Валерия Андреева
Проект «Мини музей в ДОУ как средство приобщения детей к народному наследию» «Музей Русского Богатыря»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 210» городского округа Самара
443902, г. Самара, пос. Прибрежный, ул. Звёздная, д. 15 «а», тел. /факс 977-56-30/977-63-75, doo210@samara.edu.ru
Проект
«Мини музей в ДОУ
как средство приобщения детей к народному наследию»
«Музей Русского Богатыря»
Автор: Воспитатель первой категории
Андреева В. А.
2023г.
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям, знакомство с народным искусством, и культурным наследием народов России через реализацию направления «музейная педагогика»
Задачи:
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
- Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.
- Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным играм и традициям, развитие интереса к русскому фольклору.
Актуальность: В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, культурное развитие детей зачастую уходит на второй план, поэтому проблема формирования личности, ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием. Важное значение для развития у детей культурно-эстетического мировоззрения имеет приобщение их к истокам народной культуры.
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; Для работы в данном направлении в группе было организованно пространство для музейной коллекции.
В своей работе я создала мини-музей в подготовительной к школе группе, но как показывает практика образовательную деятельность в мини-музее можно проводить с 5-7 лет. Проект долгосрочный, т. к. экспозиции музея меняются, в течение года, как и тематика, однако сохраняется патриотическая направленность мини-музея.
В ходе общения, бесед с детьми выяснилось, что большинство детей поверхностно знакомо, или совсем не знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. О том, как жили люди в старину, могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребёнку возможности, стать живым участником событий, прикоснуться к старине.
Работая с детьми дошкольного возраста мною была поставлена цель, создать необходимые условия для приобщения детей к народному наследию. Одним из элементов данной работы стало создание экспозиции «Музей Русского Богатыря». Здесь дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Здесь накоплен богатый материал : Дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с доспехами Русского богатыря, разнообразием богатырского оружия, также в музее представлены книги о былинных богатырях, папки передвижки по теме.
В мини-музее возможна организация следующих форм детской деятельности:
- Занятия – экскурсии
- Занятия с элементами игры и творческими заданиями
- Исследовательская деятельность
- Игры-развлечения
- Игры-путешествия
- Интеллектуально-творческие игры
- Игры по сюжету литературных произведений
- Продуктивная деятельность
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
В наших мини-музеях мы проводим экскурсии для детей из других групп, и ребята сами могут попробовать себя в роли экскурсоводов.
Хочется отметить, что дети с большим интересом относятся к таким видам деятельности как рассматривание и изучение новых предметов.
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Именно благодаря их помощи мы собрали большую часть экспонатов.
Часто после проведения НОД в группе ребенку хочется продолжать заниматься изучением экспонатов музея не только в детском саду, но и дома. Придя домой, ребенок рассказывает, что видел интересные экспонаты, и ему очень хочется показать это родителям.
В этом случае нам на помощь приходят специально созданные памятки для родителей с QR-кодами, используя, которые родители могут получить представления об экспонатах музея, а также воспользоваться подборкой материалов, которые в дальнейшем можно использовать для совместной деятельности с детьми. Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям.
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным наследием. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Ребенку хочется продолжать заниматься изучением экспонатов музея не только в детском саду, но и дома. Придя домой, ребенок рассказывает, что видел интересные экспонаты, и ребенку очень хочется показать это родителям.