Альфия Касимова
Проект «Мир веселых звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №133»
Образовательный проект
«Мир веселых звуков и букв»
Выполнила: логопед первой квалификационной
категории Касимова А. Н.
г. Оренбург, 2017 г
Пояснительная записка
Тип проекта : педагогическое проектирование.
Вид: творческий, практико – ориентированный
Сроки реализации проекта : долгосрочный (октябрь – апрель)
Возрастная группа: дети 5-6 лет с диагнозом ОНР 2 уровня.
Публикация «Проект „Мир веселых звуков и букв“» размещена в разделах
Актуальность проекта : В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности.
Цель: Развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа с использованием игровых технологий.
- Закрепить знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный, согласный звуки, умение правильно их произносить.
- Выработать навыки составления и чтения слогов, слов по схеме ГГ, СГ, ГС.
- Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Участники проекта : учитель – логопед, дети группы компенсирующей направленности 5-6 лет, родители.
Ожидаемые результаты:
- развитие фонематического восприятия;
- закрепление навыка правильного звукопроизношения;
- закрепление навыка звукобуквенного анализа;
- развитие навыков составления и чтения слогов, слов;
- расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
План реализации проекта «Мир веселых звуков и букв»
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
организационный этап Анализ диагностики уровня развития фонематического слуха Поиск решения цели и задач проекта Октябрь 2017
этап апробации Коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по теме проенкта. Формирование фонематического слуха в специальных играх и упражнениях.
Дать понятие «звук» и «буква».
Развитие звуко – буквенного анализа слов. Октябрь 2017– апрель 2018.
этап аналитический Логопедическая
диагностика Определить эффективность проектной деятельности Апрель, 2018 г.
заключительный этап Размещение информации и фотографий на сайте ДОУ. Апробация передового опыта среди логопедов ЮАО. Апрель, 2018 г.
Выступление на педагогическом совете (презентация) Апробация передового опыта среди коллег.
Май, 2018 г.
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Мир веселых звуков и букв».
Сроки Тема Цель Упражнения и приемы.
Октябрь2017г
1-2 неделя
3-4 неделя Диагностика выявления уровня фонематического восприятия у детей.
Развитие слухового внимания и памяти. Выявить уровень развития фонематического слуха
Развитие фонематичес
кого слуха на неречевых звуках. Различать звуки по высоте, силе. Обследование фонематического слуха.
Д. И. «Угадай, что я делаю»,
«Где звенит?»,
«Кто стучит молоточком?», «Тихо – громко».
Ноябрь 2017г
Учить четко произносить звуки А,У. Знакомство с буквами А,У. Звуки в начале и конце слова. Учить четко произносить гласные звуки. Дать понятие звук и буква. Учить выде-
лять заданный звук из начала слова. Д. И. «Уложим куклу спать», «Кто внимательнее», «Найди букву», «Собери букву».
Декабрь2017г Учить четко произносить звуки И,О. Знакомство с буквами И. О. Звуки в конце и середине слова. Учить четко произносить гласные звуки. Дать понятие звук и буква. Учить выделять заданный звук из середины и конца слова. Д. И. «Паровоз»,
«Повтори – не ошибись», «Найди букву на ощупь»,
«»Вставь букву».
Январь 2018г
Учить четко произносить звуки А,О,И,У. Закрепление букв А,И,О,У. Звуки в начале, конце и середине слова. Учить четко произносить гласные звуки. Дать понятие звук и буква. Продолжать упражнять выделять заданный звук из начала,конца слова. Д. И. «Паровозик», «Повтори не ошибись», «Кто с кем?», «»Чудесный мешочек», «Гусеничка», «Соседи по квартире».
Февраль 2018г
Учить четко произносить звуки П,Т. Знакомство с буквами П,Т. Понятие «Твердый-мягкий (согласные звуки)» Учить четко произносить гласные звуки. Дать понятие твердый- мягкий звуки. Учить составлять звуко- буквенные схемы типа ГГ, СГ.
Д. И. «»Подбери картинку», «Чудесный мешочек»,«Собери букву»,«Живые звуки», «Звуковая мозаика»
Март 2018г
Учить четко произносить звуки Н, М. Знакомство с буквами Н,М. Понятие «Звонкий – глухой (согласные звуки) Учить четко произносить гласные звуки. Дать понятие звонкий – глухой звук. Продолжать учить составлять звуко-буквенные схемы типа СГ,ГС. Д. И. «Поймай звук», «Кто внимательнее?»,«Гусеничка», «Попади в свой домик»
«Соседи по квартире».
Апрель 2018г Учить четко произносить звук К. Знакомство с буквой К. Учить четко произносить гласные звуки. Дать понятие звонкий – глухой звук. Продолжать учить составлять звуко- буквенные схемы типа СГ, ГС. Д. И. «Нарисуй букву в воздухе»,«Кто с кем?», «Слепи букву», «Какая буква потерялась,», «Камень – вата».
Перспективный план работы с семьями воспитанников по проекту
«Веселый мир звуков и букв»»
№ Мероприятия Сроки
1 Амплификация предметно – развивающей среды в группе Октябрь,2017
2 Консультация для родителей «Игровые технологии в формировании фонематического слуха детей 4-5 лет». Ноябрь, 2017
3 Открытое мероприятие для родителей : «Играя, учимся!» Декабрь, 2017
4 Мастер – класс для родителей «Изготовление дидактической игры «Гусеничка» из нетрадиционного материала». Январь, 2018
5 Тематическая выставка «Игра-спутник жизни детей». Выставка дидактических игр и пособий по данной теме. Февраль2018
6 Выпуск альбома «Читаем вместе с мамой: мои первые слова» Март,2017
7 Заключительная диагностика уровня фонематического слуха у детей. Апрель 2018
Формы подведения итогов реализации проекта :
- открытое занятие для педагогов группы и родителей;
-консультация для педагогов «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»;
- изготовление дидактического пособия «Внимательные глазки».
Ресурсное обеспечение:
- научно – методическое: методические пособия, художественная литература.
- материально – техническое: проектор, компьютер.
-дидактическое: наглядное оснащение, картотека упражнения по формированию фонематического слуха, художественная литература по теме).
- предметно – развивающая среда: панно- «Замки», «Паровоз», «Гусеничка», наборы букв из различного материала, «Домики для букв», музыкальные инструменты.
Ожидаемый результат:
-развитие фонематического восприятия;
-закрепление навыка правильного звукопроизношения;
-закрепление навыка звукобуквенного анализа;
-развитие навыков составления и чтения слогов;
-расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
Список используемой литературы:
1. Волина В. В. Учимся играя. В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.
2. Морозова И. А. ,Пушкарева М. А. Фонематика. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. -М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 76с.
3. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. -М. : ТЦ Сфера, 2015.- 64 .
4. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 1.- М. : ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
5. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Фонематика. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. -М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007.- 136с.
6. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. -СПБ. : ООО «Издательство «Детство ПРЕСС»,2015.-32 с.
7. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - СПб. :ООО «Издательство «Детство ПРЕСС», 2014.-656 с.