Ирина Ощепкова
Проект «Моя семья» во второй младшей группе
▼ Скачать
Проект «Моя семья»
во 2- младшей группе «Ромашка»
Тема проекта : «моя семья»
Участники проекта : воспитанники, родители, педагоги ДОУ
Срок проекта : с 3.10.22- по 15.10.22
Тип проекта : краткосрочный, познавательный
Публикация «Проект „Моя семья“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Проблема: в силу сильной загруженности родителей, уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций.
Цель проекта : Побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.
Задачи:
• Заинтересовать родителей путем их привлечения к совместной деятельности с детьми.
• Закрепить названия членов семьи, их имена, профессии.
• Вызвать у детей желание рассказывать о своей семье; обогащение словарного запаса (семья, семейные традиции, развитие грамматически правильной речи.
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая деятельность, трудовая деятельность, продуктивная деятельность, социально-коммуникативная деятельность.
Разрабатывая проект, используем модель «трёх вопросов»
Что мы знаем? Родители нас любят.
Мамы и папы хорошие, добрые.
Мама вкусно готовит.
Маме нужно помогать.
Папа всё умеет делать.
Что мы хотим узнать? Кто в семье главный?
Кого мама больше любит?
Где работают мама и папа?
Что папа делает на работе?
Что мама делает дома когда я ухожу в садик?
С помощью чего узнаем? Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
Посмотреть фотографии, картинки.
Прочитать в книге.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток. Вовлечь родителей в работу над проектом. Заучивание дома стихов, чистоговорок по теме «Семья».
Рассматривание семейного альбома.
2. Основной-проектная деятельность по решению проблемы.
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Беседа «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «Папа и его увлечения», «У меня есть брат (сестра, «Что значит любить родителей?», «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
Отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика по теме «Семья».
Моделирование ситуаций:
«Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку».
Цель: Обучать детей правильной последовательности одевания, раздевания, складывания снятой одежды после прогулки, умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол. Воспитывать эстетичность и красоту.
Д/ и: «Назови какой»,
«Назови ласково»;
«Вежливые слова»,
«Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет»,
«Помоги маме (папе)»,
«Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?»,
«Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?»,
«Встречаем гостей»,
«Можно – нельзя», «Накормим куклу»,
Обыгрывание сюжетов:
«День рожденья куклы»,
«Дочка заболела»,
«Семья переезжает на новую квартиру)»,
«Семья»,
«Дочки - матери»,
Настольные игры:
«Собери семью».
Беседы на тему:
«Моя семья».
«Мои бабушка и дедушка».
«Что такое хорошо, а что такое плохо»,
«Как я помогаю дома?»,
Беседа с детьми по вопросам: «Что делает ваша семья утром (вечером)»,
«Где живёт твоя семья»,
«В какие игры играют с вами ваши родители».
Беседа с детьми:
«Моя малая Родина».
Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов:
«Расскажи, с кем ты живёшь»;
«Я люблю маму (папу) потому, что…»,
«Как близкие заботятся о своих детях»,
«Мы дружная семья»,
«Ласковые слова для мамы»,
«Кто такие - родные, друзья, соседи»,
Рассказы детей о членах своей семьи : «Как я помогаю дома»,
«В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи»
Сказки:
К. Чуковский «Цыплёнок»,
«Волк и семеро козлят»,
"Три медведя»,
«Сказка о глупом мышонке» А. Маршак, стихотворения «Вот какая мама»,
«Посидим в тишине», Е. Благинина,
«Моя семья» Д. Габе, С. Капутикян, С. Баруздин «Мамина работа»;
Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня».
Чтение потешки «Ладушки – ладушки»
Отгадывание загадок.
Пение колыбельных песен; «
Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. ритмические движения «Пляска с платочками»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского.
Аппликация:
"Кружка для папы»,
Конструирование
«Красивый дом для дружной семьи».
Рассматривание фотографий с семьёй.
Подвижные игры:
«Наседка и цыплята»,
«Птички в гнёздышках»,
«Попади в цель», «Гуси – лебеди»,
«Карусель».
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Кто живет у нас в квартире?»
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Семья и семейные ценности», «Семейные ценности - залог успешного воспитания».
Предполагаемый результат: У детей формируется представление о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Обеспечение проекта : Формирование целей и задач проекта.
Сбор необходимого материала.
Подбор и изучение литературы по данному вопросу.
Подбор необходимого дидактического материала, с учетом выбранного алгоритма проекта.
Привлечение родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Разработка перспективного плана для данной возрастной категории детей.
Разработка организованной образовательной деятельности, досуга и развивающих игр.
Подбор соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей дидактических и сюжетно-ролевых игр
Учебно-методическое
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
2. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
3. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
4. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Заключительный: Конструирование «Красивый дом для дружной семьи»; Фотогазета «Моя семья»
Заключение.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела»,
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Приложение
Конспект НОД
Тема: Моя дружная семья
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация, «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.
Цель; формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданной ими постройки; формировать навык аккуратной работы.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально- заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях (встреча ёжика, отвечает на вопросы педагога во время беседы о членах семьи, активен при создании коллективной композиции в аппликации «Красивый дом».
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)
Воспитатель: Здравствуй,! Большое Вам спасибо, проходи, будь нашим гостем.
Почтальон: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!
Все: До свидание. Приходи к нам ещё.
Загадки. Беседа о членах семьи.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что же там написано. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет на фланелеграф фигуру мамы).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет фигуру папы).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
(Выставляет фигуру бабушки).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Кто ты для бабушки?
Воспитатель: Молодцы!
А вот ещё загадка:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет фигуру дедушки).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?
Дети: У них нет дома.
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Дети: Надо построить дом.
Воспитатель: Конечно, ребята, давайте поможем и построим большой, красивый дом!
Конструирование «Красивый дом».
Воспитатель: Ребята давайте построим красивый дом. Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.
Дети и воспитатель:
Дома бывают разные-
Кирпичные, каркасные.
С балконами железными;
Бывают даже снежные,
Совсем как настоящие.
Но самый лучший – это мой,
Я в нём живу
С моей семьёй.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо
Рефлексия.
- Ребята, кто к нам приходил в гости?
- Кого, мы с вами мирили?
- А для, кого мы так красиво украсили дом
Консультация для родителей
«Семья и семейные ценности».
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Семья. На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день, так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.
Семейные традиции:
- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
- в вашей семье состоится то, что заведено;
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,
Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это. действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!
День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и. конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
«Семейные ценности - залог успешного воспитания»
Семейные ценности - это принципы взаимоотношений людей в семье и членов семьи с людьми вне семьи. Это то, что уважается, ценится всеми членами семьи и является общим полем их интересов.
В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи.
1. Закон единства требования отца и матери.
2. Закон значимости похвалы для ребенка.
3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность.
Несколько советов…
1. Относитесь к ребенку как к самому дорогому гостю.
2. Боритесь с раздражением.
3. Мой дом - моя крепость - это должны чувствовать дети.
4. Чаще произносите слова “Это семейное правило” чтобы предотвратить споры и ссоры. Семейные правила могут поддержать авторитет родителей и поведенческие нормы.
«Как относиться к своему ребёнку»
• Смотри на своего ребёнка как на самостоятельную личность.
• Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
• Всё время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
• Держи себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
• Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
• Не обращайся с ним всё время как с маленьким ребёнком.
• Не балуй его и не делай за него то, что он может сделать сам.
Помните!
Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
Слова любви и восхищения
• Я тобой горжусь.
• Это трогает меня до глубины души.
• Ты - просто чудо.
• Мне очень важна твоя помощь.
• Тут мне без тебя не обойтись.
• С каждым днём у тебя получается всё лучше.
• Я знал, что тебе это по силам.
• Я горжусь тем, что тебе это удалось.
• Ты сегодня много сделал.
• Я просто счастлив.
Родители, помните;
• ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом;
• характер создается воспитанием;
• не скупитесь на похвалу;
• любое требование начинайте с похвалы;
• ставьте перед ребенком достижимые цели;
• просите у ребенка совета, как у равного;
• позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
Дети - это счастье!
В них каждый человек видит будущее,
мечтает, чтобы у детей все сложилось в жизни хорошо, чтобы они избежали ошибки стали хорошими людьми…