Татьяна Кравец
Проект «Мой любимый город» на основе технологии ОТСМ-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта с детьми 6-7 лет «История моего города»
Проблема: дети дошкольного возраста живут настоящим, понятия «сегодня», «сейчас» ему более понятны, чем «вчера», «завтра». Детям тяжело представить прошлое и будущее. Дети практически не знают историю родного города, не могут рассказать, что за здание, что за памятник, что за предприятие. 125-летие г. Спасска-Дальнего как раз послужило отправной точкой к возникновению у детей интереса к истории города : они видели, что город преображается : появились красивые оригинальные клумбы, реставрировались здания города, вышел на маршрут автобус «Спасск уходящий», в витринах были оформлены выставки, посвященные родному городу. У детей возник вопрос: что это? Оказалось, что это подарки жителей к юбилею города. Ребята заинтересовались: а что было сделано для города в прошедшие годы? Нужен ли подарок к будущему юбилею, и каким он должен быть?
Публикация «Проект „Мой любимый город“ на основе технологии ОТСМ-ТРИЗ» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Цель проекта : создание условий для усвоения детьми алгоритма проектирования, развитие у детей интереса к истории города Спасска-Дальнего как малой Родины,.
Вид проекта :
по количеству участников – подгрупповой
по приоритету метода – информационно-практико-ориентированный
по контингенту участников – одновозрастной
по продолжительности – средней продолжительности
Задачи проекта :
Расширить и систематизировать знания детей о родном городе
Совершенствовать умения детей по сбору и классификации информации
Развить социальные навыки: ответственность, коммуникабельность, толерантность, желание помочь другим
Воспитывать уважение к людям, возводившим город
Организовать деятельность детей для создания альбомов о родном городе, его людях, предприятиях, памятниках
Организовать презентации детей «Подарок родному городу»
Создать условия для осознания родителями своей роли в процессе развития ребенка
Решение проблемы осуществлялось в 7 этапов, на которых была поставлена цель, решались конкретные задачи.
План проекта
I этап. Подготовительный. Постановка проблемы и цели.
Цель: вызвать у детей желание изучать историю родного города.
На первом этапе была проделана следующая работа:
1. Проведение родительского собрания, на котором состоялось обсуждение деятельности, посвященной празднованию 125-летию Спасска-Дальнего. Перед родителями поставлена задача: совместно с детьми ознакомиться с историей города, его памятными местами.
2. Беседа «Кому какой подарок».
3. Игра «Да-нетка» (что это за подарок). Игра «Хорошо-плохо» (хорошо, если этот подарок подарят).
4. На основе слайдов проведена заочная экскурсия «Спасск уходящий».
5. Конкурс стихов о Родине.
6. Экскурсия в краеведческий музей.
7. Рассматривание книги А. Бачурина «Спасск-Дальний. 125 лет далеких и близких».
8. Рассматривание открыток и материалов, посвященных городу.
9. Знакомство со значком «Проблема и цель».
10. Беседа «Осознание понятий «трудность» и «проблема».
II этап. Сбор копилки.
Цель: обучение детей поиску информации в различных источниках.
Обобщив знания о городе, мы решили собрать информацию и наглядный материал.
Дети самостоятельно при помощи родителей собирали материал о родном городе. Были собраны коллекции открыток, значков, фотографии памятников, заметки о людях, прославивших Спасск –Дальний, буклеты о предприятиях города. Дети начали классифицировать собранную информацию по разным направлениям. Они анализировали, где какой объект находится, отсюда возникла классификация «Микрорайоны». Дети узнали, в какое время возникли объекты – классификация «История города». Дети интересовались реставрацией и постройкой зданий – классификация «Архитектура». На фотографиях были запечатлены праздники, проводившиеся в городе – классификация «Праздники прошлого и настоящего».
Были проведены беседы «За что я люблю родной город?», «Мое любимое место в городе»; сюжетно-ролевые игры «Стадион», «Кинотеатр»; дидактические игры «?» (улица, город, микрорайон, «Узнай место по описанию»; в ходе совместной деятельности описывали открытку с видом города, игры «Я слышу», «Я ощущаю запах». В ходе музыкальной деятельности дети разучили песню «Родной город», прослушали «По долинам и повзгорьям…». На ИЗО нарисовали герб г. Спасска-Дальнего.
III этап. Составление картотеки.
Цель: обучение классификации информации по общим признакам. Знакомство со значком «Картотека».
При рассматривании накопленного материала дети пришли к выводу, что его можно сгруппировать. Так мы перешли к третьему этапе.
На данном этапе дети выделили главные направления, по которым будет классифицироваться материал. Собранный материал распределили по темам:
• Памятники города.
• Предприятия города.
• История города.
• Люди, прославившие Спасск-Дальний.
На данном этапе были проведены беседы «Почему эта улица так называется», «Какие памятники родного города ты знаешь», «Расскажи, на каком предприятии ты хотел бы работать»; дидактические игры «Кто больше назовет…», игра с кольцами Луллия «Предприятия города», «Какие бывают дома в городе»; сюжетно-ролевые игры «Путешествие из центра города в микрорайон им. С. Лазо», «Я – памятник, что я вижу?». На ИЗО дети нарисовали фантастический дом и новый памятник.
IV этап. Составление модели.
На данном этапе дети попробовали организовать свои знания в виде схемы-модели. Ее оформили в виде ромашки.
V этап. Создание продукта.
После создания модели дети пришли к выводу: весь материал необходимо наглядно оформить, с ним можно познакомить других детей.
Дети оформили все собранные материалы.
Продукты проекта
1. Книжка-раскладушка «Памятники родного города».
2. Книжка-самоделка «Пословицы и поговорки о Родине».
3. Фотоальбом «Спасск уходящий».
4. Презентация фоторепортажей «Мой родной город».
5. Выпуск газеты «В Спасске-Дальнем».
6. Фотоальбом «Где работают мамы и папы?».
7. Выставка рисунков «Дом моей мечты».
VI этап. Презентация проектов.
Презентация проектов проходила в виде защиты детьми проектов «История моего города» (см. приложение). Дети наговорили свое выступление воспитателю, затем выучили и выступили перед публикой. Они не просто рассказывали о том, какой результат у них получился, но и как. Ребята анализировали свою работу на каждом этапе проекта, показывая как они усвоили алгоритм проектирования.
VII этап. Постановка новой цели.
1. Организация экскурсионного бюро «Мой любимый город»
2. Постановка новой цели: что нужно сделать, чтобы мой родной город стал еще краше
Данная методическая разработка может быть востребована воспитателями ДОУ, работающими по любой образовательной программе.
Презентация Альбины Д.
Когда дети начали приносить в группу фотографии города, я очень заинтересовалась.
Я подумала, : «А какое место я считаю самым красивым в нашем городе?». Это площадь у фонтана.
Я очень захотела, чтобы все ее увидели. В выходной день мы с мамой съездили в центр города и сделали несколько фотографий. После поездки у меня было очень хорошее настроение. Я решила, что хочу им поделиться с другими. Я показала в группе фотографии и мы все вместе составили модель. : из чего складывается хорошее настроение.
Из своих фотографий я сделала мини-газету «У фонтана».
Показ газеты и рассказ о фотографиях
Я хочу вместе с ребятами придумать что-то интересное, что должно появиться у фонтана, чтобы настроение после его посещения стало еще лучше у всех людей и нарисовать на следующей странице мини-газеты.