Анна Мотоленко
Проект мини-музея «Матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЯ «МАТРЁШКИ»
(ДОЛГОСРОЧНЫЙ 4 года)
УЧАСТНИКИ: ДЕТИ 3-7 ЛЕТ.
ПРОБЛЕМА:
Развитие представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников, привело к необходимости подбора и систематизации наглядных материалов по разделам программы. Их количество и необходимость стационарного размещения привело к созданию мини-музея, кроме того, это интерактивный музей, что позволяет ребенку брать игрушки, взаимодействовать с ними.
Публикация «Проект мини-музея „Матрёшки“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Цель. Формирование представлений детей о народных игрушках (матрешек). Приобщение детей дошкольного возраста к наследию русской народной культуры; активизация познавательной деятельности детей через изучение национальной истории и культуры России.
ЗАДАЧИ:
Формировать общечеловеческие нравственные качества способствовать усвоению ребёнком норм общения между людьми внутри небольшого коллектива (семья) и вне его.
• Расширять кругозор дошкольников через знакомство с разнообразными матрёшками.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
• Обогащать предметно-развивающую среду группы предметами русского народного творчества.
• Активизировать участие родителей в организации исследовательской деятельности детей.
Формы реализации проекта :
1. Чтение художественной литературы;
2. Тематические беседы;
3. Просмотр видеоматериалов;
4. Прослушивание аудиозаписей;
5. Создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка);
6. Театрализованные игры;
7. Изготовление макета матрешки;
8. Создание индивидуальных мини-проектов.
Планируемые результаты.
1. Дети имеют представления о музее;
2. Дети имеют представления о народном творчестве (литературное, художественное, …., народных промыслах России (семеновские, сергеевопосадские, полхово-майданские матрешки).
3. Дети умеют использовать приобретенные знания в творческих работах.
4. Дети умеют самостоятельно приобретать знания.
5. Оформленный мини-музей в группе, содержащий как подлинные предметы русского народного творчества, так и сделанные родителями, детьми педагогами.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
РАСПОЛОЖЕНИЕ:
В групповой комнате между окон. Обозначен на стене специальным стендом с креплением полок для экспонатов музея. Здесь же находятся полки для дидактического материала, используемого в работе с детьми: самодельная книга «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАТРЁШКИ», дидактические игры, литературный материал по теме музея, иллюстративный материал и т. д.
Деятельно - ресурсный план проекта.
Этапы реализации проекта Содержание деятельности Ресурсы Сроки
Подготовительный • Выбор темы проекта мини-музея;
• Составление плана работы (воспитатель – родитель – дети).
• Беседа о создании музея, выбор место экспонатов и оборудования.
• Сбор экспонатов: срезы из дерева, сбор матрёшек.
• Разработка содержания мероприятий с детьми познавательного цикла;
• Составление планов конспектов для всех возрастных групп;
Научно - методические:
методическая, научно - энциклопедическая литература, периодические издания, интернет.
Привлечение ролдителей. Сентябрь-октябрь
2010 год
ноябрь 2010 год
Декабрь 2010год январь- 2011год
Организационный Коммуникация: дети играют с матрешками, используют в постройках матрешки, рассматривают иллюстративный материал.
Познание: беседа о матрешках, знакомство со стадиями производства матрешки.
Художественное творчество: рисование матрешки, составление коллажей матрешек.
Чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о матрешке. Чтение книг о матрешке отгадование загадок чтение стихотворений о матрёшке потешки.
• Совместное изготовление поделок матрёшек в музей (дети, родители);
• Сбор информации по теме в научно-энциклопедической литературе, периодических изданиях, интернете
.
Организационные:
привлечение воспитателей, воспитатели по изодеятельности.
художественная литература, стихи, загадки, потешки, частушки;
иллюстративный материал
Февраль-март 2011 год
Апрель-май 2011год
Сентябрь-ноябрь 2011 год
Формирующий • Сбор информации о матрёшке (история возникновения, изготовление, применение) :
• Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов матрёшек, обсуждение их;
• Прослушивание аудио записи русской народной песни “матрёшка” .
• Дидактические, подвижные игры;
• Экскурсия в парк. Знакомство с деревьями, из которых изготовлялись матрёшки.
• Изучение строения дерева, из которого изготовляли матрёшек.
• Какие предметы быта можно изготовить из дерева. Люди каких профессий работают с деревом (столяр, плотник, художник).
• Беседа, рассматривание разных видов матрёшек;
• Изготовление матрёшек (индивидуальная, коллективная работа в любой нетрадиционной технике работа с родителями);
• Мастер-класс. Роспись матрёшки на деревянной болванке.
• Сценарий праздника»Русский сувенир»для старших-подготовительных групп.
• Сценарий праздника «Разноцветные матрёшки» для младших средних групп.
• Сбор индивидуальных мини-проэктов (работа с родителями).
• Рассматриваем иллюстрации разнообразные картинки, относящиеся к теме «русская игрушка». Небольшая история возникновения матрешки.
• Продолжать знакомить с одеждой русского народа: сарафан, рубашка, платок – игра-ряжение (музыкальное развлечение)
• Продолжать знакомить с последовательностью изготовления матрешек, Продолжать знакомить с видами росписи. Изготовление поздравительных матрешек.
•. Изготовление матрешек для оформления развивающей среды.
• Организация выставки работ выполненных воспитателем, родителями вместе с детьми по теме проекта.
• Пополнение экспозиции мини-музея.
• Экскурсия старших подготовительных групп в музей матрешки, беседа на тему «Разнообразие росписей и узоров на матрёшках». Организационные:
сотрудничество с родителями, МУК «Библиотека семейного чтения».
Научно-методические:
программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева;
художественная литература, стихи, загадки, потешки, частушки;
иллюстративный материал
Учебно-методическое пособие для педагогов
Издательство «Детство».
Художественная литература иллюстративный материал
Информация с интернета иллюстративный материал, организационное привлечение музыкального руководителя
В группе вместе с детьми
Работа с родителями привлечение их к организации выставки Декабрь 2011 год
Январь-март 2012 год
Апрель-май 2012 год
Сентябрь-ноябрь 2012 год
Декабрь2012год
Январь-февраль 2013 год
Март-апрель 2013 год
Май 2013 год
Итоговый
(анализ полученных результатов,
обобщение опыта) Презентация проекта :
• Подведение итогов конкурса творческих поделок «Матрёшка».
• Провидение анализа работы по проекту.
• Активное участие родителей в реализации проекта Материально-технические:
выставка детских работ: рисунки;
выставка экспонатов,
фотовыставка об участии родителей в проекте.
Сентябрь-декабрь 2013 год
Мониторинг результативности реализации проекта
Критерии Формы Используемые методики Периодичность Ответственный
1. Представления детей о музее и содержании музея Наблюдения,
беседы, вопросы Специально разработанные вопросы (см. приложение) 2 раза в год
Сентябрь, май Воспитатель
2. Проявление творчества Анализ детских творческих работ 2 раза в год
Сентябрь, май Воспитатель
3. Умение самостоятельно добывать знания Детские индивидуальные мини-проекты 1 раз в год, май Воспитатель
4. Содержание мини-музея Анализ экспонатов мини-музея 1 раз в год, май Воспитатель
5. Участие родителей в реализации проекта Анализ участия родителей (количественный показатель) 1 раз в год, май Воспитатель
приложение
Вопросы для детей для оценивания 1,2 критерия
-Что такое музей?
-Для чего нам нужен музей?
-Откуда пришла матрёшка в Россию? (Из Японии в 90-х годах).
-Какой русский художник первый в России расписал матрёшку? (Сергей Малютин).
-Из чего делают матрёшки? (лиственница, липа, осина).
-Сколько лет выдерживают древесину, чтобы изготовить матрёшку? (2-3 года). Почему?
-Народные промыслы России. (семеновские, сергеевопосадские, полхово-майданские матрешки).
-Как расписывают матрёшку? Последовательность росписи. (шлифуют заготовки, обводка контура узора, прорисовывание фона, прорисовывание деталей, окончательная обводка, лакировка).
-В каком городе России есть музей матрёшки? (2001 году в Москве).