Наталья Булатова
Проект «Маленькие волонтёры ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект информационный, игровой, познавательный, творческий с применением педагогической технологии «Дети - волонтёры».
По количеству детей: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители, ученики 1 класса СОШ.
Публикация «Проект „Маленькие волонтёры ПДД“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Новизна данного проекта состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Цель проекта :
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Ключевые задачи проекта :
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
2. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
4. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
5. Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса;
6. Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность:
У детей подготовительной к школе группы начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Ожидаемый результат проекта :
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Спроектированная система волонтерского движения в МБДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта :
Первый этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, разработка проекта, программы волонтерской деятельности, положения о деятельности волонтерского отряда в ДОУ.
Второй этап практический: методическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами ДОУ, родителями, внедрение программы волонтерского движения в воспитательный процесс ДОУ.
Третий этап обобщающий: итоговые мероприятия, итоговая диагностика, оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения.
Этап 1 - Аналитико-диагностический.
Воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самостоятельности, гармоничному взаимодействию с другими людьми, стало целью волонтёрской деятельности в нашем дошкольном учреждении, а её реализация осуществляется через решение задач:
- сформировать отряд волонтерского движения «Дети - детям» с привлечением учеников 1 класса, родителей и систематизировать его работу;
- мотивировать детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников.
На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей, диагностирование старших дошкольников при помощи методики Р. В. Овчаровой на определение уровня сформированности «коммуникативных способностей и организаторских склонностей».
Набралась группа детей старшего дошкольного возраста, которые добровольно пожелали стать волонтерами. С ними проводились игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей «Ладонь в ладонь», «Липучка», «Снежный ком» и др.
Волонтерское движение выступает в нашем детском саду в качестве ведущего метода профилактики детского дорожно-транспортного травматизма среди детей всех возрастных групп.
Волонтёры — дети подготовительной группы и выпускники детского сада 2017 года (в настоящее время – первоклассники) подготовили для детей помладше агитационное движение «Правила дорожного движения должен знать каждый ребёнок».
Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, за основу обучения была взята Парциальная программа «Мы - будущие волонтеры»Н. Е. Красули, Н. В. Макарычевой по приобщению детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки и проведена консультация для педагогов по их применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2 этап – практический.
Основные направления и формы работы с педагогами:
Беседы
Консультации
Анкетирование
Открытые просмотры
Деловые игры
Круглые столы
Семинары-практикумы
Педагогические советы
Повышение профессионального мастерства.
Основные направления и формы работы с детьми:
Создание атрибутов к играм
Чтение художественной литературы
Праздники и развлечения
Целенаправленные занятия
Проведение тематической недели
Целевые прогулки и экскурсии
Посещение СОШ, проведение совместных мероприятий с учениками СОШ
Встречи с сотрудниками ГИБДД.
Работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается
НОД: «Каждый человек имеет право на помощь и
поддержку», «Волонтёр как помощник и как защитник».
Игры: «Садовники и цветы», «Волшебное сердечко», «Солнышко милосердия».
Чтение и анализ сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
Беседа на тему: «Равнодушный человек».
Участи в акции «Озеленим наш детский сад».
Проигрывание проблемных ситуаций «Всегда на помощь мы придем».
Упражнения: «Мудрец», «Как бы ты поступил?»
Беседа на тему: «Когда нужно помочь другим».
Выставка семейных рисунков «Доброта спасет мир».
Изготовление игровых пособий для детей младшей группы.
Ремонт книг для детей средней группы.
Помощь в наведении порядка на территории детского сада.
Досуг: «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и милосердным быть».
Оказание помощи малышам в одевании на прогулку, уборке игрушек. Игры с младшими детьми.
Праздник «Посвящение в волонтеры».
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов:
- Обсуждение разных точек зрения.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Тренинговые игровые упражнения и задания.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
Посещая детей, младших по возрасту, дети-волонтеры проводили беседы, занятия, игры, театрализованные представления. Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает, не хочет общаться) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Во время непосредственно-образовательной деятельности организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, использовали творческие работы.
Важным фактором является просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, оказание им методической и консультативной помощи. Была организована деятельность по обучению, методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. С этой целью с педагогами проводила семинары, консультации.
По возможности, дети-волонтеры старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке.
Во второй половине дня – оказание помощи в заправке кроватей, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в мытье игрушек.
Третий этап обобщающий:
1 Викторина «Знатоки дорожной науки». Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.
2 Театральное представление для детей ясельной группы «Торопливые зверята» В доступной для малышей форме рассказать об опасностях, которые могут случиться с ними на дороге.
3 Подвижные игры по ПДД с детьми средней группы Помочь детям средней группы закрепить знание сигналов светофора; развивать внимание, быстроту реакции; умение играть в коллективе.
4 Настольные и дидактические игры с детьми старшей группы Помочь детям старшей группы закрепить знания по правилам дорожного движения в занимательной форме и совершенствовать навыки правильного поведения на улице.
Квест-игра «В Стране дорожных знаков» с учениками 1 класса СОШ
Цель: Развивать мышление, внимание, память, речевую активность, закрепить и систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, современной, доступной для детей форме
Результативность проекта :
итоговая диагностика, оценка результатов, итоговые мероприятия, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения.
Для выявления уровня знаний и умений детей воспитателями было проведено итоговое обследование детей по разделу «Знакомим дошкольников с ПДД».
Получены положительные результаты от применения технологии - волонтёрство :
- дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, то есть развивать коммуникативную компетентность;
- волонтёры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь;
- дошкольники проявляют инициативу, у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству;
- педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысили свою педагогическую компетентность.
Анализируя опыт применения технологии - волонтерство, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта.
Опыт работы в этом направлении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения.
Волонтёрское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к «взрослости» интересным, доступным, занимательным.