Евгения Брагина
Проект «Игровое развивающее пространство как условие формирования двигательной активности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Помните фразу «Движение – это жизнь»? С этим утверждением сложно поспорить, ведь от того, насколько активен человек, зависит и состояние его здоровья, и физическая форма. Ребенок появляется на свет посредством движения. Уже в первые часы жизни он демонстрирует активные движения ручками и ножками. Чем старше становится ребенок, тем осознанней он управляет своим телом, тем более координированней его движения. Для того, чтобы малыши активно двигались, взрослые должны создавать благоприятную развивающую среду для формирования их активности. В нашем понимании «Среда – это целесообразная, удобная, информированная, предоставляющая ребенку свободу модель, включающая в себя личностный и предметный мир». Под организацией игрового развивающего пространства мы понимаем организацию такой среды, в которой ребенок свободно перемещается, двигается, чувствует себя полноценным владельцем игрушек, познает. Предполагается и гибкое использование окружающего пространства, где интерьер применительно к ребенку не роскошь, а условие построения среды. В нашей группе организуется развивающая среда в рамках реализуемой образовательной программы детского сада и в соответствии с федеральными государственными требованиями, но условий для формирования и развития двигательной активности, именно у младших дошкольников, недостаточно.
Публикация «Проект „Игровое развивающее пространство как условие формирования двигательной активности у дошкольников“» размещена в разделах
Исходя из этого, нами определена тема и цель экспериментальной деятельности.
Тема: «Игровое развивающее пространство как условие формирования двигательной активности у дошкольников».
Цель: Проектирование игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели мы выбрали следующие задачи:
• формирование потребности и умений у детей в двигательной активности;
• повышение уровня компетентности педагогов по организации предметно-развивающей среды с учетом сенситивных периодов, зон актуального и ближайшего развития;
• психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников.
Данные задачи предполагаем реализовать в соответствии с принципами:
• принцип наглядности;
• принцип активности и динамичности;
• принцип эмоциогенности, комфортности. Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится;
• принцип оздоровительно - развивающей среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной двигательной деятельности;
• принцип доступности и единства;
• принцип "половых и возрастных" различий;
• принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
• принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Предполагается, что организация игрового развивающего пространства по данному проекту создаст условия для :
• развития двигательной активности у дошкольников;
• развития коммуникативных навыков и навыков самостоятельности;
• эмоционального благополучия и комфортного пребывания в группе.
Методы исследования:
• Эмпирические – изучение методической литературы, анализ среды, наблюдение;
• Практические – разработка проектного материала, обогащение предметно-развивающей среды.
Этапы эксперимента:
1 этап – диагностический.
Цель: теоретическое обоснование проектной деятельности.
2 этап – организационный.
Цель: разработка задач по проектированию развивающего пространства для развития двигательной активности у детей дошкольного возраста.
3 этап- Практико- обобщающий.
Цель: разработка модели игрового развивающего пространства для двигательной активности детей и подведение итогов работы.
Предполагаемый результат:
Создание развивающего пространства, способствующего оптимизации двигательной активности детей
Развитие физических и личностных качеств,
Положительных взаимоотношений воспитанников, их коммуникабельности, самостоятельности.
Единство педагогических позиций семьи и ДОУ.
СВОТ – анализ реализации проекта
Преимущество данного проекта в том, что созданная предметно- развивающая среда способствует формированию двигательной активности у дошкольников. Этому свидетельствует положительный эмоциональный настрой дошкольников, более легкая адаптация к условиям ДОУ, развитие физических качеств, укрепление костно – мышечной системы, повышение уровня образованности родителей, стремление к здоровому образу жизни.
Но есть и недостатки такие как несовершенство материально-технической базы, непросвещенность родителей и воспитанников в области здоровьясбережения (которые мы в дальнейшем планируем устранить).
Перспективный план реализации проекта.
Наименование мероприятия, месяц.
1. Сентябрь
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.
Консультация для родителей: «Как помочь ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ».
2. Октябрь
Создание модели игровой развивающей среды для двигательной активности детей.
Общее собрание родителей. Анкетирование на тему для родителей: «Детский сад будущего».
3. Ноябрь
Приобретение недостающего оборудования для наполнения центра
«Свое здоровье сбереги – сам себе ты помоги». Выбор творческой группы.
Организация центра «Движение – это жизнь!»
4. Декабрь
Беседа на тему: «Формирование двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.»
Изготовление нестандартного оборудования для центра двигательной активности в группе
5. Январь
Мастер-класс на тему: «Помоги себе и ребенку стать здоровее».
Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и двигательной среды в ДОУ согласно возрастным особенностям.
6. Февраль
Информационный стенд на тему :
«Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии вашего ребенка».
Разработка и проведение праздников, развлечений, конкурсов. Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Мама, папа и я – вместе дружная семья».
7. Март
Разработка комплексов подвижных игр, игровых упражнений для совместной и частично самостоятельной деятельности детей с опорой на новое игровое оборудование.
8. Апрель
Круглый стол с родителями и педагогами на тему: «Как научить своего ребенка больше играть в подвижные, динамичные игры?»
Разработка бодрящих гимнастик для дошкольников с использованием нестандартного оборудования и массажных дорожек
9. Май
Проведение диагностики по формированию двигательной активности детей дошкольного возраста.
Анкетирование родителей на тему:
«Здоровый образ жизни – стали ли детки здоровее и крепче?»