казакова ирина
Проект «Книжная радуга» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по формированию читательского интереса у дошкольников
«Книжная радуга»
Автор составитель:
воспитатель средней группы
Казакова Ирина Николаевна
2016 г
Паспорт проекта
Тема проекта : «Формирование читательского интереса у дошкольников»
Вид проекта : творческо - исследовательский
Руководитель проекта : Казакова И. Н. – воспитатель средней группы
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты, проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Средняя группа
- Темочки
Срок реализации: сентябрь 2017г – апрель 2018г
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
База реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Улыбка" п. г. т. Зеленогорский Крапивинского района Кемеровской области
Цели проекта :
• формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к книге;
• воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);
• помощь в формировании нравственной и духовной культуры дошкольников;
Задачи проекта :
• развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;
• развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;
• знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
• способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
• повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
• приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
• формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
• воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
Значимость проекта :
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит
те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6
минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап подготовительный (сентябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме.
Выбор форм работы.
Подбор методического обеспечения.
2 этап – основной
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей
(октябрь – апрель)
Интеграция проектной деятельности с образовательными областями.
Познавательное развитие
Беседы на тему:
«Как появилась первая книга»,
«Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран»,
«Люди, которые трудятся над созданием книги»
Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова, А. С. Пушкина и других в виде показа иллюстраций, картинок;
Знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.
Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др. ;
Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой;
Инициирование обсуждения проекта в кругу детей.
Речевое развитие
Освоение форм речевого этикета;
Обогащение обществоведческого словаря;
Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
Формирование диалогической речи.
Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок.
Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.
Социально – коммуникативное развитие
Приобщение к словесному искусству;
Формирование интереса и потребности в чтении;
Возможность выбора из большого количества художественной литературы
(в том числе с электронных носителей)
Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку».
Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка» (по мнемотаблицам).
Организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин»
Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление иллюстраций по рассказам А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Н. Н. Носова;
Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе.
Игры – драматизации;
Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».
Физическое развитие
Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.
Подвижные игры со сказочными персонажами.
Взаимодействие с родителями
Ежедневное чтение детям художественных произведений
Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми
Введение в круг чтения детской периодики
Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
Создание детской домашней библиотеки
Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»
Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго»
Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».
- Разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)
- «Издание» вместе с детьми семейной книги «Рассказы о животных»
Ожидаемый результат.
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Этапы реализации проекта.
1 этап
С чего все начиналось.
Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов:
Что мы знаем о книгах?
Что хотим узнать?
Где узнать ответы на вопросы?
Что мы знаем о книгах? Что мы хотим узнать? Где узнать ответы на ваши вопросы?
Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.
Книги пишут писатели.
В книгах есть картинки.
Есть книги для детей, есть для взрослых. Как и когда появилась первая книга, в какой стране?.
Какие еще бывают книги.
Как их печатают.
Кто иллюстрирует книги.
Как самостоятельно изготовить книжку. Спрошу у мамы и папы.
Расскажет воспитатель.
Нужно посмотреть в книжке.
Есть все в компьютере.
Посмотреть в журнале.
Календарный - тематический план
«Знакомство с книгой» Тематическое занятие сентябрь
«Пора золотая» Час поэзии октябрь
«Книжки-малышкам» Конструирование Читаем и изготавливаем книжку - малышку октябрь
Театрализация Театрализация сказки «Колобок» ноябрь
«Голубой вагон» игра-путешествие по творчеству Э. Успенского декабрь
«Цветные истории» час творческого чтения декабрь
«Зимние фантазии» детский праздник, выставка декабрь
«Винни-Пух и все, все» час веселого чтения январь
«Путешествие в сказку» конкурс знатоков январь
«Поэтическая радуга» час творческого чтения февраль
«Дедушка Корней и его книги» литературный час март
«Дружим мы с букашкой, птичкой и ромашкой» экологический праздник апрель
Литература
1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс, 2003.
2. Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
5. https://knegatina.ru/pedagogicheskij-proekt-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov/#more-73
6. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx
7. https://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf
8. https://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf