Татьяна Рябова
Проект «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькая Родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
I. Целепологание
Малая Родина… У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все!
В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Проект „Мой город“» размещена в разделах
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Основная задача речевого развития детского дошкольного возраста – овладение нормами и правилами родного языка, определяемые для детского возраста.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможность и для нравственно-патриотического воспитания.
С младенчества ребенок слышит родную речь.
Воспитывается любовь и интерес к родному языку, его богатству и красоте.
Эти две задачи развитие речи и воспитание патриотов своей страны в наше время.
Родина начинается с города, где ты растешь, потому я задачу по нравственно наиболее остры - патриотическому воспитанию начала решать через речевое развитие ребенка.
На примере родного края, города, так как люди и природа нашего северного края - уникальны, и богатый материал для развития речи дошкольников и воспитание истинного патриота своей «маленькой» Родины.
II. Актуальность
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, развивая речь.
Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе.
Устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
В дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психологического развития ребенка.
III. Целевое назначение проекта
Целью проекта является развитие речи детей 5-6 лет через средства воспитания достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, своего города.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- наличие художественной литературы для детей, организация экскурсий, целевых прогулок, создание развивающей среды в группе;
- развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса; знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умение употреблять простые распространенные предложения;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям;
- обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями и историческими данными о городе, речевое развитие;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями к речевому общению.
IV. Ожидаемые результаты
1. Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.
2. У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.
3. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
4. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях о родном городе.
V. Гипотеза
Если воспитатель будет заинтересованным руководителем процесса речевого развития, будет организовано специальное обучение родной речи через ознакомление с родным городом не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности, то у детей повысится интерес к родному городу, окружающей природе, речь детей станет ярче, выразительнее, появится много новых слов, возрастет речевая активность в повседневных занятиях.
VI. Методы проекта
Наблюдение
Рассматривание картин
Беседы
Встречи с интересными людьми
Продуктивная деятельность детей
Праздничные мероприятия
Экскурсии в музеи, по городу
Организованное обучение
Аудиовизуальные средства
VII. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, видеоматериал.
3. Составить перспективный план мероприятий.
Деятельность воспитателя
- разработка конспектов занятий, проведение бесед, досугов;
- выявление уровня знаний детей;
- оформление выставок и информационных стендов с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературы;
- создание альбомов и папок о городе;
- проведение с детьми конкурса чтецов.
Деятельность детей
- участие в конкурсе чтецов;
- экскурсии;
- посещение музеев;
- конструирование, изобразительная деятельность детей.
Деятельность родителей
- участие в анкетировании;
- содействие педагогов в сборе информации, оформление стендов;
- беседы с детьми;
- экскурсии с детьми.
Этапы выполнения проекта
Формы организации
Совместная деятельность
1. «Городские здания» (социальные объекты)
2. «Мой родной город»
3. «Природные богатства Сибири»
4. «Почему у нашего города имя «Пыть-Ях»
5. «Пыть-Ях – город нефтяников»
Развитие речи
1. «Дома бывают разные»
2. «Заучивание стихотворения о Пыть-Яхе»
3. «Кто построил новый дом?»
Экскурсии,
целевые прогулки
1. «Целевая прогулка по 2 микрорайону»
2. «Экскурсия к железнодорожному вокзалу»
3. «Экскурсия в Краеведческий музей
в 1 микрорайоне». Встреча с хранителем музея.
4. «Целевая прогулка «Уборка улиц от снега»
5. Целевая прогулка к памятникам героям Великой Отечественной войны (школа № 1).
Продуктивная деятельность Аппликация
1. «Дом, в котором я живу»
2. Коллективная «Наш микрорайон»
3. Открытка к празднику «Новый год»
4. Изготовление флажков для украшения участков ко Дню Победы.
Лепка
1. «Мой двор»
2. «Ягоды и грибы нашего края»
3. «Мы гуляем на участке»
Рисование
1. «Многоэтажный дом»
2. «Праздничный город»
3. «Город вечером»
4. «Весна в городе»
Конструирование
1. «Дома бывают разные»
2. «Детский сад»
3. «Наш микрорайон»
4. «Наш город»
5. «Мой двор»
Аудиовизуальные средства 1. Песни о Пыть-Яхе
2. Иллюстрации, фотографии о Пыть-Яхе,
схема микрорайона
3. Праздники
Художественная литература 1. Загадки про городские здания, дома
2. Пословицы и поговорки о дружбе, доме
3. С. Баруздин «Кто построил этот дом»
4. Стихотворение В. Рябикина «Мой Пыть-Ях»
5. Стихотворение Е. Мустыгина «В таёжной глуши»
Праздники
и развлечения 1. Викторина «Знаешь ли ты свой город»
2. Развлечение «Нам на улицах не страшно (ПДД)»
3. Вечер загадок «Животные и растения родного края»
4. Развлечение «Югра – Родина моя»
Словесно-ролевые игры 1. «Путешествие по городу на автобусе»
2. «Больницы»
3. «Почта»
4. «Нефтяники»
5. «Семья»
Дидактические игры и упражнения «Я живу на улице»
«Мой адрес …»
«Жилое - нежилое»
Детские игры: «Расскажи про свой город»
«Для чего предназначено это здание»
«Кем быть?»
Словесная игра «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе)
Детская игра «Дострой дом»
Детская игра «У кого какой дом»
Словесная игра «Скажи со словом «городской»»
Детская игра «Большой – маленький»
Детская игра «Один – много»
Детская игра «Скажи наоборот»
Взаимодействие с родителями 1. Родительское собрание на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу»
2. Оформление фотостенда «Я люблю свой город»
3. Анкетирование
4. Консультация «Развитие речи ребенка 5-6 лет»
5. Составление альбома «Мы растём вместе с родным городом»
6. Конкурс рисунков «Я люблю Югру»
Беседы 1. «День города»
2. «Улицы родного города»
3. «Кем работают наши родители?»
4. «Кто живёт в тайге?»
5. Беседа о домашних адресах
6. «На дорогах города»
7. «Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?»