Наталия Зарапина
Проект по формированию у детей подготовительной гуппы осознанной, положительной мотивации к учёбе «На пути в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Публикация «Проект по формированию у детей подготовительной гуппы осознанной, положительной мотивации к учёбе „На пути в школу“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Задачи:
1. Формировать мотивы учения и положительного отношения к школе.
2. Расширять знания детей и родителей об обучении в школе.
3. Формировать у детей такие качества как – дружелюбие, внимание, активность, честность, доброта
4. Формировать интеллектуальную готовность ребенка к школе, развивать память, внимание, мышление.
Участники проекта
Дети подготовительной группы;
Дети 1 класса;
Учителя начальных классов;
Родители;
План реализации проекта.
Экскурсия к зданию школы.
Вступительная беседа:
– Сегодня вы пришли на экскурсию. А куда? Ответ на этот вопрос вы найдете в загадке, которую я вам загадаю.
Здесь учат ребятишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в …
– Правильно, молодцы! Вы сегодня пришли в здание школы.
– Сейчас, когда вы шли, вы рассмотрели школу?
– Сколько этажей? Какого цвета здание школы?
– Да, оно двухэтажное. В школе учится много учеников.
– А сколько лесенок было на крылечке у школы?
– На крылечке 2 ступеньки, там был вход в школу. Наверняка, вы видели, как дети торопятся на уроки. Ведь опаздывать в школу нельзя.
Экскурсия в библиотеку:
– А без чего нет любой школы? (библиотека)
– Зачем она здесь нужна? А можно ли учиться в школе без учебников? Давайте пройдем в библиотеку и познакомимся с ней.
– Кто знает, что такое библиотека? (Там много книг, там хранятся книги.)
– Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сейчас убедимся в этом. Но и в школе и в библиотеке нужно уметь правильно себя вести:
Не шуметь,
говорить тихим голосом,
вопросы задавать по одному.
– Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. Познакомьтесь, это библиотекарь Светлана Алексеевна.
(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их) .
– Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами».
– Что стоит на полках? (Книги) .
– Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются) .
– Как надо относиться к книгам? (Бережно) .
– Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них) .
– Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового) .
– Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг) .
–Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).
– Светлана Алексеевна, расскажите нам про свою работу.
(выступление библиотекаря)
Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей.
Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.
Иногда я приглашаю авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Весной устраиваю самый большой праздник детской книги – «Книжкина неделя».
– Какими качествами должен обладать библиотекарь? Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам.
Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга.
Общительность, знание литературных произведений, их авторов.
Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.
– Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря? (Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней) .
Стоит веселый светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и читают,
Рисуют и считают.
– Отправляемся в путь по школе.
Экскурсия в кабинет информатики :
– А еще у нас есть кабинет информатики, где ребята со 2 уже класса осваивают этот очень важный и нужный на сегодня предмет. Как вы думаете, зачем нужно изучать информатику?
– А что вы знаете о ПК?
– А сейчас компьютер хочет вам показать небольшой фильм про него. /Приложение 1/
Вот такая нужная штука этот ПК! А еще он может играть в разные игры, игры могут быть и обучающими, значит, чему-то могут научить или проверить, как вы знаете что-то. Давайте проверим?
4. Физкультминутка. Если нравится тебе…
Играет русская народная мелодия (запись) .
5. Игра-путешествие:
– Ребята, вы слышите – играет музыка? Сегодня у нас не обычное занятие, а путешествие в сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Царь своим царством-государством управлял, а Иван-царевич ему помогал – он на компьютере работал.
Так вот, однажды получает Иван-царевич сообщение: подойти всей группой к компьютеру и на дисплее прочитать: “Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная”.
Прочитал это Иван-царевич и, недолго думал, снарядился в путь – Василису Прекрасную из плена освобождать. А мы отправляемся вслед за ним.
Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретился… А кто ему встретился, это мы узнаем, если соединим пронумерованные от 1 до 35 точки (получается изображение волка). /Рисунок 1/
Хотел волк съесть Ивана-царевича, да рассказал ему Иван, куда он путь держит, волк задал задания, если Иван-царевич их выполнит, тогда он ему поможет.
Задания волка. Задачи в стихах:
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Две матрешки, Буратино
И веселый Чипполино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки (4) .
В снег упал Антошка,
А за ним Иринка,
А за ней Сережка,
А за ним Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (5)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел,
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (3) .
Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится? (6) .
Иван-царевич выполнил задания волка.
Садись на меня, – говорит волк Ивану-Царевичу, – так быстрее получится.
Довез волк Ивана-царевича до дремучего леса, остановился: “Дальше я идти не могу, здесь владения Бабы Яги начинаются”. Попрощался и был таков. Пошел Иван-царевич по лесу и вскоре пришел к избушке на курьих ножках, в ней Баба Яга живет. Эта Баба Яга необычная, она добрая, но любит разные задания задавать. Говорит она Царевичу: “Дам я тебе волшебный предмет, а какой – ты узнаешь, если выполнишь мои задания”.
1-е задание. Рассмотрите картинку /Рисунок 2/
В каком углу находятся 2 бабочки? 4 бабочки? Сколько бабочек в правом верхнем углу? А в левом нижнем углу? Где расположены 6 бабочек?
–Мой помощник Леший такой рассеянный. Нарисовал птицу и по своей рассеянности поставил на картинках не те цифры. Напишите на доске нужные цифры, исправьте ошибки Лешего. /Рисунок 3/
Теперь сосчитай до 6. Какое число птиц не нарисовано на картинке? (6). Сколько снегирей должно прилететь, чтобы их стало 5?
3-е задание.
Баба яга так просто не сдается и просит проверить ваши знания о цветах, формах и размерах предметов. (Мини-программы)
Расставить посуду. (Программа «Тарелочки и блюдечки») /Приложение 2/
Вспомним цвета и формы предметов. («Заполни таблицу») /Приложение 3/
Повторим цвета и поговорим о размерах предметов. («Красное и желтое»). /Приложение 4/
4-е задание.
– Наверняка, вы знаете уже много букв. Все их можно изобразить с помощью вашего тела. Вот так. (рис.) Попробуйте изобразить эти буквы сами. К Л У Б О К. А теперь составьте их них слово- помощник для Ивана-царевича. /Рисунок 4/
6. Физминутка.
Вы, наверное, устали? ДА!
И поэтому все встали,
дружно все в кружочек встали.
Вверх ладошки хлоп-хлоп!
По коленкам шлеп-шлеп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
Раз-два! Топ-топ-топ!
Три-четыре! Хлоп-хлоп-хлоп!
5-е задание. Три дороги перед Иваном-Царевичем. Дорога через дубовый лес короче, чем через сосновый, но длиннее, чем через березовую рощу. Какая дорога самая короткая?
Бросил Иван-царевич клубок на березовую дорогу, клубок покатился, и Царевич за ним поспешил. Шел он, шел и, наконец, пришел в Кощеево царство. Кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел, Увидел он Ивана-Царевича и говорит: “Я с тобой сражаться не буду, знаю, что ты меня все равно победишь, я про это сказку по телевизору видел. Давай договоримся – выполнишь мои задания – освобожу Василису Прекрасную, отпущу вас с миром. Если нет – пеняй на себя. Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу.
Поможем ему?
Задания Кощея:
1-е задание.
– Узнайте буквы по их частям! /Рисунок 5/
2-е задание.
– Внимание! В этом стихотворении правильные истории перемешаны с неправильными. Отвечайте, правда ли?
В этот час, весёлый час,
Вам загадок я припас.
Вам загадок я припас,
Уж послушаю я вас!
Вьюга поле замела,
И берёза вся бела.
Отвечайте, правда ли?
В марте стаял снег и лёд.
Это к нам зима идёт.
Отвечайте, правда ли?
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?
Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли?
Шерсть скатали мы в моток,
Выйдет шёлковый платок.
Отвечайте, правда ли?
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?
Закудахтал пёс Барбос
И в гнезде яичко снёс.
Отвечайте, правда ли?
Лапой хвать, зубами щёлк!
Хищник – тигр и хищник – волк.
Отвечайте, правда ли?
Верно, дети! Молодцы!
– Что же, выполнили вы все мои задания сказочных героев, Кощей и освобождает Василису Прекрасную, да еще в придачу ковер-самолет ей дарит. Только вот беда, долго он хранился, на нем дыры появились.
Почините ковер-самолет, закройте дыры геометрическими фигурами соответствующей формы. /Рисунок 6/
– Вернулись Иван-Царевич и Василиса Прекрасная на ковре-самолете домой, а мы из сказки вернулись. Понравилась вам сказка? Ребята, у кого мы побывали, чтоб найти Василису Прекрасную? А какие задания выполняли?
Оказывается, знания не только в занятиях в садике, но и в сказках помогает.
Экскурсия в спортзал. Весё лые эстафеты:
– Но кроме ума у вас должно быть много силы и выносливости, а что помогает людям быть крепкими, здоровыми, сильными? (спорт)
– А где школьники занимаются спортом?
– Давайте отправимся туда! (Экскурсия в спортзал)
8. Рефлексия:
– Давайте вспомним еще раз, что мы там видели.
Расскажите мне о здании школы. Какое оно?
– Сегодня мы будем рисовать то, что больше всего вам запомнилось во время экскурсии.
– Перед вами альбомные листы, цветные карандаши. Постарайтесь, чтобы ваши рисунки были выразительными, яркими, красочными, на весь альбомный лист.
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Затем пальчики сожмем, –
Снова рисовать начнем.
Наши пальчики встряхнем –
Сядем, и рисовать опять начнем.
8. Подведение итогов:
– А теперь, дети, послушайте стихотворение.
«В школу»
Осенняя погода,
Последний куст отцвел,
И сын промолвил гордо:
– Мне год седьмой пошел.
Пойду я скоро в школу,
За парту сяду я,
О трех медведях книга
Давно есть у меня.
Все буквы прочитаю,
Смогу писать, считать.
За прилежанье, знаю,
Мне поставят пять.
– Какие у вас есть вопросы?
– Я очень рада, что вы с большим желанием придете 1 сентября в стены своей школы, неважно какой, главное, чтобы ваш первый учитель для вас стал второй мамой.
– В добрый путь!
Анкета для родителей
«Как вы готовите ребёнка к школе?»
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться опытом подготовки ребёнка к школе, который поможет нам в работе по организации педагогической поддержки родителей детей подготовительной группы
Возраст ребёнка ___
Актуальна ли для вас тема подготовки ребёнка к обучению в школе? ___ ___
Как вы понимаете выражение «готовый к обучению в школе ребёнок»? ___ ___
Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: от наиболее важного критерия, к наименее важному) :
__ умение читать,
__ высокий уровень физического развития,
__ произвольность поведения,
__ стремление узнавать новое,
__ умение писать,
__ владение навыками счёта,
__ самостоятельность,
__ хорошее физическое и психическое здоровье,
__ умение общаться со сверстниками,
__ развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память,
__ широкий кругозор,
__ хорошо развитая речь.
Считаете ли вы, что ваш ребёнок готов к поступлению в школу? Почему? ___
Где, на ваш взгляд, целесообразнее осуществлять подготовку ребёнка к обучению в школе :
__ в детском саду,
__ на специальных занятиях в школе,
__ в группах кратковременного пребывания,
__ дома?
Посещает ли ваш ребёнок дополнительные занятия (кроме занятий в детском саду? Какие? ___
Готовите ли вы дома ребёнка к поступлению в школу? Как? ___ ___
Какие трудности вы испытываете при подготовке ребёнка к школе? ___ ___
Благодарим за искренние ответы!
Воспитатели подготовительной группы.