Галина Бызова
Проект «Мы вместе в страну правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы вместе в страну правильной речи
Логопеды ищут такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.
Взаимодействие с родителями детей,Проект «Мы вместе в страну правильной речи»
Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.
Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных видах:
«Запись на листах».
При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
.
Родительская почта.
Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Некоторые предложения являются весьма дельными и требуют тщательного рассмотрения. Именно для этих целей используется «родительская почта».
Родительская почта - одна из нетрадиционных форм работы, предполагает сбор и анализ информации. Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Данный вид взаимодействия необходим для семей сильно занятых, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
Задачи :
1. Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.
2. Обеспечить действенную обратную связь между педагогом и родителями.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско- родительских отношений.
Содержание работы:
Презентация родительской почты: на родительском собрании или встрече с родителями педагог объясняет механизм действия почты; возможно провести обучение - предложить родителям в режиме реального времени наполнить ящик, после чего ответить на заданные вопросы. Необходимо показать, что педагог готов к сотрудничеству с родителями. Также необходимо заметить, что почта – это не панацея, она не заменяет «живое» общение педагога и родителей, но является возможностью сделать это общение понятным, продуктивным и насыщенным. То есть почта - это своеобразная оперативная и адекватная обратная связь между участниками воспитательного процесса: родителями и педагогами.
Можно предложить несколько ящиков родительской почты, направленных на сбор различной информации, например: "Почта анонимных обращений родителей", "Почта родительского счастья", "Почта родительских идей, предложений" или "Почта родительского недоверия", "Адресная почта", "Родители недоумевают, почему? ", тематику почтовых ящиков можно изменять по необходимости.
Электронная газета для родителей.
Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия с семьей воспитанников ДОУ является выпуск электронной газеты для родителей. Электронные средства взаимодействия постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
Электронная газета - это способ психолого-педагогического просвещения семьи, развития практических навыков родителей в формировании правильной речи ребенка, информирования о жизни детского сада. Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Газету можно бегло просмотреть или внимательно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Многие родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям читать некогда, а с газетой можно познакомиться в спокойной домашней обстановке.
Цель: обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени развития.
Задачи:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
2. Использование издательской деятельности, как формы взаимодействия.
3. Предоставление родителям возможности реализовать их право на участие в жизни ДОУ.
4. Нахождение новых форм взаимодействия педагогов и семьи, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверительности.
Вывод: газета, как форма взаимодействия, является эффективным средством приобщения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. У родителей в результате этой деятельности появляется интерес к тому, чем живет их ребенок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. Родители с удовольствием откликаются на обращенные к ним просьбы педагогов принять участие в различных мероприятиях.
Привлечение родителей к театрализованным представлениям - одна из интересных форм работы.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно несколько функций: познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность дошкольников, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой, а потребность в игре у детей, несомненно, велика. Игра для ребенка – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, социальная практика. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, способствует различению и дифференциации эмоций, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать.
Занимаясь театрализованной деятельностью, ребенок приобщается к достижениям истории культуры, и, осваивая их, становится культурным человеком.
В процессе работы над выразительностью реплик героев произведений активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться. Дошкольник учится понимать основную идею произведения; составлять словесную характеристику героев произведения, используя эпитеты, сравнения, образные выражения; использовать выразительные средства интонационно – образной речи; пользоваться прямой и косвенной речью; развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.
Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности дает положительные результаты.
Задачи совместной театральной деятельности:
- реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку, с целью максимального развития его личностного потенциала;
- формирование у детей устойчивого интереса к театру, как виду искусства. Развитие представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние героев произведений;
- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада; участие родителей и детей в театрализованной деятельности; совместная постановка спектаклей; создание условий, организация декораций и костюмов;
- повышение уровня культуры родителей и детей при посещении городских учреждений (театр, библиотека, выставочный зал и др., формирование адекватных форм поведения в общественных местах, воспитание положительных эмоций и эстетических чувств.
Успешность творческого развития детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье. Проводится ли дома закрепление материала, насколько родители осознают необходимость совместной работы с педагогом в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников, мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками педагога в организации художественно - речевой деятельности.
Участие родителей в театрализованных представлениях поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей.
Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять художественно-эстетическое и речевое развитие в домашних условиях. Работа педагога и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.
Принципы взаимодействия с родителями:
- уважительно относиться к личности ребенка, не сравнивать его с другими детьми;
- уважительно относиться к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в жизни ДОУ;
- учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания;
-поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;
- воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.
Родителям будет интересно познакомиться с основами домашнего театра. Педагог обучает организации домашнего театра (кукольного, драматического, в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:
- игры –импровизации;
- игры представления;
- игры – имитации;
- ролевые игры;
- кукольные представления.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов необходимо привлекать ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов.
В домашних спектаклях может использоваться музыкальное сопровождение.
Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяют реализовать накопленный потенциал. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье предполагается соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки, библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов-самоделок дидактических игр.
Для просвещения родителей целесообразно организовать консультации: «Театр – помощник в воспитании детей», «Как устроить домашний театр для детей», «Сказочные герои глазами детей», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Пальчиковый театр своими руками». Информационные файлы «Памятка. Поход в театр». Папка-передвижка «Маршрут выходного дня. Всей семьей в театр». Конкурс «Театральная кукла». Анкетирование родителей на тему «Театр и дети». Фотовыставка «В театре всей семьей». Театрализованные представления с участием детей и родителей.
Необходимо донести до родителей, что занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Для родителей проводятся родительские собрания по наиболее актуальной в данный момент для учебно-воспитательного процесса теме. На родительском собрании обсуждаются вопросы, связанные, например, с подготовкой к спектаклю, кукольному театру, празднику.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир детей, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Заключение.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
Используемая литература: