
Аппликация
1. «Ветка винограда»
2. «Витаминная корзина»
3. «Ветка с осенними листьями»
Познание
1. «Грибы бывают разные»
2. «Ранняя осень»
3. «Перелётные птицы»
4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)
Музыка
Разучиваие песен:
- «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
- «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;
- «Журавушка» муз. Г Вихаревой, сл. А Вольского.
Пальчиковые игры:
- «Разбросала осень листья»;
- «Мелкий дождик моросит».
Русские народные игры:
- «Огородник»;
- «Пугало».
Совместная работа детей с родителями :
Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
Выставка цветов «Осенний букет»;
Создание сборника рассказов детей об осени «Время года – осень»
Музыкальное развлечение «Осенний марафон».
Ожидаемые результаты.
Для детей :
Знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние месяцы, приметы и явления;
- пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2008. – 2420 с.
3. Елжова Н. В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. Подготовительная группа /авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.