Юлия Гилязова
Проект «Мини-огород на подоконнике» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «Мини огород на подоконнике»
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
Длительность работы над проектом: (с 05.02.24 – 31.03.24)
Участники: дети 6 – 7 лет, родители, воспитатели.
Публикация «Проект „Мини-огород на подоконнике“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, укроп, микрозелень и др. растений. Огород на подоконнике – отличный способ развеять сезонную тоску.
Проблемное поле: «Могут ли растения расти и в зимнее время на подоконнике?»
Цель: Формирование экологических представлений детей об овощных культурах и зернобобовых культурах в процессе выращивания из семян.
Задачи:
Образовательные: Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста культурно-огородных растений. Учить детей ухаживать за культурно-огородными растениями зимой в комнатных условиях и видеть результат своего труда. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия, любознательность и наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
Предполагаемый результат:
• дети научатся сажать и ухаживать за культурно-огородными растениями и познакомятся с условиями роста, будут учиться подмечать пользу и красоту растений зимой.
• у детей сформируются знания и представления о росте растений в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и с водой.
• дети научаться вести наблюдения и делать выводы.
Работа с родителями:
• ознакомительная консультация для родителей относительно назначения проекта «Мини огород на подоконнике» (Письмо родителям);
• помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне;
• домашнее задание – с детьми вырастить культурно-огородные растения у себя дома на окне и составить рассказ о том, как ухаживали за ним.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный этап:
• определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта;
• подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений;
• создание и оформление огорода на подоконнике «Веселый огород»;
• изготовление табличек указателей с названиями растений (датой посадки) и условия для роста лука для эксперимента (1. свет, тепло, нет воды; 2. свет, тепло, вода; 3. без света, тепло и вода; 4. свет, холодно и вода);
• приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, семена;
• изготовление дневников наблюдения;
• подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности;
• информирование родителей о проведении проекта и приглашение к участию в проекте.
2 этап – основной (практический):
Работа в центрах
«Центр математики»
• дидактические игры «Забывчивый покупатель», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «От какого овоща эта часть», «Узнай на ощупь»;
• домино «Овощи и фрукты»;
«Центр мир вокруг нас»
• рассматривание семян (укропа, огурцов, помидоров, лука и др.);
• посадка семян в почву;
• рассматривание иллюстрации, картин с изображением овощей и орудий труда;
• опыты и наблюдения за ростом лука в разных условиях (в воде, почве, темноте, холоде и без воды);
• проращивание семян гороха через ткань;
• наблюдение за ростом укропа, помидор и огурцов и др. семян в почве;
• опыты «Вкус и луковые слезы», «Сидит дед, во сто шуб одет…», «Два брата лучок и чеснок»;
• дневники наблюдений;
• дидактическая игра «Во саду ли в огороде».
«Центр изостудии»
• конструирование из бумаги «Дневники наюлюдений», «Книжки – малышки», «Таблички»;
• лепка «Что растет на огороде»;
• рисование «Овощи с натуры»;
• конструирование из природного материала (поделки из лука);
• творческие задания: «Найди и отметь в кружочке…», «Раскрась картинку по цифрам», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», «Прочитай и соедини надпись с нужной картинкой», «Учимся писать названия овощей».
«Центр книги»
• чтение художественной литературы: рассказ Н. Носова «Огурцы»; стихи Ю. Туфима «Овощи», А. Барто «Морковный сок»; сказки «Три брата луковки», «Родина репчатого лука», «Луковая семья»; русские народные сказки «Вершки и корешки», «Колосок», Родари Джанни «Приключения Чиполлино»;
• отгадывание загадок «Овощи»;
• чтение русских народных закличек и приговорок Г. М. Науменко «Солнышко, покажись! Красное снарядись!».
«Центр игры»
• сюжетно – ролевые игры «Повар», «Овощной ларек», «Семья».
«Центр движения»
• хороводная игра «Кабочок»;
• подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Баба сеяла горох», «Пугало» и т. д. ;
• малоподвижная игра «Съедобное – несъедобное»;
• физкультминутки «Горох», «Эй вы овощи на грядке», «Чипполино».
«Центр конструирования»
• оформить «Весёлый огород» на окне;
• модель сада или (дачи);
• лего – констркутор «Строим овощной ларёк».
«Центр театра и музыки»
• прослушивание песен про овощи;
• тетрализованная деятельность «Спор овощей», «Огород».
«Центр речи»
• беседы «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи», «Почему необходимо мыть овощи?»;
• пальчиковые игры «Хозяйка однажды с базара пришла», «Огород», «У Лариски – две редиски»;
• дидактическая игра «Что сначала, что потом»;
• словесные игры «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Назови какой салат», «Назови какой сок», «Убираем урожай», «Скажи наоборот», «Скажи какой, какая, какое, какие?», «Узнай на вкус».
«Центр кулинарии»
• выращенный зеленый лук и микрозелень подать к обеду.
3 этап – заключительный:
• проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;
• оформление выставки рисунков и поделок совместного творчества родителей с детьми «Городок Чиполлино»;
• родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенные культурно-огородные растения у себя дома на окне;
• представление слайд – шоу из фотографий с музыкой.