Анна Куратова
Проект «Мир волшебного песка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир волшебного песка»
Тип проекта: познавательный, коррекционный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с ОВЗ, педагог-психолог, воспитатели.
Актуальность проекта
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Публикация «Проект „Мир волшебного песка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Казалось бы, все так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.
Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Ведь песок, как и вода способен заземлять «негативные» эмоции, а так же помогает детям проявлять свою фантазию. В процессе работы с песком интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление).
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
Цель проекта:
Развитие психических процессов через игры с песком.
Задачи:
• познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
• развивать творчество, познавательные процессы, креативность детей;
• развивать детскую самостоятельность и инициативу;
• обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
Планируемые результаты проекта:
1. Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
2. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
3. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Январь
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.
2. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
3. Составление перспективного плана.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса. (психолог).
Основной этап
Февраль - Апрель
1. Работа по перспективному плану.
2. Работа с воспитателями (консультации, рекомендации). (Педагог-психолог, дети, воспитатели).
Заключительный этап
Май
1. Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Обработка и обобщение полученных данных. (Педагог-психолог).
Основной этап (план работы)
Работа с детьми
Февраль
1-я неделя «Веселая песочница»
(игры в интерактивной песочнице). Задачи: Знакомство с песком. Правила поведения во время игр в песочнице. Развитие моторики.
2-я неделя «Волшебный песок» (рисование цветным песком). Задачи: Знакомство детей с цветным песком, как материалом для рисования. Развитие тактильного восприятия.
3-я неделя «Веселый скульптор» (создание различных фигур из кинетического песка). Задачи: Знакомство со свойствами песка. Развитие воображения и креативности. Развитие моторики и тактильного восприятия.
4-я неделя «Юные художники»
(игры в интерактивной песочнице). Задачи:Развитие внимания, воображения, речи. Развитие умения работать в команде. Развитие моторики.
Март
1-я неделя «Опыты-это интересно» (экспериментирование с песком). Задачи: Развитие мышления, речи. Развитие коммуникативных навыков.
2-я неделя «Мандалатерапия» (создаем мандалу при помощи песка) Задачи: Развитие воображения. Развитие мелкой моторики.
3-я неделя «Занимательная математика» (математические игры с использованием песка).Задачи: Развитие мышления, внимания, речи. Развитие мелкой моторики.
4-я неделя «Чудесный мир природы» (игры в интерактивной песочнице) Задачи: Развитие внимания, воображения. Развитие тактильного восприятия. Развитие умения работать в команде.
Апрель
1-я неделя «Песочная страна»(опыты с песком и водой). Задачи: Развитие мышления, воображения, речи. Развитие мелкой моторики.
2-я неделя «Магия песка»(игры в интерактивной песочнице). Задачи: Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, речи.
3-я неделя «Волшебные линии» (создание узоров на песке). Задачи: Развитие воображения, мелкой моторики.
4-я неделя «Забавное приключение»
(игры и упражнения с использованием интерактивной песочницы и цветного песка). Задачи: Развитие коммуникативных способностей. Заряд положительными эмоциями.
Работа с педагогами
Февраль - Консультация «Волшебный мир песка» (Привлечь внимание педагогов к использованию «песочной терапии» в своей работе).
Март- Семинар-практикум «Чудесный мир детства» (Познакомить педагогов с приемами и формами работы с песком).
Апрель - Практические рекомендации: «Картотека игр с песком». (Поддерживать интерес к использованию игр с песком).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Развитие у детей познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия, воображения);
• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
• Развитие познавательного интереса, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• Формирование коммуникативных навыков, сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
• Формирование самосознания и адекватной самооценки;
• Совершенствование предметно – игровой деятельности;
• Приобретение педагогами опыта самостоятельного использования «песочной терапии» в работе с детьми дошкольного возраста.