Татьяна Билодед
Проект «Маленькому ребенку-большие права»
Актуальность:
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
Публикация «Проект „Маленькому ребенку-большие права“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т. д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т. д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Цель проекта :
Формирование у детей основ социально- правового сознания.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с собственными правами : на имя, на семью, на отдых, на игру, на жилье;
2. Развивать наблюдательность, нравственные представления;
3. Воспитывать в детях чувство сопереживания, доброту, отзывчивость, внимание друг к другу, любовь к близким.
Этапы проекта
• Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.
• Второй этап. Организационно-практический
• Третий этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
• Итоговый этап - подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.
Вид проекта :
Индивидуальный, практико-ориентированный.
.
Время реализации проекта :
1 неделя
Участники проекта :
Воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий : закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
8. Создать картотеку игр правового содержания.
Содержание работы по проекту
Работа с детьми:
1. Беседы с детьми:
«Моя семья, Право знать своих родителей и право на их заботу», «Право на имя».
2. Сюжетно-ролевая игра: «Дружная семья».
3. Словесные игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
-«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»
«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»
4. Дидактическое игры: «Дружная семейка», «Назови по имени»
5. Подвижные игры:
«Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».
6. Чтение художественной литературы:
-К. Чуковский «Доктор Айболит»
- К. Чуковский «Федорино горе»
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»
- А. Толстой «Золотой ключик»
7. Физкультминутки.
8. Рисование: «Моя семья».
Работа с родителями:
Оформление уголка для родителей :
-«Я человек и я имею право!»
-Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.
Беседы:«Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье».
Анкетирование «Какой вы родитель?
Работа с педагогами:
1. Презентация проекта «Маленькому ребенку –большие права».
2. Конспекты бесед, рисования.
3. Физкультминутки
Методы исследования:
-сбор информации;
-беседы;
-наблюдения;
-анализ.
Интегрируемые виды деятельности:
-коммуникация;
-чтение художественной литературы;
-творческая (лепка, рисование, аппликация);
-игровая;
-познавательно-исследовательская.
Список литературы:
1.. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
2. Доронова Т. Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка : координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М. : Просвещение, 2006.
3. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я –ребенок, и я имею право. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
4. Имя вашего ребенка. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007 4. Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2014.
5. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5629-proekt-malenkim-detyam-bolshie-prava.html