Ольга Анатольевна Васильева
Проект «Мое фамильное древо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Участники: воспитатели и дети старшей группы № 2, родители воспитанников группы №2.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Актуальность патриотического и нравственного воспитания дошкольников в XXI веке возрастает с каждым годом. Оно включает в себя решение множества задач – воспитание любви к Родине, семье, знание и соблюдение традиций своего народа, изучение своей родословной, воспитание уважительного отношения к своим родителям и окружающим взрослым.
Публикация «Проект „Мое фамильное древо“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни человека – моральные ценности, нравственность как черту характера, уважение к старшим, знакомит с традициями и устоями своего народа. Главной особенностью семейного воспитания считается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, членам своей семьи, окружающим. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного [3, с. 3].
Современная семья, как правило, живет отдельно от бабушек и дедушек, часто в другом городе, что значительно уменьшает общение ребенка с родственниками. Родители часто много времени проводят на работе, не имея сил и возможности расширять знания детей о своих предках. Немногие дети знают историю создания семьи, свою родословную, поэтому у них слабо развито чувство гордости за свою семью [5, с. 54].
Родословное, или генеалогическое (фамильное) древо – это схематичное представление родственных связей в виде дерева, у корней которого находится родоначальник, на стволе – представители основной по старшинству линии рода, а на листьях – их потомки. Часто изображают древо в перевернутом виде – вверху родоначальник, потомки расположены внизу [1].
Проблема: детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в образовательном учреждении не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Гипотеза: мы предполагаем, что работа над проектом по созданию фамильного древа поможет детям узнать историю своей семьи, расширит представления о членах семьи и семейных традициях, у детей с родителями в процессе исследования установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Цель – расширение знаний у родителей и детей группы №2 о своих предках.
Задачи:
- развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
- расширить представления детей о семье, родственных отношениях;
- дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”;
- создать фамильное древо своей семьи;
- развивать речь у детей, закреплять умение составлять рассказ о своей семье;
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, укреплять детско-родительские отношения.
Методы исследования:
- изучение печатных и интернет-источников по данной проблеме;
- опрос родственников;
- запросы в государственные архивы;
- изучение семейных архивов и фотоальбомов;
- анализ полученной информации.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
1. Определение актуальности проекта.
2. Формулировка проблемы и гипотезы проекта.
3. Определение цели, задач, выбор методов исследования и содержания проекта.
4. Определение участников проекта и ознакомление их с целью и задачами.
5. Создание необходимых условий для реализации проекта :
- сбор информации о генеалогическом древе;
- подбор печатных и интернет-источников;
- создание консультаций для родителей «Что такое генеалогическое древо?», «Семейные традиции», «Как знакомить ребенка с родословной», «Как составить генеалогическое древо» в родительском уголке группы и в группе вконтакте «Родительский клуб «Ладушки» - 257».
2 этап – основной.
1. Сбор необходимой информации родителями вместе с детьми:
- просмотр фотографий из семейных архивов;
- просмотр сайтов по теме проекта - «Семейная летопись», «МояСемья», «Твое родословное дерево», «Генеалогическое древо семьи», «Древо жизни», «GenoPro», «SimTree», «Gramps», «Family Tree Builder», «Personal Ancestral File».
2. Рассказывание детям о членах семьи, создание фамильного древа, составление рассказа «Моя семья» [4].
3. В группе воспитатели проводят с детьми беседы на темы: «Что такое генеалогическое древо», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Кем работают мои родители», «Мои бабушка и дедушка» [2, с. 12].
4. Познакомить детей с понятиями «род», «родственники», «фамильное древо».
5. В совместной деятельности воспитатели читают детям художественные произведения по теме «Семья» :
- М. Матвеев «Синяя чашка»;
- Е. Пермяк «Мамина работа»;
- Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
- К. Паустовский «Теплый хлеб»;
- В. Белов «Мамина дочка»;
- Т. Шорыгина «Похищенное имя»;
- В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»;
- В. Осеева «Сыновья»;
- Е. Благинина «Бабушка-забота», «Посидим в тишине»;
- Л. Воронкова «Бабушкины дела»;
- М. Дружинина «Открытка»;
- Т. Тахистова «Семья»;
- В. Берестов «Любили тебе без особых причин»;
- Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»;
- Н. Магай «Моя мама и я».
6. Рассказы детей на занятиях по развитию речи о своей семье с показом фотографий родственников на фамильном древе.
3 этап – заключительный.
1. Создание альбома группы «Мое фамильное древо».
2. Рассказы детей и родителей о своих впечатления в ходе работы над проектом.
3. Обобщение материала по реализации проекта.
4. Создание презентации о ходе проекта.
Выводы
В результате работы над проектом дети расширили представления о своей семье, познакомились с понятиями «род», «родственники», «фамильное древо». В ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей: навыки поиска и сбора информации о своих родственниках, умения анализировать и презентовать свои работы.
Родители поделились своими впечатлениями о работе над проектом. Многие узнали что-то новое о своих предках, некоторые решили продолжить свои исследования и узнать о своих более дальних родственниках с помощью архивов. Вечерами бабушки и дедушки рассказывали о своих родителях и бабушках и дедушках, о жизни до революции, в Великую Отечественную войну, о БАМе и др. интересных событиях в истории семьи и страны. Все это способствовало повышению интереса детей и родителей к своей родословной.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась : знание своего фамильного древа, помогло лучше узнать детям и родителям нашей группы историю своей семьи, расширило у детей представления о семье и семейных традициях. В результате работы над проектом улучшились детско-родительские отношения.
Список использованных источников
1. Генеалогическое древо. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Генеалогическое_древо (дата обращения - 10.01.21).
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей : родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 203 с.
4. Как составить генеалогическое древо семьи. – URL : https://myrodoslovie.ru/statii/kak-sostavit-rodoslovnoe-drevo (дата обращения - 10.01.21).
5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. (Серияя «Библиотека руководителя ДОУ».)