Елена Варварычева
Проект «Мастера земли русской» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно – творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь - февраль.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители группы.
Форма представления: выставки детских работ, презентация
Актуальность проекта:
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.
Публикация «Проект „Мастера земли русской“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мало внимания в наше время уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий.
Цель проекта:
обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве;
развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству;
через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.
Задачи проекта:
Образовательные:
-познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
-вызвать интерес у детей к народному творчеству;
-научить видеть красоту и своеобразие каждой росписи;
- учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей;
-научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству и народному творчеству;
- воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать чувство цвета, композиционные умения;
- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Хохлома, Дымка.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Коммуникативная деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Охватываемые образовательные области:
художественно-эстетическая,
познавательная,
речевая,
социально – коммуникативная.
Этапы проведения проекта:
Подготовительный этап.
o Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
o Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
o Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
o Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Основной этап – познавательный, практический.
o Проведение тематических занятий, изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
o Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
o Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.
o Чтение сказок, былин и литературных произведений.
o Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.
Заключительный этап – презентация проекта.
o Фотовыставка «Мы народные умельцы».
o Изготовление лэпбука
o Представление материалов проекта педагогам.
o Презентация проекта родителям.
Предполагаемый результат:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них должно появиться желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Мастера земли русской»
Виды деятельности и формы работы
• Социально – коммуникативная и игровая деятельность
Дидактические игры: «Разложи по росту», «Разрезные картинки», «Опиши узор», «Узнай элементы узора».
Рассматривание и игры с лэпбуками: «Сказочные узоры», «Матрешки».
• Познавательная деятельность
Беседы «Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «Русская народная игрушка», «Золотая Хохлома», «Синева Гжели», «Сказочная Дымка», «Городецкие узоры»
Цель: развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
• Коммуникативная деятельность
Чтение стихов и загадок о Гжели, Городце, матрешках.
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
• Художественно-творческая деятельность
Рисование: «Сказочные цветы» (городецкая роспись, «Хохломской узор», «Сервиз» (гжельская роспись, «Дымковский петух» (конструирование с последующей росписью).
Раскрашивание матрешки акварельными карандашами
Раскрашивание в альбомах с элементами различных росписей.
Пластилинография: «Матрешка».
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику росписи: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит)
Выставка детских творческих работ по теме: «Декоративно – прикладное искусство».
Взаимодействие с родителями
- Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
- Помочь детям разучивать стихи;
- Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
9. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.