Лариса Батыршина
Проект «Мы — югорчане» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе
«Мы – Югорчане».
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательно-творческий.
Вид проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : 1 месяц (с 24 октября по 25 ноября)
Участники проекта :
• Воспитанники подготовительной группы
• Родители воспитанников
• Воспитатели группы
Публикация «Проект „Мы — югорчане“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность
Тема проекта : «Мы - Югорчане» актуальна и значима в дошкольном образовании. Любовь к Родине начинается с родного края, с родных мест, со знаний об истории народа, культуре и традициях малой родины, с проявления познавательного интереса к знаниям о ней.
Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции как своих предков, так и современные.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, районе, округе приобщение к миру его культуры.
Проблема. Проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента я выяснила, что у моих воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа. Отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера. Проведя анкетирование с родителями выяснила, что они также не имеют достаточных знаний о своём крае, о традициях коренного народа. Опрос показал, что все родители согласны с повышением уровня знаний о коренных народах и нашего округа. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Исходя из этого я поставила перед собой цель:
Цель проекта : Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, бережного отношения к природе; формирование интереса к истории, культуре родного края - Югра, традициям и быту коренных народов Севера: ханты и манси.
Задачи проекта :
1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.
2. Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в Ханты-Мансийском АО.
3. Воспитывать уважение к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.
4. Повысить уровень знаний родителей и приобщить их к активному участию в реализации проекта.
Первый этап – организационно-подготовительный
1. Разработка тематического планирования проекта.
2. Подбор методического материала к проекту.
3. Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учётом возрастных особенностей.
4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
2 этап. Основной. (Практический).
Формы и методы работы с детьми:
1. «Познавательное развитие». На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.
• Тематические занятия «Моя земля – моя Югра», «Культуры, обычаи, обряды народа ханты»
• Познавательные минутки: «Природные богатства нашего края», «Промыслы Югры», «Растительный мир тайги», «Ханты и манси - таёжные жители», «Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства».
• Рассматривание иллюстраций: «Животные нашего края», «Праздники народов Севера», «Хантыйские орнаменты», «Быт народов Севера», фотографий ХМАО.
• Экскурсия в музейно-выставочный центр на тему «Капелька нефти».
• Просмотр презентаций: «Мой край - Югра», «Красная книга ХМАО», «Быт народов Севера».
• Встреча с представителями детской библиотеки «День народного единства».
2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей ХМАО, оставление мини-рассказов о родном крае, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.
• Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?» «Мой дом - Югра», «Жизнь и быт коренных народов», «Это интересно», «Я - житель Севера», «Природа родного края».
• Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой родной край».
• Знакомство с загадками, легендами и сказками народов Югры.
• Творческое семейное задание «Продолжи предложение» о родном крае.
Ознакомление с художественной литературой:
• Сказки народов севера: «Айога» (нанайская сказка, «Кукушка» (ненецкая сказка, «Гордый олень» (мансийская сказка).
• Стихотворения поэтов Югры.
• Легенды народов Севера: «Тайга», «Солнце и луна», «Реки и озера».
3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, коллективные работы, выставки детских рисунков, поделок, знакомство с одеждой ханты, изучение народного декоративно-прикладного искусства.
• Рисование: «Октябрь в нашем краю».
• Рисование животных, ягод, грибов по трафарету; раскраски «Жители народов Севера».
• Коллективная аппликация «Жители народов Севера».
• Коллективная лепка «Животные нашего края», «Птицы Югры».
• Конструирование чума из счётных палочек.
4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
• Подвижные игры: «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы»; народные игры: «Хейро», «Белый шаман», «Построй чум», «Ручейки и озера».
5. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Игровая деятельность:
• Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает», «Выложи герб», «Собери флаг», «Собери карту», «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Собери картинку».
• Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке», «Стойбище оленеводов».
• Театрализованная деятельность: обыгрывание хантыйской сказки «Почему у зайца длинные уши?».
Формы и методы работы с родителями:
• Анкетирование.
• Консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае», «Как создать лепбук?».
• Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы: «Животный мир Югры», «Растительный мир Югры», «Города нашего округа», «Быт народов Севера», «Промыслы Югры», «Символика нашего края», «Полезные ископаемые Югры».
• Участие в праздниках и развлечениях.
• Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань».
• Итоговое развлечение «Мой дом – Югра».
Предполагаемые результаты методической разработки:
Воспитанник, имеющий представление о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях коренных народов Ханты-Мансийского округа;
Воспитанник, имеющий представление о сказках и легендах народов ханты и манси,
любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам Югры.
Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и активное участие в работе группы.
3 этап. Презентация проекта.
• Для педагогов: итоговое развлечение «По легендам народов Севера».
• Оформление коллективной аппликации воспитанников «Жители народов Севера».
• Оформление коллективной лепки воспитанников «Животные нашего края».
• Выставка лепбуков, поделок на тему: «Мой дом – Югра».
• Мастер-класс для родителей «Кукла Акань».
• Итоговое развлечение для родителей и воспитанников «Мой дом – Югра».
1. Оценка эффективности работы.
В начале и в конце реализации проекта проводилась диагностика уровня знаний и преставлений детей по познавательному развитию.
Результаты диагностики уровня знаний и преставлений детей.
Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
Таким образом, реализация данного проекта эффективно повысила результативность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Литература
1. От рождения до школы: Примерная образовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. : ЦГЛ, 2005.
3. Кудрявцев В. Т., Решетникова Р. Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М. : Издательство ИКАР, 2003
4. Ладнушкина Н. М. «Я и мир вокруг меня: учебное пособие/Н. М. Ладнушкина - М. : Мнемозина, 2013
5. Лебедева О. В. «Буровичок Югорка : Сказка/Ил. М. Водопьяновой; Идея П. А. Манченко - Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. изд-во, 2008
6. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста: Методическое пособие/Палаткина С. П. - Ханты-Мансийск: Полиграфист
7. Ромбандеева Е. И. «Мансийские загадки», 1996
8. Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997
9. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. «Мансийские орнаменты/ Е. И. Ромбандеева - отв. редактор. - 2-е изд. - СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2001.
Приложение
Диагностический материал для детей подготовительной группы
Цель: определить уровень знаний и представлений детей о быте и культуре народа ханты и манси.
Метод диагностики: беседа.
Инструктаж к выполнению: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:
• Кто такие ханты, манси?
• Где живут?
• Как называется жилище?
• Какими традиционными занятиями они занимаются?
• Какие праздники и обряды есть у коренных народов ханты и манси?
• Какая кухонная посуда есть у хантов?
• Что употребляют в пищу?
• Какую одежду носят?
• Из чего изготовлена их одежда и обувь?
• Что означают вышитые на одежде орнаменты?
• Что символизируют рисунки на обуви?
Высокий уровень. Ребенок легко и правильно отвечает на задаваемые вопросы; самостоятельно и интересно рассказывает о том, чем занимаются ханты, чем питаются; при ответах на вопросы демонстрирует знания из истории о хантыйском народе, проявляет сообразительность в ответах, касающихся одежды.
Средний уровень. Ребенок, в основном, отвечает на поставленные вопросы правильно, самостоятельно, но иногда отвечает с помощью педагога; старается продемонстрировать знания о том, где живут, что едят, как и во что одеваются ханты.
Низкий уровень. Ребенок допускает в ответах на вопросы ошибки; на некоторые вопросы не может дать ответ самостоятельно, без помощи педагога; испытывает затруднения при ответах на вопросы о роде занятий, об изготовлении одежды и обуви.
Анкета для родителей
Какие игры народов Севера знаете?
Какие национальные праздники коренных жителей знаете?
Нужно ли изучать и сохранять народные игры и традиции народов Севера?