Светлана Русанова
Проект «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского»
Проект разработали: старший воспитатель Андреева Галина Николаевна и воспитатель Русанова Светлана Ивановна МБДОУ детского сада № 1 города Воткинска УР
Публикация «Проект „Музыкальная шкатулка П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Актуальность проблемы – современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах» в бешеных ритмах электронных звуков. Это создаёт атмосферу духовной бедности и художественной серости, не способствуя гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия, воспитать чувство прекрасного. Музыка, воплощённая в рисунке, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения. В рамках программы по музыкальному воспитанию детей знакомят с творчеством композиторов-классиков, в том числе и с творчеством П. И. Чайковского. Но количество этого материала недостаточно, он не интегрируется с другими видами деятельности и не оставляет большого следа в душах детей. Город Воткинск – Родина П. И. Чайковского. Детям необходимо осознавать значимость рождения на родине великого композитора и испытывать чувство гордости от соприкосновения с ней. Это обстоятельство послужило основной причиной создания проекта «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского» в честь 180-летия со дня рождения композитора.
Тип проекта – комбинированный: продуктивный, познавательный, эстетическо-творческий.
Вид проекта – групповой.
Цель проекта – воспитание музыкальной культуры, формирование творческой личности ребёнка через реализацию творческих замыслов в процессе художественного творчества.
Задачи проекта
Образовательные:
• Познакомить с творчеством П. И. Чайковского.
• Учить слушать и понимать музыку, определять её характер и настроение.
• Учить воплощать музыку в рисунках, передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
Развивающие:
• Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
• Развивать музыкальную память, мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости от соприкосновения с исторической Родиной П. И. Чайковского.
• Воспитывать эстетический вкус.
• Воспитывать самостоятельность и инициативу.
Виды деятельности – творческая художественная деятельность, организованная музыкальная деятельность (слушание музыки, знакомство с искусством, беседы, творческое рассказывание и сочинение, обсуждения в ходе режимных моментов и др., взаимодействие с родителями.
Участники – дети подготовительной группы «Клёпочки», родители, воспитатель Русанова С. И.
Длительность проекта – в сентябрь 2019 – апрель 2020 учебного года.
План реализации проекта
Месяц: Сентябрь
Тема: «П. И. Чайковскому – 180 лет»
Работа с детьми:
• Беседа с детьми, рассматривание книг и иллюстраций, открыток.
• Экскурсия к дому-музею П. И. Чайковского.
• Просмотр мультфильма «Детский альбом П. И. Чайковского» (фрагмент).
• Общение в режимных моментах (мотивация к проекту).
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Марш деревянных солдатиков»)
Работа с детьми:
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, костюмов.
• Творческая изобразительная деятельность (цветной карандаш, фломастер, мелки).
• Сочинение творческих рассказов.
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
Взаимодействие с родителями:
• Знакомство с проектом «Музыкальная шкатулка П. И, Чайковского».
• Информация в родительском уголке (ширма).
Продукты месяца:
• Рисунки детей.
• Рассказы детей.
• Страничка книги.
Месяц: Октябрь
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Болезнь куклы», «Новая кукла»)
Работа с детьми:
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».
• Выставка кукол.
• Рассматривание рисунков, иллюстраций.
• Экскурсия в магазин игрушек.
• Просмотр мультфильма «Детский альбом П. И. Чайковского» (фрагмент).
• Творческая изобразительная деятельность (гелиевые ручки, цветной карандаш).
• Сочинение творческих рассказов.
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
Взаимодействие с родителями:
• Помощь в организации выставки кукол.
• Участие в подборе иллюстраций, книг, фотографий.
Продукты месяца:
• Выставка кукол.
• Выставка иллюстраций.
• Рисунки детей.
• Рассказы детей.
• Страничка книги.
Месяц: Ноябрь
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Баба-яга»)
Работа с детьми:
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Баба-яга».
• Чтение русских народных сказок.
• Рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, И. Билибина.
• Выставка книг про Бабу-яга.
• Концерт квартета симфонических инструментов «Детский альбом П. И. Чайковского».
• Творческая изобразительная деятельность (гуашь).
• Сочинение творческих рассказов.
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
Взаимодействие с родителями:
• Помощь в организации выставки книг про Бабу- ягу.
• Просмотр мультфильмов в домашних условиях.
• Просмотр фильма-сказки «Морозко».
• Чтение сказок Афанасьева.
• Знакомство с биографией П. И. Чайковского.
• Информация в родительском уголке (ширма).
Продукты месяца:
• Выставка книг про Бабу-ягу.
• Рисунки детей.
• Рассказы детей.
• Страничка книги.
Месяц: Декабрь
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Щелкунчик», Шелкунчик)
Работа с детьми:
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Щелкунчик».
• Просмотр мультфильма «Щелкунчик».
• Рассматривание иллюстраций.
• Творческая изобразительная деятельность (гуашь).
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
Взаимодействие с родителями:
• Конкурс по мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король».
Продукты месяца:
• Выставка по итогам конкурса.
• Рисунки детей.
• Страничка книги.
Месяц: Январь
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Щелкунчик», новогодняя ёлка)
Работа с детьми:
• Общение с детьми на тему Новогодних праздников.
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Щелкунчик».
• Рассматривание иллюстраций.
• Выставка «Самая красивая ёлочка».
• Творческая изобразительная деятельность (гуашь).
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
Взаимодействие с родителями:
• Посещение праздников ёлки, праздничных городских мест, прогулки в лес.
• Помощь в организации выставки «Самая красивая ёлочка».
Продукты месяца:
• Выставка «Самая красивая ёлочка».
• Рисунки детей.
• Страничка книги.
Месяц: Февраль
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Щелкунчик», вальс цветов)
Работа с детьми:
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Щелкунчик».
• Рассматривание иллюстраций.
• Выставка «Мир цветов».
• Творческая изобразительная деятельность (гуашь).
• Сочинение творческих рассказов.
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
• Знакомство с творчеством П. И. Чайковского.
Взаимодействие с родителями:
• Информация в родительском уголке (ширма).
Продукты месяца:
• Рисунки детей.
• Рассказы детей.
• Страничка книги.
Месяц: Март
Тема: «Рисуем музыку П. И. Чайковского» («Подснежник»)
Работа с детьми:
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
• Рассматривание иллюстраций.
• Концерт Детской музыкальной школы «Времена года».
• Творческая изобразительная деятельность (карандаш, акварель).
• Оформление странички книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
Взаимодействие с родителями:
• Подготовка к конкурсу «Музыкальная шкатулка П. И, Чайковского».
Продукты месяца:
• Рисунки детей.
• Страничка книги.
Месяц: Апрель
Работа с детьми:
• Оформление книги «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
• Участие в конкурсе детского творчества «Юные таланты – на Родине П. И. Чайковского».
• Конкурс «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского».
• Оформление результатов проекта (презентация) для участия в городском конкурсе.
Взаимодействие с родителями:
• Помощь в подготовке конкурса «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского».
• Знакомство родителей с работой по проекту.
• Фотомонтаж «Рисуем музыку П. И, Чайковского» (ширма для родителей).
Продукты месяца:
• Книга «Музыкальный альбом П. И. Чайковского».
• Выставка по итогам конкурса «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского.
• Презентация по результатам проекта.
Новизна проекта:
• единый продукт (книга, который объединяет промежуточные продукты и позволяет удерживать стойкую мотивацию детей;
• художественное оформление продукта, что позволяет представлять его родителям и в социуме.
Итоги реализации проекта:
• Обогащение представлений дошкольников о классической музыке, знакомство с творчеством П. И. Чайковского.
• Развитие умения детей отражать свои впечатления в рисунке.
• Развитие умения высказывать свои впечатления.
• Формирование мотивации, заинтересованности к музыке, к различным музыкальным произведениям (балет).
• Обогащение предметно-развивающей среды: создание альбомов с иллюстрациями по произведениям П. И. Чайковского, создание макета и альбома Музея-усадьбы, создание фонотеки с произведениями П. И. Чайковского, создание презентаций и фильмов по творчеству П. И. Чайковского, оформление выставок в ходе реализации проекта.
• Вовлечение родителей в проектную деятельность: помощь в мотивации детей, просмотр дома мультфильмов, подбор книг и иллюстраций, участие в конкурсах «Щелкунчик» и «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского».
• Создание книги «Музыкальная шкатулка П. И. Чайковского» (180-летию со дня рождения посвящается).
• Встречи с музыкантами квартета симфонических инструментов (концерт «Щелкунчик», учениками музыкальной школы (концерт «Времена года», сотрудниками Музея-усадьбы П. И. Чайковского (театрализованное представление-рассказ «Дворянская усадьба в Воткинске»).
Перспективы дальнейшего использования:
• Внедрение в образовательную программу учреждения как вариативная часть и региональный компонент.