Наталья Бережнева
Проект «Матрешка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 6–7 лет
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех
Свои думы и знания, своё умение — в этом
Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем
Близкий и ласковый говорит с ребёнком
Е. А. Флёрина.
Публикация «Проект „Матрешка“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. К сожалению воспитательный и развивающий потенциал народных игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка
Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Цели проекта.
1) Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
2) Повысить стремление родителей, дать своим детям необходимые знания о русском народном творчестве.
Задачи проекта.
1) Развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.
2) Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки.
3) Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.
4) Продолжаем воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.
5) Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке.
6) Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
7) Развивать декоративное творчество детей.
План по реализации проекта.
Вид проекта : творческий.
Возраст детей : 6–7 лет.
Состав участников: воспитатель, дети и родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Обоснование темы проекта :
В результате индивидуальных бесед и создания различных игровых ситуаций для детей, по результатам анкетирования родителей группы, были выявлены значительные пробелы по данной теме. Был сделан вывод, что обе группы не владеют достаточной информацией о традиционной народной игрушке. На основании этого воспитателем группы было принято решение темой проектной деятельности на этот учебный год взять народную игрушку для продолжения знакомства детей и их родителей с народно-прикладным творчеством, с целью ознакомления с историей, культурой своего народа, с национальной культурой России.
Реализация проекта :
Через различные виды деятельности: Изобразительные, речевые, конструктивные, трудовые, познавательные, музыкальные.
Группы методов: Наглядные (рассматривание, наблюдение); словестные (слушание, разучивание, беседы); практические (проблемные и игровые ситуации).
Формы: Игры, занятия, экскурсии, инсценировки.
Этапы реализации проекта.
Предварительная работа.
1) Сбор информации воспитателем для проведения бесед с детьми на тему: “Виды народных игрушек”.
2) Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.
3) Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок и трафаретов народных игрушек.
4) Подбор видеофильмов, музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.
5) Разучивание с детьми: Стихов, потешек, пословиц и поговорок, историй о русской народной игрушке.
6) Подбор демонстрационного материала, разрезных и дидактических игр: “Составь узор”, “Найди пару”, “Домино”, “Составь целое”, “Часть и целое”, “Назови элемент узора”, “Лото”, “Народные узоры” и т. д.
7) Помощь родителей в предоставлении различных материалов для поделок.
Основной этап.
I часть – “Тряпичная красавица”.
1) Консультация с родителями на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.
2) Презентация для детей и родителей на тему : “Народная игрушка”.
3) Проведение открытого занятия, с участием родителей, на тему: “Куколка Счастья – своими руками”.
4) Презентация от родителей группы на тему: “Обрядовые куклы”.
5) Проведение открытого занятия на тему: “Тряпичные забавы нашего детства”.
6) Презентация для детей и родителей на тему : “Игровая тряпичная кукла”.
7) Проведение открытого занятия с участием родителей: “Зайчик на пальчик”.
8) Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ на тему: “Масленица – изготовление куклы для праздника”.
Сроки исполнения: Октябрь – Февраль.
II часть – “Славься, Россия, чудо – мастерами”
1) Презентация для детей на тему : “Виды народных игрушек”
2) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Дымковская игрушка, такая она разная”.
3) Занятие по лепке Филимоновской игрушки на тему: “Петушок и Курочка – любимые свистульки”.
4) Занятие по ручному труду (моделированию) на тему: “Мы мастера Богородской игрушки”.
5) Занятие по аппликации на тему: “В гости к нам пришли игрушки – все забавные зверушки”- Каргопольская игрушка.
Сроки исполнения: Декабрь – Февраль.
III часть “Наша любимая Матрешка”
1) Презентация для детей и родителей на тему : “Матрешка” - история возникновения и развития промысла.
2) Проведение открытого занятия с участием родителей на тему: “ Русская красавица - Матрешка” - аппликация из ткани.
3) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Укрась любимую Матрешку”.
4) Занятие по лепке на тему: “Какие они разные, но какие одинаковые”.
5) Роспись деревянных “Матрешек”- родители с детьми дома.
Сроки исполнения: Март – Апрель.
IV часть:
1) Посещение родителями с детьми различных музеев, выставок и ярмарок.
2) Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о народных промыслах и игрушках.
3) Разучивание народных игр, народных танцев (хоровод Матрешек и Сударушка- парный танец, народных песен и частушек. Игра на народных инструментах.
4) Разработка сценария ярмарки: “Русские чудеса”.
Итоговый этап. Защита проекта.
1) Создание папки-передвижки с отчетом по проектной деятельности в группе.
2) Создание мини - музея в группе: “ Народная игрушка”.
3) Организация ярмарки с участием гостей на тему: “Русские чудеса”.
Работа с родителями:
1) Консультация на тему: “Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой”.
2) Анкетирование родителей на тему: “Воспитание народных традиций в семье”.
3) Консультация на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.
4) Индивидуальные беседы о значимости совместной творческой деятельности с детьми.
5) Наглядность в уголке для родителей: “История и виды народных игрушек”.
6) Показ презентаций для родителей по теме.
7) Проведение открытых занятий с участием родителей (совместная деятельность детей и родителей).
8) Участие родителей в развлечениях, праздниках, выставках.
Результат проекта :
1) Дети познакомились с историей “Тряпичной куклы” и способами ее изготовления.
2) Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, тем самым формируем у детей уважение и любовь к РОДИНЕ, к истории своего народа.
3) Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.