Татьяна Васильевна Корниенкова
Проект «Моя малая Родина» как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
проекта
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Проект „Моя малая Родина“ как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Тематическое поле
Развитие чувства ответственности за малую Родину и уважения к предкам;
Формирование и развитие личности через патриотическое воспитание;
Расширение кругозора.
I – этап проекта
(организационно-подготовительный)
цель проекта :
Показать возможность и эффективность формирования у детей младшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
задачи проекта :
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.
проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
участники проекта :
дети I младшей группы;
воспитатели;
музыкальный руководитель;
родители.
вид проекта :
групповой;
творческий.
срок реализации:
январь - май
Сценарий совместных действий
по решению задач
(основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей, воспитателей, сценарии развлечений, праздников, презентация проекта.
описание продукта:
Презентация «Моя малая Родина»;
Оформление альбома «По знакомым местам»;
Выставка рисунков (родителей);
Создание мини-музея «Солдатские шапки».
ожидаемый результат
Для детей:
Интерес к родному поселку;
Умение понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок;
Умение определять наименование родственных отношений между близкими и членами семьи;
Активизация словаря детей.
Для родителей :
Желание родителей заниматься изучением истории своего поселка;
Желание участвовать в жизни детского сада.
Формы работы
Развлечения и праздники;
Посиделки «У самовара»;
Посещение мини-музея «Солдатские шапки»;
Сюжетно-ролевые игры: «Если армия сильна – непобедима и страна!»
Подвижные игры;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы;
Разучивание песен, стихов;
Беседы.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в детском саду»;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;
Изготовление семейных альбомов «Моя семья»;
Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»;
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Работа с педагогами
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
Посещение мини-музея;
Презентация проекта «Моя малая Родина».
II – этап проекта (основной)
План работы по реализации проекта
технологическая карта
Образовательная область Вид детской деятельности Содержание деятельности
Физическая культура Двигательная активность П/игры «Бабушкины игры»;
Народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Догонялки», «Ручейки и озера»
Речевая Беседы, чтение художественной литературы Беседы с детьми: «Мы дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;
Пальчиковая гимнастика: «Кто в доме живет», «Моя семья»;
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок;
Отгадывание загадок
Познание Познавательно-исследовательская Занятия: «Любимый поселок», «Путешествие кораблика», «Солдатские шапки»;
Посиделки «У самовара»
Художественно-эстетическая Продуктивная, музыкально-художественная Рисование: «Мой дом»;
Лепка: «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»;
Аппликация: «Флаг моей Родины», «Осенний букет»;
Игра на народных ударных инструментах;
Разучивание песен: «У меня есть шапка со звездой», «Пограничники», «Во поле береза стояла»;
Конструирование: «Наш детский сад», «Мой дом»
Социально-коммуникативная Игровая, коммуникативная Д/ игры: «Кто, что делает», «Мир растений», «Мой поселок», «Путешествие по малой Родине»;
С/р. «Семья»;
С/р. игра сопровождающаяся примеркой костюмов «Наша армия сильна»
дополнительная информация необходимая для выполнения проекта :
Использование интернет ресурса:
«Мультимедийные презентации»
«Моя малая Родина»
«Мой любимый детский сад»
материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта :
иллюстрации;
фотографии;
художественная литература;
DVD диски.
результативность проекта :
У детей раскрылись патриотические чувства;
Активизировался словарный запас детей, память;
Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна» и т. д. ;
Дети научились узнавать знакомые здания и улицы родного поселка.
используемая литература:
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.
Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Зверева О. Л. Социальное развитие ребенка. – М. : А. П. О., 1994.
Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская П. И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
использование интернет ресурсов:
https://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html#a_menu
https://sadriabinushka.ucoz.ru/index/razvlechenie_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniju_detej_mladshej_gruppy/0-614
https://prudnikov.ucoz.ru/publ/patrioticheskie_stikhi/4
https://dohcolonoc.ru/conspect/5635-integrirovannoe-zanyatie-nasha-rodina.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vo-vtoroi-mladshei-grupe-moja-malaja-rodina.html
https://dohcolonoc.ru/conspect/6378-puteshestvie-po-nashej-rodine.html
приложения
Развлечение «Поселок, в котором я живу»;
Развлечение «Путешествие по лесной дорожке и знакомство с лесными жителями»;
Интегрированное занятие в I младшей группе «Путешествие на паровозике»;
Развлечение «В гости к нам пришла Дуняша» в I младшей группе;
Конспект «Зайчик в гостях у ребят»;
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей I младшей группы «Мы едем-едем-едем в далекие края…»;
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей I младшей группы;
Консультация для воспитателей и родителей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»;
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание».