Елена Зоркина
Проект «Масленица широкая» в группе раннего развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя с 11.03. по 15.03.2024).
Участники: воспитатель группы раннего развития «Непоседы» Зоркина Елена
Валентиновна, дети и родители группы раннего развития «Непоседы»,
музыкальный руководитель Кочина Елена Евгеньевна.
Публикация «Проект „Масленица широкая“ в группе раннего развития» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Россия богата своими традициями, народными праздниками. Одним из таких является большое народное гуляние «Масленица». Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу «Приобщения детей до школьного возраста к истокам русской культуры». Детям это дает возможность понять всю широту этого праздника.
Цель: формирование у детей первичных представлений о празднике, его традициях
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о русском обрядовом
празднике «Масленица». Познакомить с различными жанрами устного и
музыкального творчества. Знать и уметь играть в народные игры. Воспитывать
любовь к культуре. Пробудить интерес к фольклорным произведениям.
Развивающие : развивать коммуникативные способности память, внимание,
мышление. Развивать интерес к русским народным традициям и художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение
замечать красоту весенней природы. Воспитывать любознательность и
эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие».
1 Этап. Проектной деятельности.
Подготовительный. Составление плана работы над проектом. Определение
актуальности. Изучение литературы по теме проекта. Подбор иллюстраций и
предметов декоративно-прикладного искусства русской культуры. Разработка
конспекта. Подготовка дидактических игр. НОД (согласно перспективному
планированию). Самостоятельная деятельность. Совместная деятельность
родителей и детей.
2 Этап. Практический.
Познавательное развитие.
Цель:Познакомить детей с окружающим миром «Масленица широкая».
Познакомить детей с народным праздником. Воспитывать интерес к традициям
русского народа.
НОД Беседа: Масленица, как она празднуется. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление куклы «Масленица». Дидактическая игра «Волшебный
мешочек». ( Учить узнавать предметы по внешнему виду: название, цвет, форма. Закреплять понятие один, много. Выделять много, один). Дидактические игры для развития мелкой моторики с помощью пуговиц (сделанные воспитателем).
Речевое развитие :
Цель: познакомить детей с произведениями русского фольклора, рассматривание иллюстраций, проговаривание, что изображено на картинке. Развивать речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
Чтение потешек: «Села птичка», «Мы печем оладушки». Словесная игра «Ладушки-оладушки». Загадки о блинах. Пальчиковая игра «Я пеку».
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества. Продолжать развивать организаторские способности. Умение создать игровую среду. Сюжетно- ролевая игра «Испечем оладушки для бабушки». Дидактические игры: «Расставь матрешки по росту», «Собери пирамидку».
Физическое развитие :
Цель: обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его
использовать. Организовывать подвижные игры. Пальчиковая игра «Репка».
Подвижные игры: «Дорожка из обручей», «По мостику». Развлечение на свежем воздухе «Испечем блины» - народная игра забава: ношение блинов на детской сковородке.
Художественно-эстетическое развитие :
Цель: развивать любознательный интерес к овладению способами познания,
воспитать в детях самостоятельность, использовать готовый спектр материалов и приемов оформления.
Праздник-развлечение «Масленица» с музыкальным руководителем.
Цель: приобщать детей к русским традициям, к родной культуре.
Предварительная работа: знакомства с русским народным фольклором
(пословицы, потешки, заклички). Знакомства с русскими народными играми.
Оборудование: русские народные сарафаны, большие Павловские платки,
деревянные ложки, куклы масленицы, сделанные своими руками, воспитателем и родителями с детьми. Птичка, карусель с разноцветными лентами, блины, сделанные и нарисованные воспитателем и детьми.
Ход праздника: дети повторяют за воспитателем стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку, мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку!»
Хороводная игра «Колпачок». Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга, остальные, играющие ходят вокруг него, взявшись за руки и поют.
Игра с птичкой: Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко. Посиди не улетай. С нами, птичка, поиграй.
Музыкально – ритмическая игра «Танец с ложками».
Хороводная игра в русских с куклами «Масленица» и блинами под песню «Блин золотой».
Игра «Карусель». В центре стоит педагог и вращает обруч (к нему привязываются ленты) со словами известной песенки: «Еле, еле, еле, еле закружились карусели, а потом, потом, потом. Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».
Совместная деятельность родителей и детей «Мастерим Масленицу» -
изготовление тряпичных «Масленица»
НОД-рисование «Блины», НОД – Лепка «Блинчики».
3 этап Заключительный
1. Изготовление тряпичных масленица
2. Выставка детского творчества
3. Проведение праздника-развлечения «Масленица»
4. Выставка масленица, изготовленных детьми вместе с родителями
Результат проектной деятельности
В ходе реализации данного проекта дети группы раннего развития «Непоседы»
получили начальное представление о народном празднике «Маслинице».
Познакомились с различными формами народного фольклора. Активно
взаимодействовали со сверстниками в процессе игровой и продуктивной
деятельности. Родители активно включились в образовательный процесс ДОУ. Все получили положительные эмоции и хорошее настроение.