Приложение МААМ

Проект «Мы живем в России» для подготовительной группы

ГАРИБОВА ТАТЬЯНА
Проект «Мы живем в России» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Проект "Мы живем в России"

Основной целью проекта является воспитание ценностного отношения и любви к Родине.

Задачи проекта:

- формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране;

- знакомить с различными климатическими зонами и разнообразной природой России;

- воспитывать ценностное отношение и любовь к Родине, проживающему народу, желание беречь и защищать ее;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

- приобщать к истокам народной культуры;

- развивать интерес к изучению родной страны.

Тип проекта

По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

Темочки:

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

Длительность: 3 месяца.

Информационно-накопительный:

- определение целей и задач проекта;

- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;

- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;

- подготовка костюмов для праздника инсценировок;

- создание предметно развивающей среды;

- беседы с родителями и консультация для родителей.

- оформление родительского уголка материалами по теме.

Организационно-практический

- экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно прикладного искусства»;

- чтение художественной литературы разных народов России;

- рассказывание по картинам;

- исследовательская деятельность в развивающем центре;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- проведение цикла тематических занятий и бесед;

- разучивание песен, стихов о Родине, России;

- прослушивание песен разных народов России;

- инсценировка отрывков из сказок;

- подвижные игры народов России;

- творческие работы с семей по теме: «Народы России»;

Презентационно – завершающий

- концерт «Мы дети твои Россия»;

- выставка продуктов детской деятельности;

- творческие работы, презентации сделанные семьями детей.

Реализация проекта

Проект «Мы живём в России» был реализован в рамках различных образовательных областей и интеграции между ними.

Образовательная область «Познавательное развитие», "Социально - коммуникативное развитие"

1. НОД «Наша страна - Россия».

Цель:

-способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

-воспитывать уважение к символам Российской Федерации: гимну, флагу, гербу;

-формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны;

-воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;

2. НОД «Народы России».

Цель:

-формировать в понимании детей образ необъятной многонациональной России;

-формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;

-воспитывать любовь к Родине.

3. НОД «В русской избе».

Цель:

-знакомить с обычаями и традициями русского народа;

-зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.

4. НОД «Народная культура и традиции татар».

Цель:

-познакомить детей с культурой и традициями татарского народа;

-вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.

5. НОД «Жители крайнего севера».

Цель:

- расширять представления детей о природе Крайнего Севера, его коренных жителях;

- знакомить с обычаями и традициями северных народов;

- расширять словарный запас детей.

6. НОД “В гости к жителям гор ”.

Цели:

-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;

-воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;

-формировать в понимании детей образ необъятной, могучей России;

-знакомить с разнообразным ландшафтом России.

7. НОД «Дружба народов России».

Цель:

-побуждать, сравнивать и находить сходство разных культур;

-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре других народов.

Рассказ воспитателя

«Страна, в которой мы живем».

Цель:

-закрепить знания детей о названии страны, ее природе;

-познакомить с географической картой, учить «читать» ее;

-дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их;

-воспитывать в детях чувство гордости за свою страну;

-активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России;

-формировать связную, диалогическую речь.

Беседы

«Мы Россияне», «Наша страна Россия».

Цель:

-обсудить с детьми то, как они понимают понятия семья, Родина, Россия;

-закреплять знания о том, что люди разных национальностей имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни;

-вызвать желание больше узнать о России.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

1. Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по ее содержанию.

Цель:

-расширить и обобщить знания детей о некоторых особенностях разных народных культур;

-познакомить детей с разнообразными природно – климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.

2. «Самое дорогое», «Легкий хлеб» - русские народные сказки.

Цель:

- знакомить с русским народным фольклором;

- развивать мышление, фантазию, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь и доброе отношение к труду человека;

- расширить и закрепить знания детей о некоторых особенностях русской народной культуры.

3. «Три сестры» - татарская сказка.

Цель:

- учить отличать добро от зла;

- знакомить с национальными особенностями татарского народа;

- формировать умение находить сходство и различия со сказками других народов.

4. «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка.

Цель:

- познакомить детей с природной зоной степей;

- на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;

- рассказать об охоте с ловчими птицами.

5. «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка.

Цель:

- представить горы как особую природную зону;

- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;

- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.

6. «Как собака друга искала»; «Кит и олень» - чукотские сказки.

Цель:

- представить природную зону тундры;

- познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством.

7.»Мышь и воробей», «Красавица и береза» - удмуртские сказки.

Цель:

- знакомить с национальными особенностями удмуртов;

- вызывать интерес и уважение к особенностям других культур;

- формировать умение осмысливать содержание сказки, сопереживать ее героям.

Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России

С. Михалков «Кремлёвские звёзды», А. Барто «Деревья в три обхвата»,

Н. Злобин «Наша Родина», А. В. Жигулин «О Родине».

Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой?»

Цель:

- закрепление знаний о сказках народов России;

- обогащение и активизация словарного запаса детей;

- воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России.

Составление рассказов по картинам

- «Ярмарка. Русские»;

- «Оленьи упряжки. Народы севера».

Цель:

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

Образовательная область Художественно – эстетическое развитие

Рисование

1. Рисование русского народного женского костюма.

Цель:

- знакомить детей с различными костюмами народов России;

- развивать умение дополнять рисунок характерными деталями;

- формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.

2. Рисование «Северное сияние».

Цель:

- знакомить детей с бытом и культурой народов Севера;

-продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пластилином, техникой выполнения;

-развивать творческую активность детей в работе над общей картиной.

4. Рисование «Дружный хоровод».

Цель:

-воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России;

-формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;

-закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

Организация выставки рисунков: «Я – живу в России!»

Цель:

-познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами;

-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;

-способствовать формирование у детей интереса к народам России;

-познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур.

Лепка

Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон).

Цель:

- воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;

- развивать фантазию и воображение;

- продолжать учить задумывать содержание своей работы;

- доводить замысел до конца;

- создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.

Аппликация

Изготовление пригласительных открыток для родителей и сотрудников ДОО.

Цель:

- закреплять умение составлять композицию;

- совершенствовать умения работать ножницами;

- воспитывать самостоятельность и усидчивость;

- вызвать радостное настроение в ожидании праздничного концерта.

Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности

Рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России».

Музыка

Разучивание песен «Моя Россия», «Белый, синий, красный», «Гимн России». Разучивание танцев «Друзья», «Русская пляска». Прослушивание народных песен и музыки (симфония «Северное сияние», русско- народные песни).

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры народов России

Русские народные игры: «Тетерка», «Заря – зарница», «Плетень».

Игры народов Кавказа: «Перетягивание веревки», «Надень папаху».

Цель:

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

Образовательная область «Коммуникативно – личностное развитие»

Театрализованные игры

Драматизация сказки «Три сестры».

Цель:

- научить детей выразительно передавать образы героев сказки;

- развивать дикцию, выразительность речи;

- вызывать интерес и уважение к культуре татарского народа.

Дидактические игры

«Раньше и теперь».

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Назови слова, характеризующие хорошего человека».

Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный).

«Что нужно мастерам?».

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов по тематике.

«Закончи предложение «Моя страна …».

Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

«Моя Родина - Россия».

Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.

«Чей костюм?».

Игровая задача: формировать умение детей правильно подобрать национальный костюм.

«Что путешественник по России возьмет с собой».

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.

Сюжетно-ролевые игры

«Веселое путешествие по России».

Цель:

- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам;

- закреплять и углублять интерес детей к разным народам, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители;

- формировать умение обдумывать и обсуждать план игры;

- помочь детям осмысливать правила поведения;

- развивать творческое воображение.

«Дом моды».

Цель:

-закреплять знания детей о традиционной одежде разных национальностей.

-переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.

-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.

Самостоятельная деятельность в развивающем центре

(рассматривание альбомов, иллюстраций по тематике, рассматривание книг, дидактические игры, рассматривание карты России)

Самостоятельная продуктивная деятельность

- с художественным материалом (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др. ,

- с конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т. д.)

Экскурсии

Экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно - прикладного искусства народов России».

Цель:

-формировать устойчивый интерес культурному наследию народа;

-обогащать эмоционально-чувственный опыт у детей;

-создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.

Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов»

1. «Самое дорогое» - русская народная сказка.

4. «Как собака друга искала»- народы севера.

5. «Кит и олень» - чукчи.

6. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.

7. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.

8. «Птичья нога» - башкирская сказка.

9. «Гордая мышь» - осетинская сказка.

10. «Заяц слуга» - татарская сказка.

После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные.

Проблемные ситуации

«Если ты один во всей России», «Если на Россию напали враги», «Если встретились русский, татарин, башкир».

Цель:

-формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.

Предложить детям на карте и на глобусе найти и показать Россию и главный город. Отметить флажком на карте столицу России.

Выступление детей «Обычаи и традиции в моей семье»

Цель:

-воспитывать в детях уважения к семейным традициям и обычаям;

-формировать основы национального и гражданского самосознания;

Праздник «Мы дети твои Россия» с участием родителей

Цель:

- воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами России;

- ощущать себя полноправным гражданином большой страны;

- формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Описание реализации проекта «Мы живем в России»

В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей и их родителей во Всероссийский музей декоративно – прикладного и народного искусства. Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы.

В ходе дальнейших бесед была определена модель 3 вопросов.

Что мы знаем?

Россия большая.

Столица России Москва.

У России есть флаг и герб.

У России есть президент.

В России много городов.

Россию надо защищать,

если нападут враги.

В России много городов.

Что хотим узнать?

Почему у разных народов России разные костюмы?

Какие народы проживают в России и где проживают?

Чем они занимаются?

А я тоже отношусь, к какому то народу?

Как узнать?

Прочитать в книге.

Спросить у родителей.

Спросить у воспитателей.

Исходя из интересов детей был подобран материал для реализации проекта. Конспекты НОД, подвижные игры, песни, сказки, пословицы и поговорки разных народов России. Были приготовлены презентации по теме. Нарисована карта России.

Одним из условий реализации проекта являлось включение семьи как в непосредственно поисковую, так и в продуктивную деятельность в диаде родитель – ребенок. Для того чтобы родители включились в работу с условием соблюдения определенной тематики была проведена консультация. Для выявления семейных традиций и национальности детей, на подготовительном этапе проекта, мы провели опрос родителей. В группе оказались дети разных народностей России (татары, лезгины, русские, удмурты).

Для дальнейшей работы, родителям было предложено подготовить вместе с ребенком краткое сообщение, иллюстрации, фотографии о своей национальности обычаях и традициях в семье (национальные праздники, блюда национальной кухни, обычаи и традиции и т. д.). А также подготовить костюмы и небольшой номер для концерта. Большинство родителей согласились сотрудничать.

В ходе реализации проекта ребята познакомились с традициями и обычаями народов России: русскими, чукчами, башкирами, удмуртами, татарами, жителями Кавказа. Узнали о разнообразной природе регионов России. Читали народные сказки, пословицы и поговорки, слушали и учили песни, народные танцы. Играли в разнообразные народные игры.

Дети при помощи родителей подготовили рассказы об обычаях и традициях в семье.

Несколько детей подготовили сообщения о России. Подготовили рассказ о русском народном костюме. Познакомили с русским – народным обычаем встречать гостей хлебом – солью. Рассказали, как встречают «Пасху», «Рождество», «Масленицу» в семьях воспитанников. Угостили детей национальным блюдом – блинами.

Для развития самостоятельной поисковой деятельности на основании полученных знаний, а также формирования любознательности, была организованна эвристическая предметно развивающая среда - центр «Моя Родина». Содержание центра было пополнено следующими материалами.

1. Раскраски «Народы России». Дети раскрашивали женские и мужские народные костюмы. Для передачи сходства, дети обращались к альбомам.

2. Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России», «Укрась костюм».

3. Сказки народов России и иллюстрации к ним.

4. Энциклопедия «Народы России».

5. Альбомы «Моя Россия». Все материалы, которые принесли дети (открытки, картинки, вырезки из журналов) были оформлены в альбомы. Дети самостоятельно рассматривали и делились впечатлениями.

6. Глобус и карта России. Совместно с воспитателем дети определяли положение России на глобусе. Находили столицу России на карте. Определяли область проживания отдельных народов России.

7. Карта России, сделанная своими руками. Совместно с воспитателями была нарисована карта России, на которую дети наклеивали картинки с изображением людей в национальных костюмах.

8. Элементы народных костюмов и музыкальные инструменты, которые дети использовали для организации сюжетно – ролевых игр.

На заключительном этапе дети находили сходства и различия между различными национальностями. Детьми были сделаны выводы что, несмотря на национальные различия, область проживания, все мы граждане одной большой, великой, красивой страны и должны жить в мире и согласии.

Был организован праздничный концерт с участием родителей. Участники и гости концерта «совершили путешествие по России». Дети представили игры разных народов России. Исполнили песни и стихи о Родине.

В ходе работы над проектом дети стали интересоваться информацией о стране, народах России и их обычаях, природе России. Дети с удовольствием работали подгруппами над заданиями, улучшились отношения друг к другу.

Проект помог сблизить родителей воспитанников и педагогов.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы живем в России!»Фотоотчет «Мы живем в России!» Весь год наша группа работала по проекту " От России до малой Родины", и конечно мы готовились к празднику " День России". Праздник проходил.

Гражданско-патриотический час «Мы живем в России» Гражданско- патриотический час «Мы живем в России» Россия! Встань и Возвышайся! А. С. Пушкин Цель: - Расширить представления воспитанников.

Конспект беседы в младше группе «Мы живем в России»Конспект беседы в младше группе «Мы живем в России» Беседа на тему: «Мы живем в России» Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы живем в России» для подготовительной группы
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 10:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мы живем в России» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем ГАРИБОВА ТАТЬЯНА (УИ 2801220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД