Ризида Шангареева
Проект «Малыши-крепыши» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 26 «Почемучка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Паспорт
адаптационно-оздоровительного проекта по плаванию
«Малыши - крепыши»
Выполнила: Шангареева Р. В.
инструктор по физической культуре
(обучение плаванию,
высшей квалификационной категории
Темочки:
Участники проекта : воспитанники младших групп, воспитатели, педагоги, родители
Возраст детей : 3-4года
Направление: физическое
Продолжительность проекта : долгосрочный
Тип проекта : адаптационно-оздоровительный
Идея проекта : детское плавание – очень модная в последнее время тенденция среди современных родителей. При выборе детского сада решающим фактором в пользу дошкольного учреждения становится именно наличие в нем бассейна. Главное – здоровье ребенка, в формировании которого детское плавание играет большую роль. И самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, положительными эмоциями.
Актуальность: Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. Дошкольный возраст, как известно, является самым благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. Но сегодня родители, к сожалению, больше внимания уделяют умственному развитию детей, не проявляют должной заботы о физическом развитии.
Важной формой оздоровительной работы является плавание.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, которые способствуют оздоровлению, закаливанию детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Особенность плавания от физической культуры состоит в том, что тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, так как вода успокаивает и приносит ребенку радость - улучшается его эмоциональная среда, брызги и волны оказывают своеобразный массаж для тела.
Очень важно, чтобы первые впечатления ребёнка от знакомства со свойствами воды были положительными. Умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь и является тем навыком, который необходим человеку в самых разнообразных ситуациях.
Но, к сожалению, не всем детям общение с водой доставляет радость. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затруднённость дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной. Большинство детей, которые впервые сталкиваются с большой массой воды, пугаются и ни за что не хотят входить в воду. Это не случайность – дети переживают «эмоциональный стресс». Важная задача – не напугать малыша и вводить его в «водный мир» плавно и постепенно.
Проблема создание проекта : как и с помощью чего сделать посещение бассейна безбоязненным для детей младших групп?
Цель проекта : способствовать адаптации детей к занятиям в бассейне через взаимодействие с родителями и воспитателем.
Задачи проекта :
1. Адаптировать детей к водному пространству:
-познакомить со свойствами воды (мокрая, прохладная, ласковая и пр.);
-учить не бояться входить в воду и выходить из воды, свободно передвигаться в водном пространстве;
-учить задерживать дыхание на вдохе, выполнять лежание на поверхности воды с помощью взрослого и подручных средств.
2. Приобщать детей к плаванию :
-учить скользить с надувным кругом;
-формировать попеременное движение ног (способом кроль).
3. Формировать гигиенические навыки:
-самостоятельно раздеваться и одеваться в определённой последовательности; мыться под душем; насухо вытираться при помощи взрослого;
4. Учить правилам поведения в воде:
-спускаться в воду друг за другом с поддержкой взрослого и самостоятельно; не толкаться и не торопить впереди идущего; слушать и выполнять все указания инструктора.
5. Способствовать воспитанию морально – волевых качеств (смелость, настойчивость).
Ожидаемый результат:
1) сокращение сроков адаптации за счет игровых упражнений и игр, и положительного настроя воспитанников.
2) Уметь не бояться входить в воду и выходить из воды, свободно передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.
3) Уметь задерживать дыхание на вдохе, выполнять лежание на поверхности воды с помощью взрослого и подручных средств
4) Уметь скользить с надувным кругом, выполнять попеременное движение ног (способом кроль).
5) Уметь раздеваться и одеваться, мыться под душем и насухо вытираться при помощи взрослого.
6) Знать правила поведения в воде и на суше.
7) Способствовать воспитанию смелости, настойчивости и решительности.
План реализации проекта :
1. Консультация для родителей.
2. Анкетирование родителей.
3. ООД.
4. Развлечения.
5. Презентация.
Адаптация к занятиям плаванием включает три этапа:
- подготовительный;
- основной;
- итоговый.
На подготовительном этапе малышам, совместно с воспитателями, предлагаем знакомые потешки, сказки, стихи: «Водичка, водичка умой моё личико», " Дождик, дождик пуще", «Мойдодыр», «Кораблик» — помогающие настроиться на радостные водные процедуры, полюбить воду, преодолеть страх и боязнь и чувствовать себя в ней уверенно. Чтобы иметь представление о бассейне, воспитатель приводит малышей на экскурсию, в процессе которой знакомим их с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Приглашаем посетить занятия в старших группах. Дети видят положительные эмоции занимающихся в бассейне, таким образом, снимается напряжённость, появляется желание самим попробовать. Проводим анкетирование родителей и консультации с ними по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни и адаптации.
Основной этап адаптации, практический, состоит из нескольких частей: привыкание, освоение воды, освоение умениями.
Привыкание к воде происходит через приспособление к её свойствам. Повышают активность ребёнка в период адаптации к новой среде такие игры, как «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», " Лодочки плывут", различные варианты ходьбы, бега, и прыжков.
Полученный в процессе привыкания к воде опыт используется для того, чтобы постепенно освоить водную среду. Дети должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений. На первых занятиях особое внимание уделяю равновесию в воде. Восстанавливать его приходиться после каждого прыжка, погружения или упражнения.
Успешное овладение плавательными навыками осуществляю через ролевые игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, так как страх перед водой у них закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают при выполнении упражнений «Рыбки в воде», «Уточки моют носик», и т. д. Ролевые игры дают возможность раскрепоститься и создают положительный настрой. И обязательно не забываю подбадривать малыша, это придаёт ему уверенности для выполнения более сложных заданий.
Итоговый этап адаптации направлен на закрепление и совершенствование навыков передвижения в воде, на приобретение большей самостоятельности, активности, уверенности. Индивидуальные упражнения сочетают с коллективными играми и упражнениями: «Найди себе пару», «Лодочки плывут.
Чтобы игры и занятия на воде проходили результативно, стараюсь:
- создать атмосферу спокойствия и доброжелательности;
- создать в бассейне радостную привлекательную обстановку, с красочными атрибутами и игрушками;
- использовать ритуал приветствия и прощания с водичкой;
- включать все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки.
При проведении занятий по плаванию с детьми раннего возраста я придерживаюсь определенных правил:
- Превращать в игру все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и на воде;
- Нельзя принуждать детей. Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без принуждения.
- Занятие строится на полном доверии ребенка к взрослому. Совершенно недопустимо подталкивать малыша в воду или внезапно устранять поддержку.
- Презентация проекта «Малыши-крепыши».
Работа с родителями:
В родительских уголках размещена информация: «Как подготовить ребёнка к бассейну», консультация «Адаптация детей раннего возраста на занятиях по плаванию», рекомендации о посещении занятий в бассейне; о необходимости специальной формы (купальных принадлежностях, халат, обувь) и гигиенических принадлежностей для занятий плаванием (мочалка, мыло, полотенце). Проведено анкетирование родителей.
Работа с воспитателем:
Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию в бассейне дает предварительная работа воспитателя с детьми: беседы, разучивание потешек, стихов.
С родителями: беседы о регулярном посещении занятий в бассейне и отсутствии пропусков занятий без уважительных причин.
Выделяют 3 степени адаптации:
- лёгкая
- средняя
- тяжёлая.
Лё гкая: ребёнок не боится воды; с удовольствием идёт на занятие; активен; быстро заходит в воду; посещает все занятия.
Средняя: ребёнок проявляет слабую активность; испытывает лёгкую тревожность, заходит в воду не сразу; редко пропускает занятия по болезни.
Тяжё лая: ребёнок боится воды; отказывается от занятий; проявляет невротические реакции; неактивен, медленно заходит в воду; часто пропускает занятия по болезни.
Успешно прошедшим адаптацию считается ребёнок, который после 10 занятий с желанием идёт на плавание, охотно выполняет все упражнения, свободно передвигается в воде.
К концу года дети должны уметь:
- Погружать лицо и голову в воду.
- Ходить вперед и назад в воде с помощью рук.
- Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
- Пытаться выполнять упражнение «Крокодильчик».
- Дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду.
- Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде.
- Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди, держась руками за поручни и в нарукавниках и надувных кругах.
- Учить простейшим плавательным движениям ног
Конечным результатом является сформированность основных физических качеств и потребность в двигательной активности, самостоятельность в выполнении доступных возрасту гигиенических процедур, элементарные правила здорового образа жизни.
Результаты проекта
Данный проект способствовал освоению детьми гигиенических навыков, адаптации детей к занятиям в бассейне. Проделанная работа у детей сформировала понятие, что вода закаляет организм.
Дети преодолели страх перед водой, начали уверенно чувствовать себя в бассейне. Огромная радость и счастье светятся в их глазах. Они начинают понимать, что преодолели свой страх; стали сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Научились: погружаться в воду, открывать в ней глаза, задерживать дыхание под водой, подныривать, выполнять выдох в воду с погружением лица, головы, лежать на воде (на груди и спине, держась руками за поручни, в нарукавниках и без них).
У воспитанников появилось желание заниматься плаванием, выполнять более сложные задания. Также дети получили знания о стилях плавания, о правильном поведении в бассейне.
Список литературы
1. Осокина Т. Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М. : Просвещение, 2001. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. Маханева М. Д., Баранова Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64с. - (Синяя птица).
3. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Здоровый малыш).
4. Плавание: лечение и спорт. Н. Н. Кардамонова. Феникс, 2ч.
5. Маленький дельфин. И. А. Большаков. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Изд-во Аркти-Москва – 2005г.
6. Плавание и здоровье малыша М. Г. Соколова. Феникс, Ростов на Дону – 2007г.
7. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03.
8. Игры и развлечения на воде / Авторы-сост. Л. В. Мартынова, т. н. Попкова – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
9. Обучения в детском саду Воронова / – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.