Иванова Светлана Александровна
Проект «Маленькие исследователи» для воспитанников 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Основным методом деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр - опытов.
Публикация «Проект „Маленькие исследователи“ для воспитанников 2–3 лет» размещена в разделах
Направленность: проект направлен на формирование знаний детей о живой и не живой природе; создание условий для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Добывать знания самим с помощью игровых методов, опытно-экспериментальной деятельности и исследования.
Проблема: у детей младшего дошкольного возраста отсутствуют знания о живой и неживой природе.
Цель: Создание условий для формирования знаний у детей младшего дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Сформировать представления детей о свойствах и значении воды, песка, бумаги, камней, мела, света и ткани в жизни человека.
- Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- Учить детей раннего возраста выполнять простейшие опыты, выполняя последовательно указания воспитателя;
- Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе, делать простейшие обобщения.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
4. Воспитывать дружеские отношения во время совместной деятельности.
Вид проекта : групповой
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный, с сентября 2023г. по май 2024г.
Участники проекта : дети первой младшей группы (2 -3 года, воспитатель, родители.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы элементарные представления детей о свойствах и значении воды, песка, бумаги, камней, мела, света и ткани в жизни человека.
- Умеют выполнять простейшие опыты, выполняя последовательно указания воспитателя;
- Развита познавательная активность детей в процессе экспериментирования.
- Сформированы дружеские отношения во время совместной деятельности.
- Обогатилась предметно – развивающая среда в группе (наглядные пособия для игровой и продуктивной деятельности).
- Пополнилась научно – методологическая база по данному направлению работы (картотека дидактических игр, картотека опытно - экспериментальной деятельности).
Этапы:
1. Подготовительный.
Формулирование проблемы;
Определение актуальности, цели и задач;
Подбор методической литературы;
Подбор опытов по данному возрасту;
Подбор оборудования для проведения опытов.
2. Основной.
Организация предметно-развивающей среды;
Проведение опытов в группе;
3. Заключительный.
Познавательно-игровое развлечение
«Путешествие в мир опытов»
Ресурсы: игровой материал, дидактический материал, оборудование для опытно – экспериментальной деятельности, художественная литература, интернет – ресурсы.
Виды деятельности:
опытно – экспериментальная деятельность;
беседы, наблюдения, чтение художественной литературы;
продуктивная деятельность, дидактические игры.
План реализации проекта с воспитанниками
Сентябрь
ВОДА
1 Презентация
«Что мы знаем о воде».
Рассматривание, беседа Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека. 1 неделя
2 Аппликация «Рыбки плавают» Формировать представления детей о свойствах и значении воды водных обитателей, продолжать развивать у детей знания о воде. 2 неделя
3 Беседа «Как растения пьют воду»
«Всем нужна вода»
Наблюдение, эксперимент Формировать представления детей о значении воды в жизни растений.
Наблюдение за тем, что происходит с растением без воды, с водой.
3 неделя
4 Опыт «Почему вода прозрачная»
Выявить свойства воды (прозрачная).
Формировать элементарные представления детей о воде, её свойствах и качествах.
4 неделя
Октябрь
1 Опыт «Что растворяется в воде?»
Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества (песок, камни, сахар, краски) 1 неделя
2 Наблюдение и опыт
«У воды нет запаха»
Выявить свойства воды (текучая, без запаха) 2 неделя
3 Опыт «Как вода меняет цвет?»
Дать представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ (глина, краски)
3 неделя
4 Игровая ситуация «Чем собрать воду?»
эксперимент Дать представления о том, что воду можно собрать различными предметами (Губка, пипетка, резиновая груша, салфетка) 4 неделя
Ноябрь
1 Опыт «Плавает, тонет».
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
1 неделя
2 Опыт «Какой вкус у воды?»
Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. 2 неделя
3 Эксперимент «Во что превращается лёд?»
Показать детям, что лёд в тепле тает и становятся водой.
3 неделя
4 Исследование «Снег. Какой он?»
Познакомить со свойствами снега (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
4 неделя
Декабрь
ПЕСОК
1 Презентация
«Песок в жизни
человека» Познакомить со свойством песка и его применением людьми.
1 неделя
2 Эксперимент «Песок теплый и холодный» Дать представление о разном температурном режиме песка. 2 неделя
3 Опыт «Какой бывает песок. Как движется песок?»
Познакомить детей со свойствами песка (сухой, мокрый).
(сухой песок может сыпаться с разной скоростью - быстро и медленно). 3 неделя
4 Опыт «Какие следы остаются на влажном песке?»
Расширять представления детей о свойстве влажного песка оставлять следы и отпечатки. Развивать умение делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигуры. 4 неделя
Январь
1 Опыт «Как отличить глину от песка»
Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). 1 неделя
2 Эксперимент «Почему песок можно сдуть?»
Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого песка сдуваться в разные стороны. 2 неделя
3 «Как отделить песок?»
Опыт с песком и ситом.
Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. 3 неделя
4 Эксперимент «Как рисовать песком?»
Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. 4 неделя
ФЕВРАЛЬ
БУМАГА
1 Презентация
Беседа «Волшебная бумага»
Исследование
«Какая бывает бумага?» Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами (бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая)
1 неделя
2 Исследование
«Послушай, как шуршит бумага»
«Сгибание листов бумаги»
«Легко ли рвется бумага?»
«Бумага и вода» Формировать знания о свойствах бумаги дать представление о том, что бумага может шуршать, рваться, сгибаться, намокать, тонуть. 2 неделя
3 Исследование «Видно ли сквозь бумагу?»
«Рисуем на бумаге»
«Склеивание бумаги» Продолжать формировать знания о бумаге (бумага не прозрачная, на бумаге можно рисовать, бумагу можно склеивать)
3 неделя
4 Опыт с бумагой, красками, водой «Волшебные краски»
Продолжать знакомство детей со свойствами бумаги. 4 неделя
Март
КАМНИ
1 Презентация
«Какие бывают камни?»
Выявить с детьми новое свойство камней (гладкость и шероховатость, большие - маленькие, твёрдый, из него нельзя лепить, от него нельзя отломить кусочек, разного цвета, формы). 1 неделя
2 Опыт «Почему камешки тонут в воде?» Формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. 2 неделя
3 Опыт Что плавает? Что тонет?
Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет» 3 неделя
4 Игровая ситуация «Умоем куклу Катю»
Исследование «Как образуются мыльные пузыри?»
Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри.
4 неделя
Апрель
ЖИВАЯ ПРИРОДА
1 Исследование «Веточка березы»
Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
Показать значение воды в жизни растений. 1 неделя
2 «Посадка лука»
Наблюдение,
эксперимент Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
2 неделя
3 Беседа «Уход за растениями»
Исследование «Пересаживание комнатных растений»
Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, пересадка. 3 неделя
4 Опыт «Какие следы оставляют фрукты и овощи?» Дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. 4 неделя
Май
1 Опыт «Какими свойствами обладает мел?»
Познакомить детей со свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует) 1 неделя
2 Игра - имитация «Вот какое солнышко» Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир. 2 неделя
3 Презентация
«Знакомство со светом и тенью»
Театр теней
"Откуда берется тень"
Познакомить детей со свойствами света и тени.
Развитие поисковой деятельности и исследовательской активности детей через игру театр теней.
3 неделя
4 Дидактические игры:
«Игры с фонариком.
«Найди тень»
Расширить и закрепить знания детей о свете, посредством дидактических игр «Игры с фонариком»,
«НайПроеди тень» 4 неделя