Наталья Николаевна Куклова
Проект «Математические сказки как средство развития мышления старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника с ОНР. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Проект „Математические сказки как средство развития мышления старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.
Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:
1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.
2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми.
3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий.
4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка с ОНР.
5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей с ОНР.
6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста с ОНР.
7. Усвоение детьми с ОНР математической терминологии.
8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников с ОНР.
9. Овладение приемами учебной деятельности детьми с ОНР.
10. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.
Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников с ОНР и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.
Наглядные методы ФЭМП - это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
Словесные методы ФЭМП - это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Актуальность темы
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника с ОНР, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной - сказочной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Именно сказка способна стать благодатным материалом для занятий по
формированию математических способностей у детей дошкольного возраста. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познавательный кругозор. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Не случайно еще К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономики. Когда же мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математике рекомендуется максимально связывать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка - это есть жизнь.
Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, мы способствуем формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Постановка проблемы:
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё больше значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой детей к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счётных навыков, как считают многие родители. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков: письма, рисования и др.
Современные дети в повседневной жизни достаточно рано начинают встречаться в быту и играх с ситуациями, требующими элементарных математических решений (поделиться игрушками, разделить сладости поровну, расставить столовые приборы и пр., дошкольникам необходимы элементарные математические знания. На первых порах с помощью взрослого, а затем и самостоятельно дети учатся решать подобного рода задачи. У них формируется собственное представление о содержании математического объекта. Математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребёнком. Этот этап в развитии ребёнка нуждается в поддержке.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей с ОНР, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Поэтому, в работе с дошкольниками с ОНР так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников с ОНР. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка с ОНР, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. В связи с этим был разработан проект «Математические сказки как средство развития мышления старших дошкольников с ОНР».
Новизна проекта :
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС) :
• Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Цель проекта :
Повышение у детей старшего дошкольного возраста с ОНР интереса к математике посредством сказки, а так же формирование компонентов математического мышления : гибкость, системность, пространственную подвижность, владение логическими приемами умственных действий.
Задачи проекта :
• Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
• Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОНР посредством сказки.
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Увеличение объема внимания и памяти;
• Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).
• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Участники проекта : Воспитанники и их родители, педагоги.
Вид проекта : Образовательно-творческий.
Срок реализации: Долгосрочный.
Предполагаемый результат: Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :
• У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
• Воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок.
• Самостоятельно находят способы решения познавательных задач.
• Стремятся к достижению поставленной цели.
• Умеют переносить усвоенный опыт в жизненные ситуации.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный.
Цель: Создать положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся у детей знания по теме проекта.
Совместно с участниками проекта спланировать деятельность по реализации проекта :
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Создание условий для организации и проведения проекта.
3. Первичный срез знаний.
4. Выявление проблемы.
5. Изучение методической литературы по теме
6. Подбор материалов для реализации проекта :
- изготовление картотек загадок, ребусов, сказок по математике,
- изготовление дидактических игр, создание проблемно – игровых ситуаций.
- картотека упражнений по сказкам.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап. Основной
Цель: Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Организация совместной деятельности с детьми
Образовательная область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
- Утро радостных встреч «Встреча с Мальвиной и Буратино»
- Сладкий вечер «Поможем Незнайке принять гостей»
- Настольно-печатные, дидактические игры по РЭМП.
- Упражнения по сказкам. «Гуси - лебеди». «Заюшкина избушка». «Три поросенка».
- Проблемно – игровые ситуации:
«Почему получились разные числа»
«Как Белоснежка считала гномов»
«Который гномик будет вратарём»
«Почему поссорились Том и Джерри»
«Как Том и Джерри играли в числа»
«Сказка о натуральном ряде» (игра драматизация)
«Измерь дорожки шагами»
«Где живёт точка»
«Самая короткая линия, которая соединяет точки»
«Как соединяются точки по порядку при помощи отрезков?»
«Угадай сколько отрезков»
- Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений.
- Упражнения по мультимедийной презентации «Путешествие по сказке».
Речевое развитие - Творческое рассказывание детей о своих достижениях.
- Заучивание стихотворения С. Маршак «Веселый счет».
- Заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
- Знакомство с пословицами, загадками о цифрах.
- Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе»
- Чтение математических сказок (авт. М. Ю. Стожарова) «Яблоко», «Теремок», «Приключения Маши и Васи в стране Геометрии», «Сказка о том как Круг и Квадрат отправились в поход», «Когда это бывает».
Познавательное развитие - Дидактические игры, настольно-печатные, развивающие.
- Индивидуальная и подгрупповая работа по РЭМП над заданиями, построенными на занимательных сказочных сюжетах, включающие игровой момент.
- Познавательное занятие по РЭМП:
«Путешествие в цветочный город»
«Цветик – семицветик»
- Математический КВН «Математика - страна чудес»
Художественно-эстетическое развитие - Участие в конкурсе совместных работ детей и родителей на тему: «Жители страны (Математики)»
- Продуктивная деятельность. Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур».
- Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку»
Физическое развитие - Проведение : динамических пауз, физ. минуток, подвижных игр.
Организация предметно - пространственной развивающей среды - Пополнение развивающих зон настольно-печатными играми, развивающими и дидактическими по РЭМП.
Взаимодействие с родителями - Консультации для родителей: «Почему сказочный мир, так интересен ребёнку», «Сказка как средство обучения», «Сказки для занятий с детьми в семье», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
- Рекомендация для родителей «Чтение сказок с проблемными ситуациями».
- Подборка сказок для занятия с детьми в семье, и задания, построенные на сюжетах сказок : «Помоги Незнайке найти дорогу», «Догадайся сам», «Женькины игры», «Как Инна учила брата», «Как Топ учился математике», «В гостях у гнома часовщик, или история о том, как не опоздать в школу».
3 этап. Заключительный
Цель: Обобщить полученные детьми с ОНР знания по РЭМП.
• Итоговый обзор знаний.
• Сбор и обработка методических и практических материалов.
• Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами.
• Обобщение материалов проекта. Презентация проекта «Математические сказки как средство развития мышления старших дошкольников с ОНР»
Итог проекта :
• Положительная динамика роста математического развития детей с ОНР по результатам итогового среза знаний.
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
• Развивается объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
• Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
• Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в РЭМП у детей.
• Учатся переносить усвоенные математические знания в новые жизненные ситуации.
Презентация проекта
- Выставка «Математические сказки для дошкольников»
- Математический КВН.