Вика Куприянова
Проект «Мы — маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад № 12 города Красноармейска Саратовской области»
Познавательно – исследовательский проект Воспитатель : Куприянова В. Ю.
«Мы – маленькие исследователи»
Тип проекта : познавательно - исследовательский, информационно - ориентированный.
Вид проекта : долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь - май 2021 год.
По содержанию: семейный, социально - педагогический.
Публикация «Проект „Мы — маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
По количеству участников: групповой, фронтальный, индивидуальный.
Участники проекта : дошкольники, родители, воспитатели.
Актуальность.
Огромная роль в воспитании дошкольников отводится эколого - валеологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к окружающей действительности стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. И если дошкольники будут узнавать больше о природе методом экспериментирования и исследования, у них возрастёт желание беречь окружающий мир.
Знакомство дошкольников с окружающей действительностью с помощью исследований и экспериментов развивает у них важнейшие операции мышления:
- анализ (наблюдая, дети рассматривают и изучают строение объектов);
- сравнение (дети находят сходство и различия разных объектов);
- умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания);
- обобщение (дети совершенствуют умение объединять объекты в группы на основе выделения существенных признаков).
Дошкольный возраст детей обладает восприимчивостью, эмоциональностью, отзывчивостью, подражательностью, позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы, поэтому детям уже доступны элементарные методы экспериментирования и исследования объектов и явлений окружающей действительности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания ребё нка: он выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно - природном мире, видеть его ценности. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающей действительности, накапливает представления о разных формах жизни. Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в окружающей действительности является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате проведения опытов, экспериментов.
Опыт - это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях (лес, сад, огород и т. д.). Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
В процессе познавательно - исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, начинает овладевать культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Введение ребенка в природный мир предполагает:
- ознакомление с природным объектом или явлением;
- восприятие объекта или явления;
- формирования правильного отношения к объектам окружающей действительности.
Эксперименты - это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, опытов и экспериментов, в игровой деятельности. В процессе познавательно - исследовательской деятельности даю детям доступную им информацию, подвожу их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Для этого подобраны эксперименты, доступные детям дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и безопасные.
Основное содержание познавательно - исследовательской деятельности.
В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, самостоятельно овладевая представлением о том или ином объекте или явлении.
Некоторые опыты дети повторяют сами, показанный взрослым, могут наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Часто экспериментирование возникает по инициативе самого ребенка.
Два направления: первое - игровое, второе - осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из этого можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Цель:
- поддержание и развитие у дошкольников интереса к исследованиям, открытиям, создание необходимых для этого условий.
Задачи:
- обучающая: обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира;
- развивающая: развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, воспитывать культурно - гигиенические навыки.
Методы и приемы работы.
Традиционные методы:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр фильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (игры - эксперименты, игры - опыты).
Инновационные методы:
- использование отдельных приёмов мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
- игровое проблемное обучение - проигрывание с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют их познавательную активность и приучают к самостоятельному поиску решений проблемы;
- наглядное моделирование, в основе которого развиваются умственные способности ребенка;
Этапы проекта :
- первый – подготовительный: знакомство детей и родителей с проектом, подготовительная работа, постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовка оборудования и материалов;
- второй – собственно исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы;
- третий – заключительный: обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов.
Ожидаемый результат:
- дети самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить;
- предлагают возможные решения;
- доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы;
- применяют выводы к новым данным, делают обобщение.
Примерный перспективный план
работы познавательно – исследовательского проекта
«Мы – маленькие исследователи»
МБДОУ «Детский сад №12г. Красноармейска Саратовской области»
на 2021– 2022 учебный год.
Неделя Тема Задачи
Сентябрь
1 Мониторинг
2 Знакомство с оборудованием для
исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у ребёнка к исследованиям, новым открытиям.
3 Песочная страна. Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка, закрепить правила поведения при работе с песком, развивать интерес к экспериментированию.
4
Глина. Способствовать расширению знаний детей о свойствах глины, совершенствовать умение работать с ней, развивать интерес к экспериментированию.
Октябрь
1 Посев семян растения – бархатцы. Совершенствовать умение детей наблюдать за семенами, отмечать свои наблюдения в календаре, сеять семена самостоятельно, в дальнейшем ухаживать за ними.
2 Мир бумаги - свойства. Формировать представления о свойстве бумаги. Развивать умение выражать свои мысли, познавательно - исследовательскую активность в процессе экспериментирования.
3 Вода и её свойства. Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная.
Ноябрь
1 Дружба красок. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.
2 Поможем воде стать чистой. Развивать логическое мышление; умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка.
3 Магнит. Испытание магнита. Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Декабрь
1 Мир ткани и её свойства. Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей. Развивать умение выражать свои мысли, познавательно - исследовательскую активность в процессе экспериментирования.
2 Измерение глубины снежного покрова. Развивать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение делать выводы.
3 Дерево - его свойства. Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, овладевать средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
Январь
2
Мир металла. Расширять знания детей о металле и его свойствах, учить сравнивать, делать выводы.
3 Волшебная бумага. Дать представление о свойствах бумаги. Воспитывать чувство взаимопомощи.
4
Вулкан. Познакомить детей с образованием и работой вулкана; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о вулканах. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность и осторожность при работе - ОБЖ.
Февраль
1
Чудесная мука. Ознакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование, дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, отпечатки.
2 Свойства снега. Закрепить свойства снега посредством экспериментирования.
3 Знакомство с термометром. Совершенствовать детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.
Март
1 Удивительные камни.
Совершенствовать умение детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые). Показать детям возможность использования камней в хозяйственных и игровых целях; закрепить элементы ОБЖ.
2 Растения – посадка, посев. Формировать умение распознавать семена растений, правильно сеять и ухаживать за ними, совершенствовать трудовые умения.
3 Экологические – игры – исследования. Развивать чувствительный опыт, внимание посредством чудесного мешочка, ящика ощущений.
4 Посадка лука, чеснока. Развивать тактильные ощущения, трудовые действия.
Апрель
1 Неживая природа. Развивать чувствительный опыт, внимание, сосредоточенность при нахождении объектов и явлений неживой природы.
2 Живая природа. Развивать чувствительный опыт, внимание, сосредоточенность при нахождении объектов и явлений живой природы.
3 Живая и неживая природа. Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
4 Итоговое занятие – для воспитателей. Обобщить знания детей, способствовать развитию познавательных интересов.
Май
1 Подземная кладовая. Познакомить детей с полезными ископаемыми земли, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2 Итоговое занятие – с участием родителей. Обобщить знания детей, способствовать развитию познавательно - исследовательских интересов. Поддержать интерес у родителей к исследованиям и открытиям с детьми.
3 Мониторинг.