Вера Мартынова
Проект мини-музея «Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
Проект
Мини-музей «Тряпичная кукла»
Авторы: Заместитель заведующего по ВМР Михеенкова О. В., Воспитатель Мартынова В. Н.
Щекино 2014
Вид проекта : Творческий
Цель проекта : Укрепление взаимодействия ДОУ и семьи средствами музейной педагогики через формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы.
Длительность 1 месяц
Образовательные области:
Публикация «Проект мини-музея „Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
Возрастная группа
Старший дошкольный возраст
Время проекта
1 месяц.
Актуальность:
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Задачи
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Учить детей и родителей изготавливать кукол своими руками
4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа
5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы
7. Нацелить детей на создание места, где будут храниться куклы, создать мини-музей куклы.
8. Организовать совместную с родителями и воспитанниками разработку мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
9. Организовать заинтересованность в деятельности, где все участники педагогического процесса (педагоги, родители и дети) являются создателями этого проекта.
Результаты проекта
- Создание мини-музея тряпичных кукол в дошкольном учреждении.
- Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла».
- Альбом «Тряпичная Кукла» (совместные рисунки детей и родителей)
- Выставка кукол сделанных руками детей и родителей
- Презентация проекта для педагогов и родителей
Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Форма
работы Программные
задачи Развивающая среда Деятельность Работа с родителями
самостоятельная совместно с родителями
Экскурсия
в музей-усадьбу Ясная Поляна, Интерактивное занятие «История куклы» Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей.
• Подбор русских народных сказок
• Подбор природного и бросового материала
• Подбор дидактических игр
• Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.
• Статьи на тему «Где появились куклы», «История тряпичной куклы» Изготовление кукол из ткани Игрушка своими руками.
Ответы на вопросы детей. Консультации «Мини-музей в ДОУ» (Приложения 1)
Привлечь родителей к сбору материала для изготовления куклы.
Беседы (Приложение 2) Сообщить исторические сведения о возникновении тряпичной куклы, воспитывать интерес к народному творчеству, обсудить виды тряпичных кукол, правила поведения в музее. Иллюстрации
Открытки
Сувениры
Видеофильм «Все о куклах» Рассматривание иллюстраций.
Ответы на вопросы. Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Консультация «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей». (Приложение 3)
Составление творческих рассказов Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.
Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке. Иллюстрации в книгах.
Рассматривание тематических альбомов. Составление рассказов. Помощь в составлении рассказов по плану.
Ответы на вопросы детей. Задание для родителей «Расскажи о кукле»
Рисование. Учить отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей. Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти акварельные. Рисование «Наряд тряпичной куклы» Оформление выставки детских работ. Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе.
Занятие «Тряпичная кукла-оберег» (Приложение 4) Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строении, а также материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Выставка народных игрушек. Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание книги Н. Курбатовой «Игрушки». Продолжение работы по оформлению мини-музея. Ответы на вопросы детей в изготовлении обереговой куклы. Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка «Кукла-оберег», «умелец», «мастер»,
«ремесло»,
«промысел».
Выставка детских работ. Мастер-класс «Делаем куклы своими руками»
(Приложение 5)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Литература, наглядный материал Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
Методическая литература
• Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
• Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
• А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
• И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
Детская литература
• А. Толстой «Буратино»
• Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
• Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
• Стихи о куклах В. Приходько, Г. Ладонщиков
Наглядный материал
• Иллюстрации к русским народным сказкам
• Показ слайдов и фильмов о куклах
• Набор открыток, сувениров • Экскурсии в музей-усадьбу Ясная Поляна, Интерактивное занятие «История куклы»
• Д/и «Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку»
• Беседа о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети
• Рассматривание иллюстраций о жизни детей
• Чтение сказок, заучивание потешек, небылиц
• Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства
• Оформить мини-музей «тряпичная кукла»
• Экскурсия по мини-музею «Тряпичная кукла»
• Изготовление кукол, создание моделей изготовления • Анкетирование по теме
• Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала
• Консультация с практическим показом. Вовлечение в совместную творческую деятельность
• Совместные праздники «Праздники народного календаря»
• Наглядная агитация, альбомы
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Экскурсии Беседы Занятия Работа с родителями
• музей-усадьбу Ясная Поляна, Интерактивное занятие «История куклы» • Мини-музей
• Виды кукол
• Моя любимая кукла
• Просмотр фильма о декоративно-прикладном искусстве
• Тряпичная кукла
• Как появились куклы
• Как родилась тряпичная кукла
• Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
• Изготовление кукол «Обереги», «Закрутки»,
• Связь с другими видами деятельности:
Изодеятельность: украшение для куклы.
Констуирование:
«Дом для куклы»
Игровая ситуация:
«Модница»
Музыка:
«Композиторы о куклах». • Социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»
• Создание мини-музея «Тряпичная кукла»
• Экскурсия по мини-музею (экскурсоводы – дети)
• Мастер класс по созданию тряпичной куклы
• Выставка совместных работ «Тряпичная кукла»
Материалы и средства : иллюстрации и фотографии старинных кукол; куклы в русских-народных костюмах, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол, методическая литература по народному костюму, тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения «Детский альбом» П. И. Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла»)
ВЫВОДЫ.
Устойчивость интереса детей к проекту на протяжении всего месяца обеспечивается личностно ориентированным подходом (участие в проектировании образовательного процесса, диалогичность на занятиях и экскурсиях); разнообразием деятельности детей ( постоянная смена ролевых позиций: коллекционеры и создатели мини-экспозиции, дизайнеры, музейные зрители, экскурсанты и экскурсоводы); отражением впечатлений от экскурсий и занятий в изобразительном творчестве; синтезом искусств, а также участием родителей в проекте.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
Сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.