Юлия Королева
Проект в старшей группе «Наши Колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «НАШИ КОЛЯДКИ»
Тип: творческий, групповой, краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель
Цель проекта : знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере проведения рождественских колядок.
Задачи:
• Приобщить воспитанников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;
Публикация «Проект в старшей группе „Наши Колядки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
• сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок;
• организовать работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлению совместной проектной деятельности;
• привлечь родителей к сотрудничеству.
• развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (разучивание колядок и стихов);
• развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;
• формировать коммуникативную компетентность дошкольников;
• развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.
• воспитывать любовь к Родине, семье;
• приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями, и устным народным творчеством.
Проблема: Что такое рождественские колядки? Как в старину колядовали наши предки?
Актуальность проекта : в наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Способность к сопереживанию почти потеряна современным человеком. Люди постепенно разучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации, и начинать это надо с раннего детства. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Наш долг – хранить раритеты своей культуры, русский язык, и повышать уровень своей культуры.
Этапы проектной деятельности
Январь первая неделя
1) Подготовительный этап
1. Замысел проекта.
2. Подбор и знакомство с литературой по теме «Как проходили на Руси колядки».
3. Подготовка шаблонов для изготовления рождественских поделок
4. Изготовление рождественские газеты – поздравления.
5. Оформление зала.
6. Подготовка элементов для ряжения.
7. Подбор русских народных игр для зала
8. Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.
Третья неделя
2) Основной этап
1. Мотивирование детей на проектную деятельность.
2. Постановка проблемных вопросов.
3. Проектная деятельность.
1) Знакомство на группах с русской народной традицией празднования рождественских колядок.
2) Изготовление поделок, рисунков по замыслу. Изготовление масок для колядования. Изготовление подарков для родителей и друзей. Изготовление праздничных рождественских открыток. Выставка изделий.
3) Прослушивание и разучивание рождественских колядок :
• «В ночном саду прозрачно и светло»,
• «Рождество Христово».
4) Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей.
Загадывание загадок.
• Л. Медведев «В сочельник»,
• Б. Пастернак «Рождественская звезда»,
• О. Ефремова «Рождество Христово»,
• Н. Гоголь «Коляда»,
5) Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
• «Бабка Яга»,
• «Шел мужик дорогою»;
• Игра- классификация «Какие животные могли быть в вертепе?»,
• игра- классификация «Символы Рождества».
6) Беседы по картинам русских художников.
• К. Брюллов «Гадающая Светлана»,
• Н. Коляда «Колядки» (иллюстрации к повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»,
• Б. Кустодиев «Ярмарка», «Балаганы», «Карусель».
7) Ознакомление с музыкальными произведениями:
• А. Вивальди «Зима»,
• В. Моцарт «Колокольчики звенят,
• А Хачатурян «Вечерняя сказка».
8) Работа с родителями: ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям рождественских подарков).
Четверная неделя:
3) Заключительный этап
1. Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки». 2. Создание презентации и ее демонстрация.
3. Сценарий «Рождественских колядок» прилагается к описанию проекта.
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Воспитатель, музыкальный руководитель вместе с детьми старшей (подготовительной к школе) групп, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по детскому саду (заходят к заведующему, старшему воспитателю, в группы среднего, старшего возраста).
Ряженые с ударными народными инструментами в руках заходят в кабинеты, группы, напевая колядки.
Ряженые
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
/Входят в группу/
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Хозяйка:
Здравствуйте, ребята!
Ряженые:
Щедрый день, добрый день!
Дети поют колядку :
Сеем, веем, посева,
С праздником вас поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
Все вместе.
Слава вам! Слава!
Коляда.
Коляда! Коляда!
В дни Рождества.
Блин да лепёшка
На красном окошке.
Тётенька добренька,
Подай кусочек сдобный!
Не режь, не ломай,
Поскорей подавай.
Двоим, троим, мы давно все тут стоим
Под окошечком, да все с лукошечком.
Хозяйка.
А такому не бывать,
Чтоб со мной не поиграть!
Играют в игры: «Гори, гори ясно»
«Шел мужик дорогою»
А загадки вы умеете отгадывать?
(Хозяйка загадывает ребятам загадки).
Коляда.
Не пора ли вам, хозяюшка, гостей то одарить!
Не скупитесь, поделитесь,
Щедро всем распорядитесь!
(Хозяйка одаривает колеровщиков приготовленным заранее угощением).
Коляда.
(Дети поют колядку)
Сет, сет на новое лето,
Куда конь хвостом – туда жито кустом.
Куда коза рогом – туда сено стогом.
Мы желаем вам
Чтобы колoс — с бревно,
А зерно — с ведро!
Кому песни поем,
Тому будет добро,
Тому сбудется,
Не минуется.
(Колядующие, пританцовывая, уходят с пением).
Ведущая:
Спасибо этому дому,
Пойдём к другому.
У ворот другого дома.
Ряженые
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
/Входят в группу/
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Хозяйка:
Здравствуйте, ребята!
Ряженые:
Щедрый день, добрый день!
/Дети поют колядку :/
Сеем, веем, по севам,
С праздником вас поздравляем!
(Ряженные заходят в группу).
Как на улице мороз
Отмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Коляда, коляда, падайте пирога!
Не подашь пирога — возьмем корову за рога!
Подашь пирога — будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотится,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходит хозяйка.
Хозяйка:
Это кто еще к нам идет?
Неразбериху-шум несет?
Входят ряженые дети.
Ряженые (поочередно).
Пришла коляда отворяй ворота!
Снежок сеем – посеваем
Колядовать мы начинаем.
Подай, тетушка, подай, матушка,
На тарелочке, на блюдечке.
Хозяйка:
Ах вы шустрые ребятки,
Как шустры колядовать,
А не хотите поплясать?
Ряженые. Будем весело плясать, колядки будем прославлять.
(Звучит музыка. Дети пляшут для хозяйки).
Хозяйка.
Плясали вы на удивленье, заслужили угощенье.
(Хозяйка подаёт детям угощение).
Ряженые.
Спасибо, хозяюшка, за угощение.
(Дети поют колядку).
Сета, сета на новое лето,
Куда конь хвостом – туда жито кустом.
Куда коза рогом – туда сено стогом.
С новым годом!
С новым родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полное лукошко на колядовали! Пора нам к себе в группу возвращаться.
Дети возвращаются в группу, и все вместе пьют чай с угощениями.
Аннотация к проекту
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Изучая традиции народа, проживающих в Московской области обратили внимание на традиционно проводимый праздник «Рождественские колядки». Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем «Рождественские колядки».
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включает в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всeх ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Предполагаемые результаты проекта :
• осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;
• формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей воспитанников;
• разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, сценария колядования, игр и иных видов образовательной деятельности при реализации проекта;
• совершенствование взаимодействия с родителями на принципах социального партнерства.