Лариса Мешкова
Проект «Мир цветов»
Проект:
«Мир цветов»
Мешкова Лариса Ильинична
Москва
2020 год
«Наша клумба»
Оглавление:
Паспорт проектной работы с. 3
Введение с. 5
1. Подготовительный этап. с 5.
а)Составление плана с. 12
б)Выбор схемы клумбы с. 13
2. Начальный этап.
Характеристика некоторых растений с. 6
3. Основной этап. с. 13
а)Посадка семян с. 13
б)Наблюдение за рассадой с. 14
в)Эксперименты с. 14
Публикация «Проект „Мир цветов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
г) Что нужно растению с. 15
д)Человек и растение с. 15
е) Игры с. 16
ж) Совместная работа родителей и детей с. 16
4. Заключительный этап с. 17
Вывод с. 18
5. Библиографический список с. 19.
6. Приложения с. 20
Паспорт проектной работы
Название проекта
«Мир цветов»
Тема работы:
«Наша клумба»
Автор проекта
: дети группы «Капелька»
Состав проектной группы
: дети группы, родители, воспитатели.
Научный руководитель:
Мешкова Лариса Ильинична.
Цель проекта:
Украсить цветами участок нашей группы.
Задачи проекта
1. Ознакомиться с цветами которые можно высадить в клумбу.
2. Вырастить рассаду и оформить клумбу.
3. Презентовать клумбу в период ее цветения на празднике цветов.
Методы
1. Просмотр книг о цветах, видеофильмов, фотографий разных клумб. Изучение способов посадки рассады.
2. Посадка семян цветов выбранных для клумбы.
3. Театрализованная деятельность. Разучивание стихов и песен для праздника цветов.
Ожидаемые результаты:
расширены представления о декоративных растениях; сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома)
сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой. Результатом нашего труда должна быть цветущая клумба весной, летом и осенью. Клумба, созданная своими руками – это чувство ответственности и уважения к результатам как собственного так и чужого труда.
.
Этап 1
:
Подготовительный
Создание команды участников. Согласование темы. Выбор названия. Определение цели и задач.
Этап 2:
Начальный
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Составление плана по реализации проекта.
.
Этап 3:
Основной:
Наблюдения, беседы, просмотр видеофильмов, рисование цветов, чтение художественных произведений, рассматривание картинок к ним. Посадка рассады. Уход за рассадой.
Этап 4
.
Заключительный:
Презентация клумбы на празднике цветов.
Результаты проекта
– продукты:
1) Цветущая клумба.
2) Презентация с этапами работы над проектом.
Материал необходимый для реализации проекта:
- лопата - грабли - шпагат - лейка– семена и рассада цветов
Вывод
Реализация данного проекта научила наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы
Приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления,умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе смогли создать картотеку времен года, узнали о явлениях происходящих в разное время.
1. Введение
Актуальность:
Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Использование цветов в озеленении - это настоящее искусство. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. Осенью, было предложино детям создать новые цветники и засадить их цветами весной. Подготовить почву (закапать банановые отходы которые осталась после второго завтрака). Весной это будет хорошее питание для корней цветов. Растения будут радовать нас цветением все лето и часть осени. Это будет место, где мы сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их жизни. Наблюдение за всеми фазами развития растения от посева семян до появления первых побегов – волшебство природы в действии
I.Подготовительный этап:(январь)
1. Детальное обследование группового участка и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление плана работы
3. Выбор схемы клумбы.
4. Выбор необходимого инвентаря для работы.
Садовые цветы могут радовать своим цветением с ранней весны до глубокой осени. Все виды цветов подразделяют на однолетние и многолетние Многолетние цветы или как их еще называют многолетники – это декоративные растения, растущие на одном месте и сохраняющие свои декоративные качества более двух лет.
Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Основным преимуществом красивоцветущих однолетников является способность всего за один сезон проходить весь цикл вегетации, радуя взгляд быстрым развитием и пышным цветением в течение всего лета.
Однолетники – солнцелюбивые растения. Во всей красе они проявляются только на богатом, достаточно увлажненном участке, хорошо освещаемом солнечными лучами. Планируя создать клумбу полностью из однолетников, нужно учитывать ряд факторов:
• Период цветения. Все однолетние садовые цветы славятся продолжительным цветением, но все же равно одни из них зацветают раньше, а другие позже. Среди весеннецветущих однолетников можно выделить: пеларгонию, бегонию, петунию. Уже с начала июня зацветут цинния, бархатцы, ноготки и васильки. А до поздней осени украшением клумбы будут выступать: астра, лаватера, львиный зев и календула.
• Место посадки растения. При обустройстве цветника отлично подойдут невысокие и красочные бархатцы, настурции и васильки. Эффектным украшением забора или стен беседки могут выступить: декоративный душистый горошек, ипомея или вьющаяся фасоль. Для высадки в контейнеры хорошо подходят герань, бегония, петуния.
• Цветовая палитра. Выбирая красивые однолетние цветы, можно получить прекрасную возможность раскрасить участок в любимые цвета.
При выращивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие - алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.
Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.
Однолетние цветущие растения бывают низкорослые - бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула, резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты - левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие - амарантус (с красной листвой, табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин. Обычно их сажают рассадой, но можно и семенами.
II. Начальный этап работы. (январь)
Выбор цветов для клумбы. Изучение литературы.
.
2. Подбор литературы и дидактических игр, по экологии.
3. Сбор информации о цветах (название, посадка, уход, цветение).
4. Приобретение посадочного материала.
Характеристики некоторых растений
Существует множество видов и сортов однолетних цветов. Рассмотрим некоторые из них, которые используют для посадки на участках детского сада.
Бархатцы (лат. Tag tes) - семейство Астровые или Сложноцветные.
Латинское название произошло от имени внука бога Юпитера — Тагеса (Tages, славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Где их можно встретить от Аргентины до южных штатов США. Издревле индейцы использовали их в своих ритуалах, также с их помощью лечили различные болезни. В XVI веке бархатцы начинают быстро распространяться по Европе, Малой Азии и Северной Америке. Бархатцы были первыми среди заморских растений, привезенных в Россию.
Стебли — прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой от 20 до 120 см.
Листья — перисто-рассечённые или перисто-раздельные, редко цельные, зубчатые, от светло - до тёмно-зелёных, расположенные супротивно или в очередном порядке, с просвечивающими желёзками.
Соцветия корзинки, простые или махровые, жёлтые, оранжевые или коричневые. Головки у представителей этого рода средней величины, с цилиндрическим покрывалом, состоящим из одного ряда сросшихся между собой листочков; краевые женские цветки — язычковые; семянки линейные, к основанию суженные. Цветут обильно с июня до заморозков.
Плод — чёрная или чёрно-коричневая сильно сплюснутая семянка. Семена сохраняют всхожесть 3—4 года. В 1 г от 280 до 700 семян.
Запах растений, напоминающий астровый, специфический, для кого-то может быть неприятен. Бархатцы могут расти в тени и полутени, но будут цвести более пышно на самых солнечных местах.
В декоративном цветоводстве используют обычно многочисленные гибридные сорта некоторых видов. Одним из основных сортовых признаков бархатцев является строение соцветий. Различают гвоздикоцветные (преимущественно из язычковых цветков) и хризантемовидные (в основном из крупных трубчатых цветков); махровые, полумахровые и простые.
В некоторых странах Европы и Латинской Америки высушенные цветы употребляются как приправа, известная в России и на Кавказе под названием имеретинский шафран (листья обладают специфическим пряным душистым ароматом). Так же в Америке они не только украшают садовые клумбы, но и используются в медицине. Листья употребляются в Мексике от перемежающейся лихорадки, худосочия, запоров и как мочегонное и потогонное средство, а в больших дозах — как рвотное.
Календула или Ноготки (лат. Cal ndula) — род травянистых растений
семейства Астровые. Представители рода произрастают в Средиземноморье, Западной Европе и Передней Азии.
Цветки растения желтого или оранжевого окраса собраны в соцветия-корзинки. Плод календулы – семянка, слегка согнутая, не имеющая хохолка. Плод снаружи неровной поверхности с наличием шипов. Цветение растения начинается в июне и заканчивается в сентябре. Плоды созревают в октябре. Растение очень любит свет, но требовательно к влаге и почве.
Это растение довольно долго цветёт, начиная с июня и до самой поздней осени, практически до самого октября. Плодоносит календула в июле, размножается семенами, не требует специальных условий для выращивания и при этом числится неплохим медоносом.
Календула считается культурным растением, выращивают её и с лекарственными, и с декоративными целями, очень редко она дичает. Для лечения используют только соцветия, то есть корзинки, которые собирают в период цветения, когда корзиночка полностью распустилась. Листочки и цветоносы не используют.
В отечественной фармакологии это растение очень ценится. Собирают самую полезную часть растения – яркие цветы. Основное вещество, входящее в состав цветков, – это календен. Кроме него, в цветках содержится несколько органических кислот (прежде всего яблочная и пентадециловая, частично – салициловая, смолы, каротин. Терпкий аромат растения обуславливается наличием эфирного масла. Каротин, содержится в ноготках, влияет на цвет растения, в оранжевых цветках его вдвое больше, чем в белых. Прежде всего, календула используется в качестве лекарственного средства, помогающего при многих заболеваниях.
Ци нния (лат. Z nnia) - семейство Астровые.
Некоторые виды циннии — популярные декоративные красивоцветущие растения.
Растение происходит из Центральной и с юго-запада Северной Америки, несколько видов произрастает в Южной Америке.
Стебли — прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой 30—90(100) см.
Листья яйцевидно-заострённые, имеют жёсткое опушение, цельные, сидячие, располагаются супротивно или в мутовках.
Соцветия — одиночные многоцветковые верхушечные корзинки 3-14 см в диаметре, расположенные на длинных, обычно сверху утолщённых цветоносах или сидячие. Цветёт с середины июня до заморозков.
Обёртка корзинок многорядная, черепитчатая. Цветоложе конусовидное, при плодах цилиндрическое, усаженное плёнчатыми, сложенными вдоль прицветниками и охватывающие срединные цветки и семянки. Наружные (язычковые) цветки плотно расположенные, разнообразной окраски (от белых, жёлтых и оранжевых до красных и пурпуровых) с закругленным или выемчатым отгибом, внутренние (трубчатые) цветки мелкие, жёлтые до красно-коричневых.
Засухоустойчивы, но при продолжительной засухе требуют полива, в противном случае соцветия мельчают и теряют декоративность. Неморозоустойчивы, повреждаются даже незначительными заморозками. В местностях с прохладным и дождливым летом они растут и цветут хуже.
Циннии очень широко применяются для цветочного оформления как декоративные растения
Тюльпан – яркий, ароматный цветок.
По форме он может быть овальным, бокаловидным или чашевидным. По цвету – белых, желтых, розовых или красных оттенков. Встречаются сорта, близкие к черному цвету. Бутон нераскрывшегося цветка напоминает изящную коробочку. Когда венчик раскроется, заиграют, затрепещут легкостью его воздушные лепестки. Тюльпан настолько свеж и сочен, что скрипит и похрустывает в руках.
Официально в ботанике выделяют две с половиной тысячи сортов, видов и разновидностей тюльпана, неофициальное число – десять тысяч.
Цветок относят к многолетним травянистым растениям. Его стебель имеет сочный травянистый вид. Луковица питает тюльпан под землей и позволяет цветку жить несколько лет, расцветать несколько сезонов подряд.
Взрослый цветок чаще всего имеет от двух до четырех ярко-зеленых глянцевых длинных листьев с гладкими или волнистыми краями. Они опоясывают стебель, обступают его и являются защитой от внешних воздействий. Встречаются тюльпаны с листьями сизого оттенка.
Это растение делят на три основные группы по времени начала цветения: раннецветущие, среднецветущие и позднецветущие. Четвертую группу составляют дикорастущие или скрещенные сорта из первых трех групп. Каждая группа включает в себя классы сортов по сходству внешнего вида.
Родиной тюльпана считают Казахстан. Отсюда цветы распространили по всему миру, в том числе и по Голландии. Сейчас эта страна является крупнейшим поставщиком тюльпанов.
В России степные тюльпаны растут в Волгограде в окрестностях соленого озера Эльтон. Знаменит своими тюльпанами и заповедник Ростовской области, находящийся на территории Орловского района. Также цветок можно встретить в степях Саратовской области.
Петуния – это растение со слабоветвистой корневой системой стержневого типа с придаточными корнями и неглубоким залеганием.
Стебли петунии округлые, окрашены в зеленый цвет, густоветвистые, с побегами второго и третьего порядков. Разнообразные по форме и размеру, сидячие или с короткими черенками листья петунии окрашены в зеленый или темно-зеленый цвет. На побегах они располагаются в очередном порядке. Как листья, так и стебли этих растений полностью покрыты мелкими волосками.
Цветки петунии с короткими цветоножками, одиночные, воронкообразной формы, с расширяющимся к верху раструбом, располагаются в пазухах листьев растения. Венчик диаметром от 5 до 16 см образуется пятью сросшимися между собой гладкими или складчатыми лепестками, края которых могут быть ровными, волнистыми и даже гофрированными.
Окраска петуний поражает разнообразием цветовой гаммы и ее оттенков. Основной фон цветка может изменяться от белоснежного до светло-розового и темно-пурпурного или от нежно-лавандового до иссиня-черного. Кроме того, прожилки более темного цвета, пронизывающие лепестки цветков, контрастные пятна, светлая окантовка края венчика или центра цветка придают общей окраске петунии более глубокую насыщенность.
III. Основной этап (февраль -август)
Основные формы реализации проекта:
Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархоток, петуньи, циннии».
Цель: Познакомиться с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Упражнять в использовании обследовательских действий. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия, связанные с посадкой. Вызвать интерес к посадке семян.
2. Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»
Цель: Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
3. Загадывание загадок, ребусов.
Цель: Развивать познавательный интерес через игровые задания.
4. Заучивание и чтение стихотворений о цветах.
Цель: Закрепить представления о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
5. Чтение художественной, познавательной литературы.
Цель: Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
6. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
Цель: Закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.
7.Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
Формирование основ музыкальной культуры у детей.
Исследовательская деятельность:
1. Эксперимент «В какую почву лучше посадить растение?» Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая. Земля в контейнерах.
2. Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?»
2.1 Выяснить что для роста растениям необходима влага и тепло и свет.
2.2 Проращивать семена на подоконнике и в темном месте.
2.3. Наблю дать за движением растений, тянувшихся к свету.
3. «Посадка семян цветов» Выяснить где лучше всходят семена в открытом грунте или в контейнерах. Проращивать семена в контейнерах и в открытом грунте при обычном поливе.
4. «Человек и растение» Выявить, насколько растению необходим уход человека. Два контейнера с землей и проросшими ростками цветов (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят, поставили в темное место) — если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; — где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей).
Цель: Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Картотека дидактических игр:
«Угадай цветок по описанию», «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери картинки в ряд»; «В саду, на поле, в огороде», «Цветы». Цель: Уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок, развивать творческое воображение детей.
Подвижные игры:
«Мы – цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка», «Найди свое место», «Любимый цветок», «Садовник». Цель: Расширять знания детей о цветах; пополнять словарный запас, развивать умение действовать по сигналу воспитателя, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов». Цель: Познакомить детей с профессиями цветовода, учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты, закреплять правила поведения в общественных местах.
Совместная творческая работа детей и родителей на тему: «Наша новая клумба» (выставка работ). Цель: Привлечь родителей к творческому конкурсу, вызвать положительные эмоции.
1. «День добрых дел». Цель: Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.
2. Высадка рассады в клумбы, оформление клумб. Цель: проявление фантазии и творчества.
3. Уход за цветником.
4. Обмен впечатлениями по итогам работы.
Заключительный этап; (май – август)
- рефлексия проделанной работы,
- внешняя оценка проекта,
Презентация клумбы на празднике цветов.
.
Вывод:Результатом нашего труда стала цветущая клумба весной, летом и осенью.
Проект расширил представления о цветах, которые на ходятся рядом с нами.
Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Узнали, что многие цветы не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
5. Библиографический список
1. требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
2. Вихрова Л. Г., Корчагина В. А. Озеленение участка детского сада. - М., 1972.
3. Д-р Д. Г. Хессайон Всё о клумбовых растениях / Пер. с англ. — 2-е издание, исправленное. — М. : Кладезь-Букс, 2008. — 144 с.
4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.
5. Ельникова К. Цветы на участке детского сада. / Дошкольное воспитание. 2007, №6.
6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.
8. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
9. Смоленская Г. Озеленение участка детских учреждений. / Дошкольное воспитание. 2009, №4.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия – свободная энциклопедия
Приложение 1
Стихи о цветах
Лютик
Звать его нам нечего
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот —
Солнцем налитой
Лютик золотой.
Маргаритки
Маргаритки в саду расцвели.
Очень низко – у самой земли.
Будто бросили коврик у ног.
Но ступить на него я не смог.
Пион
Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.
Нарциссы
В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!
Тюльпан
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.
Подсолнух
Днём подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
-Я, - хвалился он пырею,-
Вместе с Солнцем землю грею!
Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках –
Круглые комочки.
Мак
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.
Кактус
Я вас прошу:
Позавидуйте мне –
Кактус расцвел
У меня на окне.
Яркий цветок,
Словно
Солнечный
Лучик.
Храбро горит
Между острых колючек.
Герань
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили мылыши.
Роза
На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!
Цветочная полянка
По опушке подружки гуляли,
Для букетов цветы подбирали.
Вон фиалок лиловые глазки
Им подмигивают, словно в сказке.
Вероники синие донышки,
Одуванчики будто солнышки.
Там голубенькие незабудки,
Рядом с ними желтеют «анютки»;
В яркой зелени огоньки,
Нежных лютиков светлячки.
Как уютно цветам на опушке…
Пожалели их наши подружки:
— Ну, зачем нам нужны букеты?
Без цветов станет грустным лето.
Автор - Арсенова Л. А.
Малютки феи спят в цветах тюльпана
Малютки феи спят в цветах тюльпана,
Им ветер песни колыбельные поет.
Свирель играет и гуляют паны,
Земля божественный напиток лунный пьет.
Но наступает солнечное утро,
И открываются тюльпанов лепестки.
И, рассыпая сказочную пудру,
Летят на землю нежные листки.
Приложение 2
В стеблях острая угроза,
Хоть красотка эта … (Ответ – Роза)
В его имени каприз,
Любит лишь себя … (Ответ – Нарцисс)
Он весенний главный пан,
Цветок весны и мам … (Ответ – Тюльпан)
Бахромою вся покрыта,
Гвоздю не родственник … (Ответ – Гвоздика)
Даже дома он опасный,
Весь в иголках острых … (Ответ – Кактус)
Будто белые снежки
Среди пруда цветут … (Ответ – Кувшинки)
Самый первый, очень нежный
Расцветет в лесу - … (Ответ – Подснежник)
Желтым цветом луг охвачен,
Значит вырос - … (Ответ – Одуванчик)
Голубой звенит звоночек,
В поле синий … (Ответ – Колокольчик)
Белые лучики в желтой упряжке,
Гадают девчонки на яркой … (Ответ – Ромашке)