Алёна Гадаева
Проект «Лыжи — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лыжи — наши друзья»
(на примере старшего дошкольного возраста)
Актуальность темы: Ходьба на лыжах является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, быстрота, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определё нные требования: быстро собираться на прогулку; помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на улицу организованно; не кататься на встречу друг другу по одной лыжне.
Публикация «Проект „Лыжи — наши друзья“» размещена в разделах
- Лыжи
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Объект исследования: процесс физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста.
Проблема: На сегодняшний день развитие двигательной активности детей в ДОУ остаё тся на низком уровне: недостаточно спортивного оборудования, игрового материала в ДОУ; нет стойких навыков выполнения игровых действий спортивных игр и упражнений.
Гипотеза:
организация обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах будет способствовать физическому развитию, если:
- будут обеспеченны условия: приобретено лыжное снаряжение, обеспечена правильная одежда детей;
- организована предварительная двигательная подготовка детей в помещении;
- обучение будет проводиться регулярно: 2 раза в неделю.
Цель исследования: раскрыть теоретические основы проблемы физического развития старших дошкольников, определить для детей старшего дошкольного возраста возможности двигательной деятельности и физических упражнений, которые можно рекомендовать для подготовки к выполнению ходьбы на лыжах в естественных условиях.
Задачи исследования:
1 На основе теоретического анализа психолого–педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физические качества».
2 Раскрыть значение обучения ходьбе на лыжах в воспитании ребёнка – дошкольника.
3 Изучить содержание и методику обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах;
4 Исследовать влияние обучения ходьбе на лыжах на организм старших дошкольников;
5 Разработать рекомендации для детей старшего дошкольного возраста по организации и проведению подготовительных физических упражнений в помещении к обучению ходьбе на лыжах в естественных условиях.
Новизна исследования: в разработке рекомендаций по организации подготовительной работы в помещении и естественных условиях по обучению старших дошкольников ходьбе на лыжах.
Методы исследования: для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Перспективный план по обучению детей ходьбе на лыжах на период с сентября 2014г. по февраль 2015г.
[/b]
№
Зан Месяц Неделя Программные задачи
1. Сентябрь
2014Г 1-2 Обследование детей на гибкость позвоночника и стопы
2. Сентябрь
2014Г 3-4 Подбор экипировки для лыжных прогулок Подбор лыж для детей старшего дошкольного возраста.
3. Октябрь
2014Г 1-2 Учить координировать действия рук и ног в ходьбе по залу с лыжными палками.
4. Октябрь
2014Г 3-4 Закреплять координацию движения рук и ног (с лыжными палками) в условиях зала. Развивать умение обувать и шнуровать ботинки.
5. Ноябрь
2014 Г 1-2 Учить закреплять ботинки в креплениях. Основные виды движения на развитие вестибулярного аппарата.
6. Ноябрь
2014Г 3-4 Учить детей одевать и снимать лыжи в помещении.
Закреплять умение быстро одевать и снимать лыжи.
7. Декабрь
2014Г
1-2 Развивать чувство лыж и умения ходить скользящим шагом в естественных условиях.
Формировать интерес к ходьбе и скольжению на лыжах – скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой по горизонтальной плоскости на улице.
8. Декабрь
2014Г 3-4 Учить детей идти скользящим шагом по лыжне с разным исходным положением для рук.
Закреплять умение детей координировать движения рук и ног (с лыжными палками) в естественных условиях.
9. Январь
2015Г 1-2 Учить детей идти ступающим шагом по лыжне. Формировать умение детей координировать движения рук и ног (с лыжными палками) в естественных условиях. Развивать выносливость детей в ходьбе на лыжах.
10. Январь
2015Г 3-4 Учить выполнять повороты переступанием в движении.
Закреплять умение детей идти ступающим шагом.
Развивать у детей выносливость, силу воли, выдержку, смекалку, находчивость.
11. Февраль
2015Г 1-2 Учить подниматься на горку ёлочкой, лесенкой.
Закреплять умение ходить на лыжах разными способами
Определить степень развития двигательных навыков сохранения равновесия на лыжах, умения выполнять различные повороты в движении.
12. Февраль
2015Г 3-4 Закреплять подниматься на горку разными способами.
Определить качество техники скольжения без палок и с палками, степень умения сохранять равновесие при спуске с гор и подъемах.
Ходьбу по учебной лыжне для детей организовывали обязательно на каждой прогулке в зимний период 2014 года. На этой лыжне отрабатывалось основные элементы техники передвижения. Каждое движение имеет свой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяло выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придавал эмоциональную окраску движениям, обуславливал чередование физического напряжения и отдыха.
Для развития ритмичной ходьбы на лыжах иногда применяли бубен. Это помогало детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.
На основе проведенного обследования были получены результаты.
Умения подниматься на горку лесенкой выполнили уверенно – 6 детей, с помощью взрослого 2 ребенка;
подниматься на горку «елочкой» выполнили уверенно 6 детей, с помощью взрослого 2 ребенка;
умения навыка скользящего шага выполнили уверенно – 7 детей, с помощью взрослого 1 ребенок.
Эти дети, находясь в средней группе, совершенно не умели ходить на лыжах, за прошедший период: к концу старшей группы - достигли определённых успехов.
В завершении лыжного сезона провели повторное обследование детей на гибкость позвоночника и стопы, на равновесие. В этом случае мы использовали ту же методику, что и в констатирующем эксперименте.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что сохранение равновесия в ходьбе на лыжах - очень важная задача обучения детей ходьбе скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами
Вывод:
1 начинать освоение разных способов передвижения лучше с предварительной подготовки детей в помещении (по методике инструктора по физической культуре О. Солодухиной;
2 Начинать с упражнений на координацию движения рук и ног.
3 Ввести работу на развитие и укрепление вестибулярного аппарата;.
4 Развивать умение быстро одевать и снимать лыжи.
5 Способствовать координации действий рук и ног в ходьбе по залу с лыжными палками.
6 Включать в занятие в помещении, ходьбу на лыжах с палками по ковру, сохраняя перекрёстную координацию движений. 7
7 Проводить упражнения на улице по разучиванию скользящего шага: передвигаться по лыжне без палок, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу.
Катание на лыжах широко используется во всем мире как исключительно полезное упражнение для детей самых разных возрастов, начиная с трех лет. Однако в практике отечественного дошкольного физического воспитания оно мало используется, несмотря на долгую российскую зиму. В век увлечённости взрослых и детей компьютерами, очевидна необходимость поиска новых, более эффективных средств и методов для улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
Одним из таких средств является физическая активность детей в виде катания на лыжах. Методика обучения ходьбы на лыжах предусматривает применение хорошо разработанной системы спортивной подготовки, основанной на принципах доступности применяемых физических упражнений для людей разного возраста, системности и непрерывности процесса воздействий на организм ребенка.
В проведенном нами исследовании была применена диагностика детей по развитию равновесия и гибкости детей старшей группы.
Затем провели серию занятий на прогулке. В результате дети освоили разные виды ходьбы (скользящий шаг, выполнять повороты переступанием в движении, подниматься на горку лесенкой, елочкой, спускаться с горки) на лыжах в естественных условиях.
За этот период:
• проведена работа с родителями детей, посещающих группу, и пересмотрен подбор одежды детей для катания на лыжах;
• создана лыжная база в ДОУ;
• осуществлена система подготовки к катанию на лыжах в помещении;
• проведено на прогулке обучение дошкольников, по освоению навыков катания на лыжах.
На основании полученных результатов обследования строилось обследование развития физических качеств и двигательных навыков детей в контрольном эксперименте.
В результате:
• 87% детей освоил скользящий шаг;
• 78% детей освоил поднятие на горку «ёлочкой»;
• 80% детей освоил поднятие на горку «лесенкой».
У детей экспериментальной группы повысился уровень развития равновесия, гибкости стопы и позвоночника.
Таким образом, наш небольшой опыт показал, что
работу по обучению детей ходьбе на лыжах на занятиях в помещении необходимо начинать с упражнений на координацию движения рук и ног.
Вести работу на развитие и укрепление вестибулярного аппарата детей; умение быстро одевать и снимать лыжи; координировать действия рук и ног в ходьбе по залу с лыжными палками; ходить на лыжах с палками по ковру, сохраняя перекрёстную координацию движений.