Анастасия Крапоткина
Проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Масленица»
Воспитатель: Крапоткина А. С., МБДОУ №328, г. Красноярск
Актуальность.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Публикация «Проект „Масленица“» размещена в разделах
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.
Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Продукт проекта :
Праздничное мероприятие «Масленица!»
Цель:
Познакомить детей с традиционными праздниками, развивать чувство любви к своей Родине;
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица», 2. Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 2. Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
3. Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений
Развивающие:
1. Обогащать детей знания о традициях русского народа
2. Развивать в детях любовь к традициям русского народа.
3. Развивать понимание названия праздника.
3. Обогащать духовный мир детей.
Тип проекта :
• по числу учащихся – групповой;
• по предметным областям – межпредметный;
• по продолжительности – краткосрочный;
Участники проекта :
• Воспитанники 2 младшей группы «Аленький цветочек» ДОУ
• Воспитатели 2 младшей группы «Аленький цветочек»
• Родители детей группы «Аленький цветочек» ДОУ
Автор проекта :
воспитатель ДОУ
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса к родной истории.
Планирование работы по проекту :
День недели Совместная деятельность В=Д Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
НОД Режимные моменты
Понедельник
«Встреча»
Познание «Что за праздник, масленица?». Цель: Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Утро. Беседа «Как отмечать Масленицу»; Разучивание масленичных закличек; Хоровод «Едет Масленица» р. н. мелодия
Прогулка. Наблюдение за снегом; Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря»; Катание на ледянках
Вечер. Кукольный театр «Петрушечные комедии»; загадки о весне и зиме Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний.
Консультация для родителей о масленичной неделе.
Вторник
«Заигрыш» Аппликация «Платок». Цель: Развивать составлять аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Утро. Русские народные игры «Горелки», «Почта»; Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р. н. мелодия; Прогулка. - Подвижные игры: «Ручеек», «Перетягивание каната», «Снежный тир»; Катание с горки.
Вечер. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
Разучивание пальчиковых игр.
С\ Р игра: «Оденем куклу на праздник масленицы». Разучивание стихов и потешек дома с детьми.
Среда
«Лакомка» Коммуникация «Заклички». Цель: Продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, развивать у детей память в запоминании закличек и использовать в жизненных случаях, воспитывать любовь к родному краю. Утро. Знакомство со значением и символикой блинов Слушание песни «Песня блинам»;
Прогулка. Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси»;
Вечер. Знакомство с гостеприимством. Чаепитие с блинами. Пластилин для самостоятельной лепки блинов. С\ Р игра: «Гостеприимство» Подготовка к чаепитию, оформление стола.
Четверг
«Разгуляй» ФЦКМ «Приходи, масленица!». Цель: Развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран;
воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.
Утро. Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р. н. мелодия; Игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»; Прогулка. Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»; Конкурс рисунков на снегу.
Вечер. Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц.
Самостоятельная активная деятельность под музыку. Памятка для родителей: «Масленица»
Пятница
«Посиделки» Рисование «Масленица». Цель: Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Совершенствовать навыки рисования карандашом.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа. Утро. Разучивание стих-я «Про Масленицу»;
Слушание песни «Как на Маслянской неделе». Прогулка. Праздничное мероприятие «Масленица!»
Вечер. ТСО: мультфильм «Смешарики. Масленица» Самостоятельное рисование по замыслу (впечатление о празднике). Участие родителей в праздничном мероприятии «Масленица!»
Рефлексия
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где это можно узнать?
-Есть праздник «Масленица» (Андрей А.)
-Когда празднуется этот праздник (Илья М.)
-Сжигают чучело масленицы (Дима Ц.)
-Символы масленицы (Матвей К.) -Сколько дней народ празднует масленицу? (Вика Б.)
-Как ещё в народе называли масленицу? (Виолетта М.)
-Для чего сжигают масленицу? (Беатриса К.)
-Что символизирует блин? (Алина К.) -Спросить у воспитателя, родителей (Беатриса К.)
-Смотреть передачи по телевизору (Тимофей)
-Читать в книгах о народных праздниках (Ника К.)
-Посмотреть в Интернете (Савелий)
Стартовая диагностика.
Ф. И. ребенка Праздник который провожает зиму встречает весну. Символы масленицы. Что символизирует блин? Сколько дней празднуется масленица?
Высокий 0% 0% 0% 0%
Средний 66% 60% 13% 60%
Низкий 34% 40% 87% 40%
В результате проведения мониторинга знания дошкольников по данной теме соответствуют следующим уровням развития: средний уровень –50%, низкий – 50%, высокий уровень отсутствует.
Заключение
Благодаря внедрению проекта в воспитательно-образовательный процесс дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Ребята узнали о традициях, методах проведения праздника через непосредственное их участие в нём, получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Достигнутые результаты:
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М. : «Школьная Пресса», 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г.
Интернет-источники:
1. Режим доступа: https://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
2. Режим доступа: https://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621