Анна Кучукбаева
Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской области.
Вид проекта : творческий
Продолжительность проекта : 6 месяцев, январь – март и сентябрь – ноябрь 2020 г.
Цель проекта : сформировать толерантную культуру у дошкольников через театрализованную деятельность - театр пластики рук и разноцветных перчаток – HAND MADE, в условиях дошкольного учреждения, а также развивать артистические способности, с помощью которых закрепляется свобода общения, способность преодолевать кризисные жизненные ситуации а, следовательно, и способность к лучшей социальной адаптации.
Темочки:
- Варежки, перчатки, рукавички
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Проекты, проектная деятельность
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Задачи проекта :
1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в ДОУ.
2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, через театр пластики рук и разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
3. Обеспечение условий взаимосвязи темы проекта с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
4. Создание условий для развития творческой активности детей через театр пластики рук и разноцветных перчаток в технологии HAND MADE, т. е. поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено действовать при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
5. интерес детей к театру рук и разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
6. Развитие пластики рук.
7. Развитие основных психических процессов и качества (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения).
8. Воспитание уверенности в себе, положительной самооценки, умения преодолевать комплексы, навыков общения и коллективного творчества.
9. Создание условий для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, владеть средствами выразительности движений).
10. Расширения опыта детей, накопление запаса представлений об окружающем мире.
11. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
12. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровнях.
Ожидаемые результаты:
1. Успешное усвоение детьми качеств толерантной личности (отзывчивость, справедливость, скромность, коммуникабельность, смелость, публичное самовыражение, способность к спонтанному творческому поведению, умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия на пути достижения цели и т. п., толерантного отношения друг к другу (в своих поступках следовать положительному примеру) и создание положительного психологического климата в группе.
2. Заинтересованность педагогов ДОУ в толерантном воспитании дошкольников. Повышение профессиональной компетентности по формированию основ толерантной культуры у дошкольников посредством театрализованной деятельности с использованием театра пластики рук и разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
3. Повышение авторитета родителей, их самооценки, профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
4. Обобщение опыта работы.
5. Создание театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE, пополнение РППС группы - центра детской активности «Театр» (пособиями, атрибутами, реквизитом).
Интегрируемые образовательные области по ФГОС ДО: социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое, познавательной развитие.
Формы и методы обучения:
• Беседы
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картин, иллюстраций
• Просмотр презентаций, познавательных мультфильмов
• Слушание музыки
• Показ этюдов для детей и родителей детского сада
Совместная творческая работа детей с родителями:
• Изготовление разноцветных перчаток в технологии HAND MADE, ширмы для показа творческих представлений, этюдов и спектаклей.
• Совместное участие в творческих импровизациях и мастер – классах детей и взрослых.
Материально — техническое оборудование:
• Музыкальный центр
• Ноутбук (компьютер)
• Ширмы, декорации, перчатки.
Актуальность
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире - мире без насилия и жестокости, ценностью которого является человеческая личность. Формирование этого качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни. Главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Дошкольное детство - важнейших периодов в развитии личности. В этот период формируются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому необходимо воспитывать у детей доброжелательное, уважительное и доброе отношения ко всем людям, представителям разных национальностей, населяющих нашу планету Земля. Тем самым заложить у дошкольников основы толерантности.
Мы должны стремиться сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Театрализованная деятельность рассматривается как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал. Это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление их окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, умению снять стрессовое состояние, все это поможет сформировать у детей уважительное отношение друг к другу, позволит почувствовать себя успешным.
Новизна проекта : Театр рук, как нетрадиционное направление театрального искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно неизведанное. Это новый, но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.
Реализация проекта. Этапы
Театрализованная игра – творческая игра, в которой в лицах с помощью выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздают конкретные образы. Современная педагогика все больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью вводит детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникативность, раскрывают его творческие возможности. Все это способствует гармонизации отношения ребенка с окружающем миром.
Проект решает эту актуальную проблему по формированию познавательного интереса и творческого отношения к миру. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
1 этап – подготовительный. Включает в себя:
• Создание условий для реализации проекта.
• Подборку материала и изучение методической литературы по теме проекта.
• Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
• Подборка наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2 этап – основной (практический).
• Пополнение РППС группы – центра детской активности «Театр».
• Изготовление театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
• Проведение различных видов занятий по толерантности с использованием театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE
• Показ этюдов, спектаклей и представлений с использованием театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
• Проведение мастер – классов для педагогов и родителей по изготовлению атрибутов для театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.
• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.
• Театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театр).
• Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, шнуровки и др.)
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картин, фотографий
• Знакомство с театром, его видами
• Мастер - классы индивидуальные и групповые (для детей и взрослых)
• Работа над пластикой рук
• Реализация знаний детей в творческой театрализованной деятельности
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, справедливость, смелость и др.).
Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений. Кроме сказки, элементы театрализованной деятельности можно использовать в ситуациях, общении, на различных видах занятий, при чтении и заучивании стихов. Это может быть пантомима, этюды на различные эмоциональные состояния - на развитие мимики, жестов, движений, а также разыгрывание небольших сюжетов. Необходимо:
-уделять внимание театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка;
-знакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают ловкость и точность рук, мозг ребенка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности у детей, через мир театрализованной деятельности - театр разноцветных перчаток в технологии HAND MADE. Элементы театрализации можно использовать в различных видах занятий:
• разыгрывание небольших сюжетов, этюдов на различные эмоциональные состояния мимики, жестов, движений
• разыгрывание представления по придуманному сюжету: завязка, развитие, кульминация и развязка
• пальчиковые игры
• рассказывание руками любого текста – потешек, стихов, сказок или рассказов
• составление из пальцев персонажей литературных произведений - животных, птиц, насекомых, цветов и т. д.
• отображение настроения героев, переходя к этюдной форме
Театрализованная деятельность помогает формировать у детей уважительное отношение друг к другу. Они учатся преодолевать трудности общения, повышают свою самооценку. Увлеченность детей театрализованной игрой, помогает обрести внутренний комфорт, раскованность, учит быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, смело входить в ситуацию, творчески владеть проблемой, иметь мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театр рук – это новое слово в театральном искусстве. Сюжет театра рук ограничивает только фантазия. Здесь приобретается умение овладению пластикой рук и создания своей собственные картины. Учеными доказано, что работа в коллективе театра рук плодотворно действует на человека в целом, а в частности улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику. У актера «атрибут» (инструмент) – это его рука (сам ребенок находится за ширмой, поэтому он должен четко и ясно произносить текст.
Создавая образы из рук, ребенок постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, начинает работать подсознание, которое без волевого сознательного участия справляется с «неразрешимыми» проблемами. В этом и проявляется сильнейшее антистрессовое воздействие театра рук. При создании образов из рук развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность детей.
3 этап – заключительный.
• Презентация проекта.
• Подведение результатов проектной деятельности.
• Анализ ППРС группы – центра детской активности «Театр».
Выводы
Данный проект экономичен. Не требуя больших затрат, он несет большую познавательную, образовательную и воспитательную функции. Проект помогает раскрыть творческий потенциал всем участникам проекта, учит работать в коллективе, закрепляет свободу доброжелательного общения. В группе пополняется РППС.
Таким образом, театрализованная деятельность, а именно театр разноцветных перчаток в технологии HAND MADE –это новое средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. При этом театрализованная деятельность, которая способствует социально-эмоциональному развитию ребенка, поможет развить у него толерантное отношение, толерантное поведение с окружающими.