Елена Бережная
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь -май)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Проблема: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, его достопримечательностях,героях-земляках,прославивших город.
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Актуальность проекта : В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д. С. Лихачев)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. Именно в дошкольном возрасте формируются патриотические чувства – любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Цель: Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Методы проекта :
Практические
1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.
2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.
3. Работа в мини-музее с целью формирования знаний о родном городе.
4. Дидактические игры.
5. Подвижные игры.
6. Моделирование.
7. Прогулка, с целью изучения природы родного края.
8. Непосредственная образовательная художественно – творческая деятельность.
Словесные
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Заучивание стихотворений.
4. Рассказывание.
5. Развлечения.
6. Встречи с интересными и заслуженными земляками.
7. Конкурс чтецов.
Наглядные
1. Организация выставок, фотовыставок.
2. Сбор фотоматериалов.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Информационные стенды.
5. Личный пример взрослых.
6. Моделирование.
7. Просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.
Задачи:
1. Формировать у детей знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.
2. Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.
3. Познакомить детей с творчеством павлово-посадских мастеров, выпускаемых ими знаменитых на весь мир платков и шалей.
4. Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Предполагаемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Павловский Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
1этап. Подготовительный
-Изучение методической литературы по теме проекта.
- Познакомить родителей с темой и задачами проекта.
-Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребёнка»
-Размещение в уголке для родителей информации по теме «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду».
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с темой проекта.
-Мониторинг
2 этап. Основной-практический
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Работа с детьми:
Сентябрь. «Я и моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
2. Рисование на тему «Моя семья».
3. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери», «Семья».
4. Дид. игры:«Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родственникам?
Семья и детский сад-первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою,пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с понятием «семья», историей своей семьи, рассказывают,где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения. Формирование интереса к своей родословной.
«Наш любимый детский сад»
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
2. Аппликация на оформления веранды «Флажки».
3. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
4. Экскурсия в школу №4 на «День Знаний»
5. Поход в гости в младшую группу.
6. Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
7. Чтение художественной литературы: Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения»,З. Александрова «Посидим в тишине»,заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Познакомить детей с историей детского сада, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь, вызывать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.)
Октябрь -Ноябрь. «Город мой любимый»
1. НОД «Прогулка по Павловскому Посаду».
2. Пластилинография: «Колокольня Воскресенского собора».
3. Сюжетно-ролевые игры: «Наша улица», «Мой город»; строительные игры: «Город будущего», «Крепость».
Формирование нравственно-патриотического потенциала у детей дошкольного возраста через знакомство с родным городом. Расширять знания детей об истории возникновения города Павловский Посад; формировать любовь к родному городу.
"Символика нашей страны и города".
1. Занятие «Мое Отечество-Россия».
2.«Разрезные картинки «Собери герб и флаг страны и города Павловский Посад» Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о символике страны. Познакомить с гербом Павловского Посада; закрепить знания детей о значении изображений на гербах.
«Архитектура Павловского Посада»
-Просмотр презентации «Старый и новый Павловский Посад».
-Познакомить с достопримечательностями города Павловский Посад; воспитывать бережное отношение к культурному наследию.
«Жители нашего города»
-НОД «Мы гордимся своими земляками».
Познакомить с известными людьми, жившими и живущими в нашем городе; воспитывать чувства гордости за своих земляков.
«Вижу чудное раздолье…»
-НОД «Природа родного края».Расширять представления детей о природных ресурсах родного города, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Декабрь. «В гости к хозяюшке»
1. Занятие «История праздника Новый год»
2. Конструирование «Дед Мороз и Снегурочка»
3. Рисование «Народные промыслы- гжель.
4. Аппликация «Русский народный костюм»;
4. Посещение комнаты-музея «Русская изба» в детском саду.
Закреплять знания детей о предметах старины и традициях русского народа, используя их в активной игровой деятельности. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к русской народной культуре, создавая условия для формирования художественного вкуса.
Январь. Что за чудо Павловские шали!».
1. Занятие «Что за чудо Павловские шали!».
2. Рисование «Плат узорный».
3.«Дефиле с павловскими шалями».
4. Просмотр видеоматериала «Павлово-посадские платки».Познакомить с культурой города, творчеством павлово- посадских мастеров, выпускаемые ими знаменитые платки и шали прославили Павловский Посад на весь мир. Символ Павловского платка — роза — по праву украшает герб города.
Расширять знания детей о Российской Армии; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Февраль. «Путешествие в прошлое – наши защитники»
1. НОД «Наша армия родная»(просмотр презентации история российской армии).
2. Аппликация «Открытка для папы».
3. Чтение былин о русских богатырях.
4. Познавательно-спортивное
развлечение «Будем в армии служить».
Март. Русские народные праздники и игры.
1. Беседа «Зиму провожаем- масленицу встречаем.
3. Беседа: «Праздник Пасхи»;
4. Чудо-писанки (декоративное рисование
пасхальных яиц).
5. Рисование «Мамы глазами детей»
6. Изготовление подарков для мам.
Приобщать детей к истокам русской национальной культуры. Знакомить с народными праздниками и традициями их празднования. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.
Апрель. «Покорители космоса»
1. Рисование «Мы летим на ракете»
2. Конструирование «Ракета»
3. Просмотр видеороликов «Наша планета Земля», «Планеты солнечной системы», «О солнце», «Созвездия»,«Полет Ю. Гагарина».
5. Дидактическая игра: «Составь ракету». Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным., с летчиком-космонавтом В. Ф. Быковским- прославившим наш город. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Май. «Этих дней не смолкнет слава».
1. НОД «Никто не забыт и ничто не забыто»
2. Лепка «Георгиевская лента»
3. Экскурсия к памятнику летчику герою Советского Союза Потапову А. С.
(возложение цветов).
4. Встреча с ветеранами-тружениками тыла. Расширять знания детей о ВОВ; воспитывать уважение к защитникам Отечества; вызвать стремление быть похожими на них. Познакомить с героями – Павлово-Посадцами, участниками В. О. войны.
Работа с родителями :
Сентябрь - май. Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Сентябрь. Привлечение родителей к созданию уголка «Моя Родина-Россия».
Консультация:«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников».Анкетирование «Патриотическое воспитание ребёнка». Изготовление панно «Моя семья».
Октябрь. Консультация «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду».
Выставка работ из природного материала «Осенние фантазии».
Ноябрь. Рубрика для родителей «Это интересно!»(«Золотое кольцо России).
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».Создание альбома «Родной город: история и современность».
Декабрь-Январь. Консультация «Народные промыслы России».Экологическая акция «Кормушка для птиц».
Февраль. Консультация «Растим настоящего мужчину».Рекомендации родителям по возрождению традиций русского народа. Стенгазета «Мой папа (дедушка) самый лучший».
Март. Консультация «Русские народные праздники».Создание книжки «Мой
любимый Павловский Посад».
Апрель. Рубрика для родителей : «Это интересно!» (История развития космонавтики; Важнейшие этапы освоения космоса).
Май. Советы родителям :"Как рассказать детям о войне".Фотовыставка «Моя малая Родина».Экскурсия к памятнику летчику герою Советского Союза Потапову А. С.
3 этап. Подведение итогов реализации проекта :
-конкурс-викторина «Мой любимый город»;
-выставка совместных работ «Мой любимый Павловский Посад»;
-презентация и фотовыставка проекта «Моя Малая Родина»;
- пополнение уголка родного края в группе.
Достигнутые результаты:
-Повысился на 53 % уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о Малой Родине;
-У детей сформировалась уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.
-Обогатилась предметно – развивающая среда в группе.
-Родители были вовлечены в совместную с детьми работу.
Практическая значимость проекта :
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Патриотическое воспитание ребёнка»
Итоговым продуктом проекта является презентация проекта группы «Мой любимый Павловский Посад». Оформление альбома «Родной город: история и современность», изготовление книжки «Мой любимый Павловский Посад». В детском возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.