Наталья Юрьевна Васильева
Проект «Гармония в семье-счастье в доме»
▼ Скачать
Проект на тему «Гармония в семье- счастье в доме»!»
Тип проекта : познавательный, исследовательско - творческий.
Возраст детей: дошкольники с ОВЗ 6-7 лет и их родители
Автор: учитель-дефектолог Васильева
Наталья Юрьевна
г. Черемхово 2018
Область интеграции: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тип проекта : познавательный, исследовательско – творческий,
групповой
Публикация «Проект „Гармония в семье-счастье в доме“» размещена в разделах
Участники проекта : дети с ОВЗ 6-7 лет, родители, музыкальный
руководитель, психолог, руководитель изостудии, руководитель физвоспитания, руководитель театральной студии.
Целевая группа проекта : дошкольники 6-7 лет и их родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (6 месяцев)
Ресурсы проекта : элементы предметно-развивающей среды, ноутбук, дидактические пособия, музыкальный центр, энциклопедии.
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития, успешного в будущем, человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому малышу. Какими бы ни были замечательными педагоги в дошкольном учреждении, для ребенка наиболее значима его семья, его родные и близкие люди. И именно их пример, их мнение всегда будет для ребенка основным, приоритетным, поэтому каждый человек должен знать историю своей семьи, своих предков. Ведь государство будет сильным тогда, когда крепка семья, сплоченная традициями, взаимоуважением, любовью, заботой друг о друге.
Данный проект ориентирует на взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует, интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать в выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию и у детей, и у родителей.
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей представление о семейных и родственных отношениях; расширять знания детей о своей родословной, семейных традициях
Задачи проекта :
1. Формировать у детей понятие «семья»; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
4. Воспитывать интерес к своей родословной.
5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи 6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Формы реализации проекта :
Традиционные формы и методы работы
-круглый стол;
-анкетирование;
-беседы;
-консультации;
-круглый стол;
-анкетирование;
-семейные праздники;
-оформление семейных фотогазет;
Нетрадиционные формы и методы работы.
Педагогическая лаборатория.
-Семинар – практикум.
-Ток – шоу.
-Мастер – класс.
Досуговый блок.
- развлечения;
- творческие конкурсы и выставки;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- утренники;
- посещение театра семьями;
Продукты деятельности:
- Стенд: «Моя родословная. Генеалогическое древо»,
- Фото- выставка газет – фотоматериалы: «Тайна имени»
- Фото-витрина семейных фотографий по теме «Семейные традиции», «Семейные увлечения»;
- Конкурс семейных поделок «Семейный праздник – Пасха»;
- Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»;
- Папка – передвижка: «Наказывая, подумай: зачем?»;
- Лэпбук «Моя семья».
Ожидаемые результаты проекта :
ДЕТИ
Мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
-Активизируется желание заниматься исследовательской, творческой работой по составлению своих родословных;
ПЕДАГОГИ:
-Оснащение дидактическим материалом по теме «Семья» :
лэпбук «Моя семья»
-Конспект консультации: «Закаливание ребенка — секрет успеха».
- Викторина: «В какой сказке встречаются семьи»
РОДИТЕЛИ:
-Поможет родителям укрепить семейные связи и применять полученные педагогические знания в воспитании детей в семье;
- Проявляют интерес к совместной деятельности с детьми в изготовлении поделок.
- Посещение театра с ребенком.
- Папка – передвижка «Наказывая, подумай: зачем?»
- Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
- Вовлечение родителей в изготовление иллюстрированного материала
Структура проекта
Аналитический блок.
- анкетирование;
-диагностика;
Информационный (просветительский) блок.
-подбор наглядной информации;
-проведение выставок,презентаций,
-оформление стендов, фотовитрин;
-составление памяток для родителей;
-выпуск газеты;
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
- анкетирование родителей
- подбор и изучение литературы по теме "Моя семья"
2. Основной:
- составление перспективного плана работы по проекту : "Гармония в семье – счастье в доме"
- оформление газет "Это я и моя семья"
- совместное проведение праздников, досугов.
3. Заключительный:
- анкетирование родителей
- презентация проекта (совместно с родителями и детьми)
Календарный план реализации проекта.
Подготовительный этап
Месяц С педагогами С детьми С родителями
Январь
2неделя 1. Составление перспективного
плана.
2. Отражение целей и задач
проекта.
3. Изучение теоретической и
методической литературы. 1. Мониторинг
определение степени
знаний детей о семье.
1. Анкетирование, беседы.
2. Изучение степени потребности и
желания сотрудничать по данному
направлению.
3 неделя - Памятка «Составление генеалогического древа».
-Коллаж «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Технологический этап реализации проекта
Месяц С педагогами С детьми С родителями
Февраль
1 неделя Составление консультации. чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку». - Консультация «Моё имя»
- выставка газет
"Тайна имени"
2 неделя
Составление развлечения «Наши защитники» Составление рассказа по пиктограмме на тему: «Расскажи про (папу, дедушку).
3 неделя Проведение развлечения «Наши защитники» «Наши защитники» (папы, дедушки, дети)
4 неделя Фотоотчёт, статья на сайт «Весёлые старты»
Март
1 неделя Составление развлечения «Поздравляем наших мам»
Руков. МУЗО Долгова Г. В. - чтение Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
семейный выход в театр
2 неделя
- заучивания стихотворения
«Много мам на белом свете»
- развлечение «Поздравляем наших мам».
3 неделя
Подбор эскизов Пед. доп. обр. Карпович О. В.
Изготовление костюмов к театральной неделе.
4 неделя театральная неделя «Театр, творчество, дети»
Пед. доп. обр. Карпович О. В.
театральная неделя «Театр, творчество, дети» театральная неделя «Театр, творчество, дети»
Апрель 1 неделя Составление консультации
Пед. доп. обр. Солодуха Т. В. - Консультация по теме: «Семейные традиции»
2 неделя Оформление папки передвижки
«Наказывая, подумай зачем?» Педагог-психолог Матюшенко М. С. - папка – передвижка
«Наказывая, подумай зачем?»
3 неделя Подбор иллюстраций для поделок
Архипенко М. В. - конкурс поделок «Семейный праздник – Пасха»
- конкурс поделок «Семейный праздник – Пасха»
Май 1 неделя
- «Мама, папа, я – не забываемый выходной» Составление консультации
Солодуха Т. В. фотоотчёт фотоотчёт
2 неделя
- сочинения родителей и детей «Один день нашего отдыха»
Составление сочинений Составление сочинений
3 неделя
- выставка «Семейные увлечения»
Подбор макетов
Репина Л. А.
- Фото-витрина «Семейные увлечения»
Июнь
1 неделя
анкетирование родителей
Подбор анкет
Педагог-психолог Матюшенко М. С. Изучение степени потребности и
желания сотрудничать по данному направлению.
2 неделя
- книга отзывов; (о проекте)
Оформление книги
Составление отзывов
3 неделя Педагогическая лаборатория Презентация проекта
Организация проведения мероприятия
(зав. отд. Гудаева Е. В.) совместно с детьми совместно с родителями