Наталия Суслова
Проект «Мини-музей «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
Мини-музей «Золотая хохлома».
Актуальность.
В современное время встает важный вопрос о формировании у детей патриотизма, привития им любви к своей Родине. Это невозможно без их знакомства с культурным наследием, создававшимся веками нашими предками. Хохломская роспись – одна из форм народного промысла, в которой прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
Цели.
Публикация «Проект „Мини-музей „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
Расширение представлений о культуре родной страны, народном хохломском промысле и росписи, что в дальнейшем поможет вызвать интерес у детей и к другим народным промыслам, осознать красоту и ценность культуры родной страны.
Задачи.
*Познакомить детей с предметами народного промысла и историей возникновения хохломской росписи, вызвать интерес к изучению истории России;
*вырабатывать умение рассматривать хохломские изделия;
*развивать память, мышление, умение выделять и называть простые элементы хохломской росписи : ягоды, завитки, травка, листики, кудрина;
* способствовать развитию творческих способностей у детей: самостоятельно выбирать основной фон и в соответствии с ним – колорит росписи, развивать чувство цвета, творчество, фантазию,
умение создавать узоры по собственному замыслу «под хохлому», используя разнообразную работу кистью в изображении знакомых элементов;
*формировать интерес и любовь к народным традициям, показывая народное декоративно-прикладное искусство старых мастеров и современных авторов нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Проблема.
С каждым годом становится все меньше людей, особенно в больших городах, знающих или интересующихся культурой своей страны, народными промыслами. А, значит, некому передать свой опыт, знания подрастающему поколению. Это и привело к решению о создании мини-музея «Золотая хохлома» в группе.
Описание.
Изделия русских народных промыслов сочетают в себе неповторимость и красоту русской традиционной культуры. Хохлома – широкий спектр изделий, изготовленных из дерева с характерной росписью. Вещи, изготовленные старыми мастерами и современными авторами, находят не только эстетическое, но и практическое применение. Старые мастера использовали в своей работе только дерево. Современные художники работают с различными материалами: пластик, металл и используют не совсем привычные для данного промысла предметы: ноутбуки, компьютерные «мышки», различные сувениры, но сама роспись остается неизменной и свойственной только данному промыслу:
Разные ложки и ковши
Ты разгляди и не спеши.
Трава там вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша золотая Хохлома.
В нашем музее имеется различная деревянная посуда: подносы, тарелки и ложки разной величины, половники, совки для сыпучих продуктов, стаканчики, декоративный сервиз «У самовара», металлический заварной чайник, комплект детской мебели (стол и стул). На базе основной выставки периодически проходят выставки детских работ с тематикой народных промыслов: «Хохломская посуда», «Все хохломские ложки».
Экспонаты мини-музея подобраны и расположены по принципу динамичности и доступности, т. е. каждый ребенок может взять любой предмет и рассмотреть его. Изобразительное народное искусство нераздельно связано с народной музыкой и устным народным творчеством. Поэтому более колоритно звучит в рамках нашего музея русский фольклор и русская народная музыка, да и русские народные игры обретают новые оттенки.
Проект является долгосрочным. Его участниками являются воспитатели старшей группы, дети и родители.
Реализация проекта.
1 этап подготовительный:
*подбор материала для деятельности детей, литературы и наглядных пособий.
2 этап основной:
*знакомство с видами хохломской росписи и практическая деятельность детей;
*сбор экспонатов с хохломской росписью и оформление выставки в мини-музее;
*разработка дидактических пособий.
В работе над проектом использовались различные формы работы с детьми: чтение, рассматривание, изготовление плоскостных шаблонов посуды и из папье-маше, роспись их «под хохлому», работа с дидактическим материалом: серия дидактических пособий «Повтори узор. Хохлома», подвижные игры.
Непосредственно-образовательная деятельность.
Познавательные беседы: «Откуда к нам пришла хохлома», «Основные элементы хохломской росписи»;
чтение художественной литературы: рассказы «Абу Хамид восхищается изделиями мастеров Хохломы», «Петр и Дуня отправляются за деревянной посудой в Хохлому», легенда «Хохлома».
Дидактические игры:
«Художественные промыслы», «Собери все хохломские ложки», серия дидактических пособий «Повтори узор. Хохлома».
Прослушивание музыкальных произведений:
«Наша хохлома», сборник «Ромашковая Русь» музыка Ю. Чичкова,
«Русское раздолье» музыка С. Рахманинова,
русские народные песни и хороводы из серии «Широкая масленица»,
народные песни в исполнении Ф. Шаляпина,
«Веселая карусель» музыка Е. Ботярова.
Подвижные игры:
«Изготовление посуды», «Хохломская посуда», «Хохломская роспись», «Собираем ложки», «Краски», «Хохломские изделия», разнообразные народные подвижные игры
Мультимедийные презентации:
«Деревянные ложки», «Чудеса из сундука».
3 этап заключительный:
Презентация выставки мини-музея «Золотая хохлома», анализ проведенной работы. В перспективе – подбор нового материала, проведение экскурсий для детей других групп, оформление мини-выставок детских работ по тематике «Народные промыслы».
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта «Мини-музей «Золотая хохлома» в ДОУ дети станут интересоваться народными традициями, культурой русского народа, народными промыслами,
беречь их и стараться продолжить.