Приложение МААМ

Проект «Мы — югорчане» в подготовительной группе

Лариса Батыршина
Проект «Мы — югорчане» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Мы – Югорчане».

Тип проекта : практико-ориентированный, познавательно-творческий.

Вид проекта : среднесрочный

Срок реализации проекта : 1 месяц (с 24 октября по 25 ноября)

Участники проекта :

• Воспитанники подготовительной группы

• Родители воспитанников

• Воспитатели группы

Публикация «Проект „Мы — югорчане“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

Тема проекта : «Мы - Югорчане» актуальна и значима в дошкольном образовании. Любовь к Родине начинается с родного края, с родных мест, со знаний об истории народа, культуре и традициях малой родины, с проявления познавательного интереса к знаниям о ней.

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции как своих предков, так и современные.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, районе, округе приобщение к миру его культуры.

Проблема. Проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента я выяснила, что у моих воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа. Отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера. Проведя анкетирование с родителями выяснила, что они также не имеют достаточных знаний о своём крае, о традициях коренного народа. Опрос показал, что все родители согласны с повышением уровня знаний о коренных народах и нашего округа. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Исходя из этого я поставила перед собой цель:

Цель проекта : Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, бережного отношения к природе; формирование интереса к истории, культуре родного края - Югра, традициям и быту коренных народов Севера: ханты и манси.

Задачи проекта :

1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.

2. Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в Ханты-Мансийском АО.

3. Воспитывать уважение к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.

4. Повысить уровень знаний родителей и приобщить их к активному участию в реализации проекта.

Первый этап – организационно-подготовительный

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учётом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап. Основной. (Практический).

Формы и методы работы с детьми:

1. «Познавательное развитие». На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

• Тематические занятия «Моя земля – моя Югра», «Культуры, обычаи, обряды народа ханты»

Познавательные минутки: «Природные богатства нашего края», «Промыслы Югры», «Растительный мир тайги», «Ханты и манси - таёжные жители», «Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства».

Рассматривание иллюстраций: «Животные нашего края», «Праздники народов Севера», «Хантыйские орнаменты», «Быт народов Севера», фотографий ХМАО.

• Экскурсия в музейно-выставочный центр на тему «Капелька нефти».

Просмотр презентаций: «Мой край - Югра», «Красная книга ХМАО», «Быт народов Севера».

• Встреча с представителями детской библиотеки «День народного единства».

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей ХМАО, оставление мини-рассказов о родном крае, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

• Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?» «Мой дом - Югра», «Жизнь и быт коренных народов», «Это интересно», «Я - житель Севера», «Природа родного края».

• Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой родной край».

• Знакомство с загадками, легендами и сказками народов Югры.

• Творческое семейное задание «Продолжи предложение» о родном крае.

Ознакомление с художественной литературой:

Сказки народов севера: «Айога» (нанайская сказка, «Кукушка» (ненецкая сказка, «Гордый олень» (мансийская сказка).

• Стихотворения поэтов Югры.

Легенды народов Севера: «Тайга», «Солнце и луна», «Реки и озера».

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, коллективные работы, выставки детских рисунков, поделок, знакомство с одеждой ханты, изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Рисование: «Октябрь в нашем краю».

• Рисование животных, ягод, грибов по трафарету; раскраски «Жители народов Севера».

• Коллективная аппликация «Жители народов Севера».

• Коллективная лепка «Животные нашего края», «Птицы Югры».

• Конструирование чума из счётных палочек.

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

Подвижные игры: «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы»; народные игры: «Хейро», «Белый шаман», «Построй чум», «Ручейки и озера».

5. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Игровая деятельность:

• Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает», «Выложи герб», «Собери флаг», «Собери карту», «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Собери картинку».

Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке», «Стойбище оленеводов».

Театрализованная деятельность: обыгрывание хантыйской сказки «Почему у зайца длинные уши?».

Формы и методы работы с родителями:

• Анкетирование.

Консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае», «Как создать лепбук?».

Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы: «Животный мир Югры», «Растительный мир Югры», «Города нашего округа», «Быт народов Севера», «Промыслы Югры», «Символика нашего края», «Полезные ископаемые Югры».

• Участие в праздниках и развлечениях.

• Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань».

• Итоговое развлечение «Мой дом – Югра».

Предполагаемые результаты методической разработки:

Воспитанник, имеющий представление о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях коренных народов Ханты-Мансийского округа;

Воспитанник, имеющий представление о сказках и легендах народов ханты и манси,

любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам Югры.

Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и активное участие в работе группы.

3 этап. Презентация проекта.

Для педагогов: итоговое развлечение «По легендам народов Севера».

• Оформление коллективной аппликации воспитанников «Жители народов Севера».

• Оформление коллективной лепки воспитанников «Животные нашего края».

• Выставка лепбуков, поделок на тему: «Мой дом – Югра».

• Мастер-класс для родителей «Кукла Акань».

• Итоговое развлечение для родителей и воспитанников «Мой дом – Югра».

1. Оценка эффективности работы.

В начале и в конце реализации проекта проводилась диагностика уровня знаний и преставлений детей по познавательному развитию.

Результаты диагностики уровня знаний и преставлений детей.

Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

Таким образом, реализация данного проекта эффективно повысила результативность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Литература

1. От рождения до школы: Примерная образовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. : ЦГЛ, 2005.

3. Кудрявцев В. Т., Решетникова Р. Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М. : Издательство ИКАР, 2003

4. Ладнушкина Н. М. «Я и мир вокруг меня: учебное пособие/Н. М. Ладнушкина - М. : Мнемозина, 2013

5. Лебедева О. В. «Буровичок Югорка : Сказка/Ил. М. Водопьяновой; Идея П. А. Манченко - Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. изд-во, 2008

6. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста: Методическое пособие/Палаткина С. П. - Ханты-Мансийск: Полиграфист

7. Ромбандеева Е. И. «Мансийские загадки», 1996

8. Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997

9. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. «Мансийские орнаменты/ Е. И. Ромбандеева - отв. редактор. - 2-е изд. - СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

Приложение

Диагностический материал для детей подготовительной группы

Цель: определить уровень знаний и представлений детей о быте и культуре народа ханты и манси.

Метод диагностики: беседа.

Инструктаж к выполнению: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

• Кто такие ханты, манси?

• Где живут?

• Как называется жилище?

• Какими традиционными занятиями они занимаются?

• Какие праздники и обряды есть у коренных народов ханты и манси?

• Какая кухонная посуда есть у хантов?

• Что употребляют в пищу?

• Какую одежду носят?

• Из чего изготовлена их одежда и обувь?

• Что означают вышитые на одежде орнаменты?

• Что символизируют рисунки на обуви?

Высокий уровень. Ребенок легко и правильно отвечает на задаваемые вопросы; самостоятельно и интересно рассказывает о том, чем занимаются ханты, чем питаются; при ответах на вопросы демонстрирует знания из истории о хантыйском народе, проявляет сообразительность в ответах, касающихся одежды.

Средний уровень. Ребенок, в основном, отвечает на поставленные вопросы правильно, самостоятельно, но иногда отвечает с помощью педагога; старается продемонстрировать знания о том, где живут, что едят, как и во что одеваются ханты.

Низкий уровень. Ребенок допускает в ответах на вопросы ошибки; на некоторые вопросы не может дать ответ самостоятельно, без помощи педагога; испытывает затруднения при ответах на вопросы о роде занятий, об изготовлении одежды и обуви.

Анкета для родителей

Какие игры народов Севера знаете?

Какие национальные праздники коренных жителей знаете?

Нужно ли изучать и сохранять народные игры и традиции народов Севера?

Публикации по теме:

Проект в подготовительной группе «Почта»Проект в подготовительной группе «Почта» Цель: Создание условий для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с профессиями почтовых работников в совместной и.

Проект «День матери» в подготовительной группеПроект «День матери» в подготовительной группе Проект «День матери» в подготовительной (логопедической) группе Ноябрь, 2020 г. Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный. Цель.

Проект «Египет» в подготовительной группеПроект «Египет» в подготовительной группе Проект “ Египет” в подготовительной группе. Разработала и реализовала Воспитатель Скоробогатова Н. С. 15 января 2021г. Цель:.

Проект «Лук-наш друг» в подготовительной группеПроект «Лук-наш друг» в подготовительной группе Цель: Вызвать у детей познавательно-исследовательский интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать.

Проект «Мир звуков» в подготовительной группе ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»(Подготовительная группа № 10 «Петушок») Над проектом работали воспитатели Тип проекта: информационно-исследовательский,.

Проект к 9 мая «Сад Памяти» в подготовительной группеПроект к 9 мая «Сад Памяти» в подготовительной группе ПРОЕКТ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей «Сад Памяти». БДОУ МО Динской район «Детский сад №37» Автор:воспитатель.

Проект в подготовительной группе «9 Мая» МДОУ "Новомичуринский д/с№1" Тип проекта: Индивидуальный, краткосрочный, информационный, практико-ориетированный. Сроки проведения проекта:.

Проект «75 лет Победы в ВОВ» в подготовительной группеПроект «75 лет Победы в ВОВ» в подготовительной группе Разработала и провела воспитатель I кв. кат. : Пухова Юлия Юрьевна Проект на тему «75 лет Победы в ВОВ» Участники проекта: - воспитанники,.

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановского Курского муниципального района.

Проект «Экономика и дети» в подготовительной группеПроект «Экономика и дети» в подготовительной группе Актуальность:Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно,.

Автор публикации:
Проект «Мы — югорчане» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 18:10
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мы — югорчане» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Батыршина (УИ 212852) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД