Ирина Жилиховская
Долгосрочный проект «Мы — будущие первоклассники»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Вид проекта
3. Цель, задачи и направления проекта
4. Принципы реализации проекта
5. Актуальность проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемый результат
8. Поэтапный план реализации проекта
Публикация «Долгосрочный проект „Мы — будущие первоклассники“» размещена в разделах
9. Перспективы развития и применения проекта в практике
10. Заключение
11. Список литературы
12. Приложение
1. Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020г. – май 2021г.)
2. Вид проекта : детско-педагогический, информационный, практико-
ориентированный.
Участники проекта : педагоги МДОУ № 12 «Пчёлка», дети подготовительной группы, родители.
Проект разработала : Жилиховская Ирина Борисовна.
Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
3. Цель проекта : формирование умения ориентироваться в обстановке, в пространстве, в помещении детского сада, на улице, в пути, каким ходят они в детский сад и будут ходить в школу. Знакомство с интересными видами учебной деятельности, предметами, атрибутами учения, с профессией «учитель». Формирование представлений детей о социальной роли ученика.
Задачи проекта :
Знакомить с правилами поведения в коллективе, необходимыми будущему школьнику. Развивать интерес к учению. Уточнить и закрепить представления детей о школе. Воспитывать умение выполнять требования педагога, контролировать себя, быть внимательными и активными в течение всего занятия. Учить детей сотрудничеству со взрослыми, умение находить нужную информацию. Познакомить со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе, расширить знания детей о появлении этих предметов в жизни людей. Практика отгадывания загадок о школьных принадлежностях и заучивания стихов о школе. Познакомить с профессиями занятыми в школе (учитель, директор, повар, уборщица и др.).
Формировать умение соблюдать правила поведения в общественных местах - школе.
Систематизировать знание детей о том, чтобы быть здоровым школьником нужно уметь устраивать свой день, и соблюдать определенный режим много гулять играть и в определенное время кушать и заниматься.
Активизировать словарный запас по темам «Школа. Школьные принадлежности». Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их, воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Совершенствовать психические процессы (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
Проблема: Дети психологически ещё не готовы пойти в школу
4. Принципы реализации проекта :
- личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе
воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- единство содержания форм и методов работы;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
Направления проекта совместной деятельности с детьми:
1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться,
обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других
3. Развитие речи и мелкой моторики
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте
5. Развитие элементарных математических представлений.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей, Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»
- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению», «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность», «Скоро в школу», «Что значит «Быть готовым к школе», "Психологическая готовность к школьному обучению", «Кризис 7 лет и как с ним справиться»
- родительские собрания; -
Круглый стол с показом деятельности
- Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»
- Родителям на заметку «Комната первоклассника»
- Работа в тетради по ФЭМП- Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».
-Шесть правил адаптации ребенка к школе.
Задачи проекта :
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей
данного возраста.
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника,
необходимых для благополучной адаптации к школе.
5. Актуальность проекта :
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
В каком возрасте лучше начать школьное обучение? Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Какие именно знания, умения и навыки надо сформировать у ребенка для его успешного обучения? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к педагогу - психологу детского сада. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и даже неуспевающих учеников часто попадают благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития, овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей на консультации у педагога -психолога недоумевают: «Мы так много занимались со своим ребенком: еще в детском саду он научился читать, считать до ста. Почему же он плохо учится?». Воспитатели им вторят: «Мы проводили с детьми занятия «как в школе», почему некоторые из них так тяжело адаптируются к школьному обучению?».
Анализ результатов обследования готовности к школьному обучению
воспитанников подготовительных групп показал, что у детей, не готовых к школьному обучению, низкий уровень мотивационной готовности. Поэтому возникла необходимость в углубленном изучении и проработке проблемы формирования мотивационной готовности детей к школе, что создало условия для возникновения данного проекта.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема личностной готовности к школе. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе, которая является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе. Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.
Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна из них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на
неё без предварительной подготовки ребёнка просто невозможен. Но,
подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого
первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать
начальное образование (какую образовательную программу) из множества
предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка?
Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную»
обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Мы - будущие первоклассники» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы.
Данный проект будет полезен работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
6. Этапы работы над проектом :
I этап – диагностико - аналитический (сентябрь 2020 г.)
Подготовка в группах необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности. Диагностика детей подготовительных к школе групп на их предварительную готовность к школе, консультирование родителей по итогам диагностики готовности детей к школе,
анкетирование их родителей (законных представителей)
II этап – реализация проекта (октябрь 2020г. – апрель 2021 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации
проекта.
III этап – итоговый (май 2021г.) Диагностика детей подготовительной к школе группы, направленная на изучение готовности детей к школе. Оформление презентации с материалами проекта.
Защита проекта в виде досуга «Скоро в школу».
Создание презентации «Я - готов!»
Оформление папки с материалами проекта.
7. Ожидаемый результат:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе.
Образовательная деятельность
Вид деятельности, содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие: коммуникативная, игровая,
трудовая:
Беседы: «Я – будущий первоклассник?», «Как безопасно добраться до школы», «Что такое перемена?», «Урок в школе», «Какие предметы изучают в школе?», «Как вести себя на переменеРассказы воспитателя: «Школьный учитель», Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением сюжетов из школьной жизни, школьных принадлежностей.
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Переменка», «Школьный урок», «Магазин канцелярских товаров», «Библиотека»
Самообслуживание: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; чистить одежду, обувь; следить за своим внешним видом; поддерживать порядок и чистоту в своем шкафу для одежды; быстро и правильно умываться, насухо вытираться индивидуальным полотенцем
Коллективный хозяйственно-бытовой труд: приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и т. д. ; проверять все ли в порядке перед уходом на прогулку;
приводить в порядок кукол; мыть и протирать игрушки, строительный материал; наведение порядка в шкафу с материалами для занятий по ИЗО, ручному труду
Дежурство по столовой
Коллективный труд в группе: протирание строительного материала;
протирание стульчиков.
Ручной труд:
ремонт коробок настольно-печатных игр; ремонт книг;
изготовление писем-рисунков родителям, друзьям; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Отбирать игрушки и материалы по поручению воспитателя и выносить на участок (заносить в группу). Учить одеваться малышей, помогать ухаживать за одеждой, обувью.
Познавательное развитие
Познавательная, коммуникативная, игровая, исследовательская
Рассматривание альбомов: «Школа», «Что нам в школе пригодиться»
Решение проблемных игровых ситуаций: «Как вести себя в школе»,
«Миша собрал портфель….»
Дидактические игры: «Нарисуй силуэт», «Зачеркни лишнее», «Собери портфель», «Цветик - семицветик», «Растеряша», «Каким может быть этот предмет?», «Волшебный мешочек», «Дорога в школу»
Графические диктанты
Упражнения для формирования положительного отношения к школе:
«Запоминай порядок», «Попугай», «Настроение в цвете», «Бег ассоциаций»,
«Изображение предметов», «Зеркало», «Настроение в цвете», «Пары слов»,
«Бип», «Четыре стихии».
Использование наглядно-дидактических пособий: «Школьные принадлежности», «Наша школа»
Обыгрывание и обсуждение: «Дорога в школу», «Мальчик, а что у тебя в портфеле?»
Игры – драматизации: «Колобок на новый лад», «Перемена»
Экскурсия в школу
Конструирование из конструктора «Лего», «Школа», конструирование из крупного строительного материала «Школьный стадион» Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную
тематику. Создание коллекции «Школьные принадлежности»
Речевое развитие
Коммуникативная
Чтение: Сказка в обработке А. Н. Толстого, «Буратино», «Про Колю» Н. Селезнева «Чебурашка идет в школу», «Первое сентября» Ю. Мориц,
«Первый день календаря» С. Маршак, «Сказка про азбуку» Л. Петрушевская
Составление загадок: на школьную тематику
Заучивание стихотворения: А. Барто «В школу».
Художественно-эстетическое
Изобразительная, творческая, коммуникативная, музыкальная
Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».
Коллаж: «Мой будущий портфель»
Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»
Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа»,
«Букет для учительницы».
Лепка: «Буквы», «Цифры»,«А что у нас в пенале»
Рисование: «Нарисуй школу», «Первое сентября», «Школьные принадлежности»
Аппликация: «Красивый портфель»
Пение: «Я хочу учиться» муз. Долухоняня, сл. М. Петровой
Танцевально-игровое творчество «Школьные годы чудесные».
Слушание песен о школе, школьных годах.
Физическое развитие:
Беседы: «Как правильно сидеть за партой»,
«Береги зрение», «Режим дня школьника» Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к
флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше
дойдёт до середины»
Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка
препятствий», «Мяч над головой» и т. д.
Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»
Чтение: «Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я Сам». Н. Литвинова
«Королевство столовых приборов».
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук
Консультации для родителей: «Готовность ребенка к школе»,
«Ваш ребенок – первоклассник»
Подвижные игры: «Ловишки», «Догонялки», «Море волнуется раз…
«Перемени предмет»
Эстафеты: «Эстафета парами», «Кто быстрее?», «Кто выше?».
Игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа.
Пальчиковая гимнастика.
Итог: Выставка совместных работ родителей и детей «Мы будущие первоклассники».
Совместная деятельность родителей и детей
-Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу»
(совместно с родителями);
-составление генеалогического древа (3 – 5 поколений);
-придумать и нарисовать герб семьи
-подобрать фотографии родителей в школьные годы, семейные
фотографии для оформления портфолио детей.
Взаимодействие педагогов с семьёй
Родительское собрание: «Готовность детей к школе»
Тренинг «Мой будущий первоклашка»
Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок,
который собирается в школу».
Консультация психолога: «Какие стороны готовности к школе особенно
важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»
Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
9. Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике ожидаемые результаты проекта :
- участники проекта имеют основные представления о школе и школьных принадлежностях;
- эмоционально – положительное отношение детей к школе;
- участники умеют устанавливать отношения со сверстниками и с взрослыми, подчиняться установленным нормам и правилам;
- повышение уровня знаний о мотивационной готовности детей к школе.
- овладение установленными нормами и правилами поведения в школе.
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта «Скоро в школу» в детском саду
заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является
дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и
родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие воспитателей
и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной
мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и
действенными участниками образовательного процесса. Данный проект
позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая
совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение
педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на
новую ступень образования.
10. Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно
отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и
приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.
11. Список литературы:
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. :
Просвещение, 1987
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010//
5. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б.
Анисимова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005
6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
7. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно - образовательной работе с
детьми» — журнал «Воспитатель ДОУ» 2012
8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке
ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
9. Панфилова М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра
для дошкольников и младших школьников. М. ТЦ «Сфера», 2002
10. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
11. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. —
Спб. : Питер, 2004.-205с.
12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери
СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.
14. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
15. Астафьева Е. О. «Играем, читаем, пишем» - «Детство-Пресс», 2004, - 63с.
16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
17. В. Бардин «Подготовка ребёнка к школе».
18. Т. Н. Доронова «Из ДОУ - в школу».
19. Т. Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».
20. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу
собирайтесь».
21. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
22. С. Соловейчик «Педагогика для всех».
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и
будущее».
3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного
альбома».
4. Картины художников:
Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси. 1912.», Ф. Решетников «Опять двойка» 1951
Художественная литература:
1. Н. Некрасов «Школьник»
2. Л. Толстой «Филиппок»
3. И. Лысцов «Как тетрадка родилась»
4. А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда книга пришла»
5. С. Маршак «Вчера и сегодня»
6. М. А. Панфилова «Школа»
7. А. Барто «Первоклассница»
8. Л. Толстой «Рассказы из «Азбуки»
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка»
10. Л. Барбас «Кому нужна пятёрка»
11. Материалы Интернета