Вакуленко Елена
Проект «Моя малая Родина — Кубань» Знакомство с родной станицей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Моя малая Родина».
Введение:
Актуальность проекта : Воспитание патриотических чувств является одной из важнейших задач нашего времени. Каждый регион, город, село, станица неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло.
Публикация «Проект „Моя малая Родина — Кубань“ Знакомство с родной станицей» размещена в разделах
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Цель проекта : Познакомить с историей Кубани, историей возникновения станицы и её месторасположением на карте Краснодарского края, её достопримечательностями, обычаями и традициями.
Задачи проекта :
Обобщить знания детей о Кубани. Прививать интерес к истории родного края, своей малой родине, желание узнать о своих предках.
Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, чувства гордости за свою станицу, район, край.
Развитие речевой культуры, любознательности, творческих способностей, кругозора, речи, пополнение словарного запас детей новыми словами, умения работать с картой.
Методы проекта :
1. Беседы.
2. Наблюдения.
3. Непосредственная деятельность.
4. Проведение выставок.
5. Проведение опытов.
6. Изготовление поделок.
7. Чтение художественной литературы.
8. Знакомство с замечательными людьми.
9. Дидактические игры.
Участники проекта :
Дети 6-7 лет,
Воспитатели,
Психолог,
Музыкальный руководитель,
Инструктор физической культуры,
Родители.
Тип проекта :
Групповой
Сроки реализации:
Долгосрочный: 1 год
Вид проекта :
Познавательно-исследовательский проект
Ресурсное обеспечение:
1. Художественная, справочная литература.
2. Подборка иллюстраций, коллекции, гербарии, шаблоны, уголки природы и уголки родного края в группах детского сада.
3. Мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, интерактивная доска, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр.
5. Зоны для познавательной деятельности: огород на окне, экологический уголок, уголок экспериментирования.
6. Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений.
7. Музей станицы.
Предполагаемые результаты проекта :
1. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона.
2. Повысить интерес к истории своего народа.
3. Развить духовные потребности.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1. Подготовительный (сентябрь).
1. Постановка целей и задач;
2. Подбор методической и художественной литературы;
3. Работа с детьми и родителями в рамках проекта.
2. Основной (Октябрь – апрель).
1. Работа по плану: реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности
2. Работа с родителями;
3. Заключительный (май)
Проведение развлечения «Казачьи игры»
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
Мероприятия Задачи
1. Постановка целей и задач;
2. Подбор методической и художественной литературы;
3. Работа с детьми и родителями в рамках проекта.
Разработать перспективный план работы
Создать соответствующую для реализации проекта предметно-развивающую среду.
II этап – рабочий
№ Содержание
1. Создание развивающей среды
1. Подбор фонотеки, видеотеки.
2. Организация кубанского уголка (использовать фотографии родственников знакомых, живших в нашей станице);
3. Оформление уголка кубанских (Петровских) поэтов в книжном центре.
4. Изготовление атрибутов к подвижным казачьим играм: папах,
5. Создание картотеки по темам:
-кубанские поэты
-кубанские народные игры
-достопримечательности станицы
-мы помним о вас, мы вами гордимся
-природа Кубани
6. Изготовление макетов ул. Красной и кубанского подворья.
Знакомство с родной станицей :
1. Экскурсии:
- в парк в разные периоды года; дидактическая игра «С какого дерева листок?»
- знакомство с улицами станицы. Прогулка на улицу Красную - главную улицу. Какие здания на главной улице;
- по улице имени П. Кузуба. Рассказ детям о герое;
- в музей боевой славы;
- к ерику. Дать представление о водоёме станицы.
- к памятнику П. Кузуба. Воспитание чувства гордости за земляка;
- к памятнику неизвестного солдата, беседа с детьми о приближающемся празднике, который будет отмечать весь наш народ 9-го мая. Обратить внимание на то, что станица украшена флагами, цветами.
- возложение цветов к Вечному огню;
- по улицам станицы. Рассказ о поэте Бережном И. В., показать дом, в котором он жил.
2. Беседы:
- о родной станице. Вспомнить название улиц, назвать красивые места станицы. Вспомнить, где мы с ними были. Учить любить свои родные места.
- о том, чем занимаются труженики ст. Петровской. Загадывание загадок об овощах;
- о кубанской кухне, о том что готовят дома;
- о хлебе «О тех, кто нас кормит». Воспитание положительного отношения к труду сельских тружеников;
- «Город - село». Дать представление о различии, чем наша станица отличается от города. Познакомить с особенностями труда в городе и станице;
- «Птицы, живущие рядом с нами». Познакомить с птицами, населяющими наш край (совы, сойки, синицы, дятлы, дрозды, кукушки, воробьи, скворцы, сороки, галки, вороны). Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;
- о зимующих пернатых. Уточнение знаний детей о птицах, живущих рядом;
- знакомство с трудом строителей. Отметить, чем отличаются дома в станице, от домов в городе;
- об освобождении станицы от немецко-фашистских захватчиков. Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.
- о земляке - Кузубе, о том какой подвиг он совершил;
- о поэтах станицы Петровской;
- о празднике Победы, о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной Войны.
3. Чтение:
- стихотворений И. В. Бережного «Люблю я лето золотое»; «Зима»;
- знакомство со стихотворением И. В. Бережного «Станицу Петровскую я никогда не забуду».
- «Как самолёт работает в поле» - И. Винокурова. Знакомство с трудом сельских тружеников;
-стихов кубанских поэтов И. Варава, Негола, и т. д. ;
- заучивание отрывка из стихотворения петровского поэта И. В. Бережного «День славной победы»;
- о земляках, погибших в локальных войнах А. Голосовском, А. Гордееве, А. Гаврилове;
- стихов у Вечного огня.
- заучивание пословиц и поговорок Кубани;
- чтение стихотворения: «Сижу я у окна и смотрю на улицу».
4. Рассматривание:
- фотографий принесённых детьми из дома.
- фотографий достопримечательности станицы;
- фотографий природа Кубани;
- иллюстраций военной поры, принесённых из дома и взятых в музее;
- рассматривание «Книги памяти».
- лекарственных растений: одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, мята.
5. Экспериментирование:
-выращивание лука и картофеля в разных условиях;
-проращивание пшеницы для подкормки птиц;
6. Музыка и физическая культура:
- заучивание и пение песен Кубани;
-разучивание казачьих танцев;
-проведение праздников и развлечений
7. Дидактические игры:
«Что общее?»
«Путешествие по станице»,
«Сложи и назови»,
«Продолжи пословицу»
8. Непосредственная образовательная деятельность:
- познавательное развитие: «Воспитание любви к родной станице»,
«Символы Кубани»,
экскурсии по Петровской,
к памятнику Вечного огня, к бюсту П. Кузуба,
в парк,
в библиотеку,
музей;
- изобразительная деятельность: рисование: «Дома на нашей улице», «Ночная станица»,
«Техника в поле»,
«Убираем урожай»,
«Мы у Вечного огня»,
«Моя станица»;
«Ветка калины»;
аппликация: «Техника в поле»;
«калина красная»
9. Работа с родителями :
- консультации для родителей «Творчество Петровчан» (о поэтах, художниках, рукодельницах)
- участие в конкурсе рисунков «Дорогая старина»
- сбор материала и создание книги Памяти родственников воевавших в ВОВ: «Мы вами гордимся, Мы помним о вас!»
- домашнее чтение произведений кубанских поэтов
- выставка рисунков, нарисованных родителями и детьми : «Природа родного края»;
- создание книжки-самоделки: «Моя родная станица»;
- изготовление кормушек для птиц;
- конкурс детских рисунков «Дорогая старина»;
- спортивное развлечение детей с родителями : «Казаки гуляют»
- помощь родителей в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций
- сбор гербариев;
- сбор экспонатов для оформления комнат кубанского быта.
I I I Заключительный.
Развлечение: «Казачьи игры»
Основная часть.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.
Исходя из программных задач, был составлен перспективный план по ознакомлению детей с бытом и культурой Кубани.
Побуждаем детей рассказывать о том, где они провели выходные дни. В дни праздников обращаем внимание детей на красочное оформление зала, детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
Расширяем представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. Знакомим с народными традициями и обычаями. Продолжаем формировать интерес к «малой Родине». Рассказываем детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формируем представление о том, что Российская федерация - огромная многонациональная страна.
Показываем на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города. Рассказываем детям о том, что МОСКВА - столица нашей Родины. Знакомим с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна.
Для лучшего ознакомления детей с родным краем в нашем детском саду в группах есть специальные уголки, где дети знакомятся с историческим развитии Кубани, природой родного края, с казачьими обычаями. Уголки оснащены иллюстрациями, фотографиями, предметами утвари, одеждой. В детском саду проводятся праздники, посвященные Кубани, занятия. В повседневной жизни используются народные игры, проводятся беседы о христианских праздниках.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремясь больше узнать о своей Родине. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, город, станицу, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления детей с родным краем и воспитание любви к нему разнообразна: это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. наблюдения, прогулки, экскурсии, демонстрация иллюстративного материала - фото, открытки, кино и диафильмы, широкое использование художественных произведений и беседы во время прогулок и рассказы воспитателя об истории края и его людях.
Очень важно суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления, придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простого к более сложному.
Знакомя детей с историей края, нужно организовывать экскурсии к памятникам, продолжая знакомство с историей.
Знакомя детей с родным краем, нужно постараться не упустить из виду и знакомство с главной рекой - Кубанью и с ее притоками. Необходимо обратить внимание на богатую пышную растительность Кубани. Исходя из программных задач, мы в начале года составили перспективный план по ознакомлению детей с родной станицей.
Дети знают название станицы, район, край. Побуждаем детей рассказывать о том, где они провели выходные дни, что видели. В дни праздников обращаем внимание детей на красочное оформление зала, детского сада, улиц станицы, воспитывая чувство сопричастности к жизни станицы. Воспитывая у детей любовь к родному краю, станице, знакомили с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывали о самых красивых местах родной станицы, ее достопримечательностях. Даем детям, доступные их пониманию, представления о государственных традициях.
Чтобы познакомить детей с героическим прошлым Петровчан провели экскурсии к Вечному огню, была проведена прогулка по улице имени П. Кузуба, рассказали о герое.
Познакомили с творчеством местных поэтов И. Бережного и В. Дорошенко.
Очень важно суметь показать красоту родной станицы, расширить сложившиеся у детей представления, придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простому к более сложному. Знакомя детей с родной станицей, стараемся не упустить из виду и знакомство с ериком. Проведена экскурсия в парк, беседовали на тему: «Птицы, живущие рядом с нами».
Воспитанию нравственных чувств у детей способствует рассматривание книг, иллюстраций. Во время экскурсий, наблюдений, раскрывая детям красоту и богатство родного края, стараемся подчеркнуть, что самое главное наше богатство - человек. Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями полезно провести наблюдения на полях в разное время года, проводились беседы: «О хлебе», «О тех, кто нас кормит», «Город-село», беседа о кубанской кухне, о труде строителей.
Экскурсии и наблюдения способствуют расширению и углублению знаний дошкольников о родной станице и его тружениках, воспитывается уважение к труду взрослых.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремясь больше узнать о своей малой Родине. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, город, станицу, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления детей с родным краем и воспитание любви к нему разнообразна: это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. наблюдения, прогулки, экскурсии, демонстрация иллюстративного материала - фото, открытки, кино и диафильмы, широкое использование художественных произведений и беседы во время прогулок и рассказы воспитателя об истории и людях, живущих рядом.
Любить свой край - это значит любить и родную природу, бережно к ней относиться.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Чтобы привить дошкольникам любовь к родной природе можно посидеть вместе в выходной день или свободное время на берегу водоема, или на скамейке в парке, наблюдая за окружающим и растительным миром, обращая внимание ребят на красоту природы и отмечая, что необходимо бережно относиться к ней. Наблюдение за птицами, за их повадками тоже немалый штрих в привитии любви к родному краю.
«Мы любим край, где родились и выросли, край, где живем и трудимся. Давайте же эту любовь мы донесем до сердец наших детей, мы с ранних лет научим любить край и восхищаться нашими необъятными полями, быстрыми реками, морями, многообразием растительности, животной среды»
Заключение.
В результате всей этой работы над проектом :
- дети стали более наблюдательными, любознательными, обогатилась их речь;
-экскурсии и наблюдения способствовали расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае и его тружениках, воспитанию уважения к труду взрослых.
Данный материал способствовал:
-осуществлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников, а именно: для позитивной социализации детей, развития инициативы и творческих способностей, формирования глубоких чувств по отношению к родному краю, станице, стране, воспитания свободномыслящей, гуманистически ориентированной личности ребенка.
- развитию познавательного интереса к изучению родного края в прошлом и настоящем, знакомить с историей кубанской культуры, с символикой краснодарского края, с достижениями современников.
В процессе реализации проекта охватывались различные виды деятельности детей: занятия, игры, труд, совместная деятельность, что позволяет уточнять и закреплять полученные знания. Индивидуальный подход к каждому ребенку, подчеркивание его значимости и уникальности, активизация его творческого потенциала выражается в организации персональных выставок предков детей, конкурса чтецов, ручного труда, разыгрывании сценок, и др.
В данном проекте уделялось большое внимание объединению всех участников проекта общими целями и задачами для более полной их реализации. Это анкетирование родителей, интересные своевременные консультации, создание сборника семейных традиций, организация выставок детско-родительских работ, совместная подготовка к костюмированным кубанским праздникам, беседы с детьми, посещение музеев, рассматривание образцов кубанских мастеров, художественно-продуктивная деятельность, народные подвижные игры, театрализованные постановки, вечера кубанских песен и др.
Список используемой литературы:
1. Бережной И. В. Сборник стихов «Кубань моя родная.» 2005 г.
2. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.
3. Газеты администрации Петровского сельского округа Славянского района «Петровчанка».
4. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» 1987 г.
5. Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества. // Начальная школа. - 1999, N12, С. 40-44.
6. Дыбина О. В. «Ребёнок и окружающий мир» Программа и методические рекомендации. 2005 г.
7. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников. // Начальная школа. - 1998, N11-12, С. 19-22.
8. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес. // Дошкольное образование. -1998, N7, С. 30-34.
9. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. - Экологическое образование дошкольников. // М. : Педагогика, 1983.
10. «Знай и люби свой край». Авторская программа (2002г.). Составитель Васнева Алла Григорьевна, заведующая ДОУ центра развития ребёнка детского сада № 172.
11. Кучер Т. В. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : Просвещение, 1990.
12. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. // Дошкольное образование. - 1998, N1, C. 25-27.