Юлия Кузьмина
Проект «Я, ты, он, она — вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
1
Название проекта : «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
2
Актуальность
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, Родине, многонациональным народам России.
Публикация «Проект „Я, ты, он, она — вместе дружная семья“» размещена в разделах
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные, то есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
3
Цель проекта
Сформировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Воспитать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
4
Задачи проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Расширять представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят других национальностей.
Развивать проектную деятельность всех типов.
Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру и продуктивные виды деятельности.
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, необратимости.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Совершенствовать умение составлять рассказы о народах, о содержании картины и по набору картинок.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, пословицами и поговорками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны).
Совершенствовать технику изображения.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании.
Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Воспитывать самостоятельность.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развивать интерес к народным играм.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Воспитывать настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
5
Тип проекта : Познавательно-творческий, групповой проект
6
Участники проекта
Воспитатели: Кузьмина Ю. В.
Дети подготовительной «Б» группы
Родители подготовительной «Б» группы
7
Предмет исследования:
Народы России: знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
8
Длительность проекта : Краткосрочный /7 дней/
9
Ожидаемый результат:
Для детей:
Сформировать у детей представления о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
Пополнить знания о народах России
Помочь овладению исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Воспитывать интерес к народным играм, сказкам, танцам.
Воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.
Для педагогов:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой, познавательной, художественной деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Организовать творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности
Для родителей:
Поддерживать познавательную активность у детей
Продолжать воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
10.
Презентация продуктов деятельности
Выставка детских рисунков «Русская красавица», «Жители Севера», «Давайте дружить, давайте улыбки друг другу дарить».
Создание мини – музея «Куклы в национальных костюмах»
Стенгазета «Народы России»
Папки – передвижки «Мы жители другой страны»
Организация деятельности по реализации проекта
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Подготовительный этап:
(Постановка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)
Действия педагогов
- Мы создали проблемную ситуацию с помощью интервью, и сделали следующую запись. Детям задавались вопросы / использовалась модель 3-х вопросов: "Что я знаю?", "Что я хочу узнать?", «Как узнать?»/ - «Какие народы живут в России?»
Модель трех вопросов
- На вопрос «Что я знаю о народах России?» - вот как дети отвечали на вопросы воспитателей: называли такие народы – россияне, кто-то назвал – белорусы живут в России, немцы, а большинство детей молчали или говорили, что не знают.
- На вопрос «Что я хочу узнать о народах России?» - многие говорили, что хотят узнать названия народов России, праздники, во что одеты – о костюмах.
- На вопрос «Как узнать?» - почти все говорили: надо спросить родителей или воспитателей, чтобы они рассказали, прочитали в энциклопедиях о народах, или посмотреть познавательные передачи по телевизору или в интернете.
- После интервьюирования сформулировали проблемные вопросы, определили задачи работы над проектом.
- Собрали литературу по теме проекта : стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.
- Попросили родителей принести домашнюю литературу по теме проекта.
- Продумали мероприятия для родителей с целью привлечения их к участию в проекте : создание мини - музея.
- Давали рекомендации родителям по поиску интересных фактов, информации, в том числе и интернете на предложенную тему
- Создали условия для осуществления проекта.
Действия детей
- Дети осознали и личностно восприняли проблему, эмоционально реагировали на проблемные вопросы.
- Предлагали варианты решения проблемы.
- Предлагали привлечь родителей к решению проблемы «Что они знают о народах России?», чтобы оказывали посильную помощь в работе над проектом.
- Прогнозировали результаты проекта : «Мы узнаем больше информации о»
Основной этап
(практическая деятельность по решению проблемы)
Деятельность педагогов
- Организовывали совместную деятельность с детьми.
- Помогали в изготовлении атрибутов и игровых пособий.
- Разучивали с детьми стихи, читали им сказки и рассказы.
- Контролировали развитие проектной деятельности детей.
- Оказывали дифференцированную помощь детям при проведении проектной деятельности.
Действия детей
- Планировали деятельность при помощи педагога и определяли средства реализации проекта.
- Принимали участие в выставках детского творчества.
- Объединялись в рабочие группы, распределяли обязанности.
- Систематизировали предложенную информацию, выучили стихи, загадки, составляли небольшие рассказы по сюжетным картинкам, придумывали конец к сказкам (словотворчество).
- Выполняли проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.
- Готовились к итоговому мероприятию: создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» и оформление стенгазеты «Народы России».
Действия членов семьи
- Помогали выучить стихи и загадки, находить полезную и познавательную информацию.
- Принимали участие в создании развивающей среды для успешного проведения проекта.
- Создали папки – передвижки «Мы - жители другой страны»
Завершающий этап
(презентация продуктов проекта)
Действия педагогов
- Помогали в организации итогового мероприятия.
- Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.
- Совместно с детьми определили перспективы развития проекта
Действия детей
- Знакомили родителей со своими работами, принимали участие в итоговом мероприятии
- Обсуждали результаты проектной деятельности.
- Совместно с взрослыми определили перспективы развития проекта
- Сделали выводы о решении проблемы - «Какие народы живут в России?» - уговорить родителей посетить Этнографический музей.
Действия членов семьи
- Оказывали помощь в проведении итогового мероприятия.
- Сделали выводы о решении проблемы - «Какие народы живут в России?» - посетить с детьми Этнографический музей и вместе познакомиться с экспозициями музея.
Презентация продукта деятельности
- Выставки детских рисунков «Русская красавица», «Жители Севера», «Давайте дружить, давайте улыбки друг другу дарить».
- Создание мини – музея «Куклы в национальных костюмах»
- Стенгазета «Народы России»
- Папки – передвижки «Мы жители другой страны»
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Дети:
получили знания о том, какие народы живу в России
познакомились с праздниками, традициями, сказками.
приняли участие в создании творческих работ
научились организовывать дидактические, подвижные игры
творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности
Родители:
проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта
предоставили фотографии о стране, в которой они живут
для занятий самостоятельной творческой деятельностью распечатки – раскраски «Костюмы народов России»
В предметно-развивающую среду внесены:
альбомы на темы «Народы России», «Народы мира»
дидактические игры по теме «Народы России»
подборки стихов о Родине, народах
подборки пословиц и поговорок народов России
выставка художественной литературы по теме «Моя Родина – Россия»
организован мини – музей «Куклы в национальных костюмах»
Педагоги:
подобрали методическую и детскую литературу
наработали картотеку стихов, пословиц, поговорок, считалок
наработали рекомендации для родителей
картотека подвижных игр «Игры народов России»
Список используемой литературы:
- Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живё м в России: подготовительная группа»; М. : Скрипторий, 2008г.
- Н. П. Битютская «Система педагогического проектирования» /опыт работы, проекты/; В. : Учитель, 2013г.
- О. А. Скоролупова «Осень. Часть 2»/занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме/; М. : ООО «Скрипторий», 2008г.
-Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: подготовительная группа /интегрированный подход/ - М. : Скрипторий, 2013.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная группа - М., Мозаика-Синтез, 2016.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: подготовительная группа. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой; М. : Мозаика-Синтез, 2011.
- Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова; М. : Школьная Пресса, 2004.
- Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»; М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»; М. : Просвещение, 1991.
- О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»; М. : Сфера, 2003
- Скоролупова О. А. «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО: в 2 ч.»; М. : Скрипторий, 2003, 2015.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)