Федотова Елена
Проект «Мой родной Алтайский край»
Актуальность.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Мой родной Алтайский край“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Мой родной Алтайский край!»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Задачи:
• Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края.
• Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.
• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
• пополнить знания педагогов и родителей об Алтайском крае, о городе.
• создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
Предполагаемый результат:
1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
5. Педагоги и родители пополнят знания об Алтайском крае, о городе.
Продукт проекта : пополнение материалом уголка по патриотическому воспитанию, уголок природы
Участники проекта
• дети
• воспитатели
• специалисты ДОУ
• родители
Сроки реализации сентябрь - май
1 этап Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
.
2 этап. Разработка проекта
1. Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
5. Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех педагогов.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами
1. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города» (музей)
2. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»
3. Открытый просмотр занятия в старшей группе «Семья. Родословное древо моей семьи»
4. Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)
5. Консультации «Красная книга Алтайского края», «Символика Алтайского края», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
6. аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы
Выполненная работа:
1. Рисование на тему: «Дома на нашей улице»
«Моя малая Родина»
«Красота родного края»
2. Консультации: «Мой любимый край Алтай»
«Культура»
3. Пополнение среды: картотека дидактических игр в патриотическом уголке, изготовление игры ходилки по достопремечательностям алтайского края, пополнение материалом патриотического уголка.
4. Папки на тему: «Лучше нет родного края»
«Азбука патриотизма»
5. Открытое занятие «наша Родина Россия»
6. Анкетирование для родителей по патриотическому воспитанию.
7. разучивание стихотворений на тему «Моя Родина»
8. Беседы на тему Моя малая Родина.