Наталья Губанцева
Проект «Летний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №23»
Проект :
«Летний калейдоскоп»
Разработчик:
Музыкальный руководитель
Губанцева Н. А.
Ростов, 2018
Информационно – практико - ориентированный проект
«Летний калейдоскоп»
Актуальность.
С природными явлениями дети встречаются каждый день. Природа проходит невидимым фоном мимо них. Обращая внимание сначала на одно, а потом на другое – вот первый шаг родителей и воспитателей к привлечению детей к миру прекрасного.
Публикация «Проект „Летний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Сопоставить увиденное, услышанное в природе с музыкой, поэзией – следующий шаг на пути к искусству. «Какие краски и звуки в летней природе, настроение в музыке и поэзии, какие краски в музыке и поэзии, какие инструменты, передают звуки летней природы?» - вот те вопросы, на которые можно попытаться ответить вместе с ребенком. Нарисовать звуки летней природы на листе бумаги – третий шаг к миру искусства и прекрасного.
Знакомство с различными звуками природы и изображением природы в музыке, поэзии, искусстве расскажет детям много нового и даст толчок познавательной активности в направлении познания окружающего мира. В рамках проекта дети узнают много нового звукового и музыкального материала, что обогатит их багаж знаний и будет способствовать развитию интеллектуального и чувственного познания дошкольников.
Цель проекта :
- расширение представлений воспитанников о летних явлениях природы через творчество поэтов, композиторов, художников и наблюдений этих явлений в природе.
Задачи проекта :
Образовательные:
- учить детей слушать звуки природы, различать разнообразные звуки, присущие разным природным явлениям.
- познакомить детей с музыкой изобразительного и выразительного природного характера.
- познакомить детей с музыкальными инструментами из природного материала, их звучанием и особенностями.
Развивающие:
- развивать наблюдательность,
- развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов,
- развивать фантазию и творческое воображение ребенка,
- формировать у детей предпосылки к поисковой деятельности ;
Воспитательные:
- воспитывать в детях культуру слушания и внимательное отношение к образовательному музыкальному процессу.
- воспитывать интерес к звучащему миру
- побудить родителей к содействию совместного активного наблюдения природы, творческого выражения результатов наблюдений, к созданию примитивных музыкальных инструментов из подручного и природного материала в условиях семьи и детского сада
Тип проекта : коллективный, познавательно - творческий
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители
Длительность проекта : среднесрочный (1 месяц - июль)
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта :
Этапы реализации проекта :
1 этап – мотивационный
2 этап – организационный
3 этап – деятельностный
4 этап - творческий
Этапы работы:
Подготовительный
- выбор темы проекта
- определение цели проекта
- определение задач проекта
Основной (практический)
- выполнение проекта
- сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта
Ресурсы:
Информационные: интернет-ресурсы, художественная литература, энциклопедии для детей, энциклопедическая и справочная литература для педагога, портреты композиторов, поэтов, иллюстрации репродукции картин, иллюстрации к слушанию музыки, фотоматериалы;
Материально-технические: проектор, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр, музыкальные инструменты, инструменты – самоделки, подручный материал для озвучивания летних явлений, мольберт.
Направления исследования
Основные вопросы Направления исследования Продукты проекта
I Летние явления в поэзии.
1. Какие явления бывают летом?
2. Может ли поэт рассказать нам о явлениях летней природы и в чем?
Ответы детей:
гроза, дождь, радуга, град, солнце (восход, закат, ветер, цветение, ветер, молния, пение птиц, звуки насекомых
Да, в стихотворениях. Дополнить ответ детей прочтением стихотворений : «Когда ударит гром» А. Барто, «Летний вечер» В. Приходько, «Жук» Е. Трутнева, «Гроза» И. С. Тургенева
Предложить детям, совместно с родителями найти стихотворения о явлениях летней природы в интернете, книгах, выучить наизусть или подготовить выразительное чтение Совместный подбор стихотворений для разучивания или выразительного чтения (ребенок и родители)
II Звуки летней природы.
1. Какие явления летней природы мы можем с вами слышать?
2. С помощью чего мы еще можем передать звуки летней природы?
3. Какие музыкальные инструменты можно подобрать, чтобы озвучить гром, дождь, шелест листьев, ветер, пение птиц? Отчет детей по результатам семейного задания.
Ответы детей:
Гром, дождь, град, пение птиц, бурление реки, шум моря, насекомых, топот лошадей…
Слушание звуков летней природы в тишине.
Проводится игра «Что звучит?»
Исследовательская деятельность.
Ответы детей:
Голоса, музыкальных инструментов…
Ответы детей:
Барабан, тарелки, низкие звуки рояля, контрабас…; металлофон, колокольчик, треугольник, маракас; флейта, скрипка…
Исследовательская деятельность.
Предложить детям, совместно с родителями:
- нарисовать дома звуки летней природы, которые они услышат на улице во дворе, дома,
- создать примитивные музыкальные инструменты из подручного и природного материала.
Дети выступают публично, декламируют или читают стихотворения о явлениях летней природы, подготовленные совместно с родителями дома Прирост знаний у детей. Развитие речи, обогащение словарного запаса, памяти.
Дети понимают, что мир во круг нас звучащий.
Определяют предмет по издаваемому звуку.
Подбирают предметы, издающие разные звуки свойственные звукам летней природы : шорох листьев – лист бумаги, связка ключей – речка, птицы, шум дождя – лейка, цокот копыт – кубики, палочки)
Дети учатся находить музыкальные инструменты, которые могут изобразить звучание летней природы.
Учатся анализировать, сопоставлять звуки летней природ с о звуками музыкальных инструментов. Развивают музыкального слуха, закрепляют знание о музыкальных инструментов и их звучании.
Появляется интерес к звучащему миру, развивается наблюдательность.
Развивается наблюдательность, изобретательность (при изготовлении различных инструментов и подручного, бросового и природного материала.
III Явления летней природы в живописи
1. Кто еще кроме нас может изобразить, нарисовать звуки летней природы?
IV Явления летней природы в музыке
1. Можем ли мы услышать звуки летней природы в музыке (музыкальных произведениях?
2. Кто сочиняет музыку?
3. Может композитор передать звуки летних явлений в своих произведениях?
А кто может передать, показать, изобразить, исполнить?
4. Какие по характеру эти произведения?
5. Какие инструменты передают звуки дождя?
6. Музыка какого дождя вам понравилась больше?
Отчет детей по результатам, услышанных летних звуков на улице, в собственных рисунках.
Предоставление и показ собственных изготовленных музыкальных инструментов.
Ответы детей: художники.
Детям, совместно с родителями, предлагается сочинить рассказ, сказку, найти репродукцию картин с явлением летней природы, возможно чтение стихотворений и подобрать музыкальные инструменты для озвучивания.
Отчет детей по результатам собственных сочинений, выразительного прочтения стихотворений, показ иллюстраций.
Ответы детей: да
Ответы детей: композиторы
Ответы детей: нет, композитор записывает музыку с помощью нот а передают, исполняют музыканты с помощью музыкальных инструментов, голоса
Дети слушают музыкальные произведения:
«Грустный дождик» Д. Б. Кабалевский,
«Дождик» Г. В. Свиридов.
Ответы детей:
Грустная, печальная, протяжная музыка дождя Д. Кабалевского, напротив быстрая, легкая, веселая музыка дождя Свиридова.
Ответы детей:
Струнные муз. инструменты и фортепиано, рояль.
Ответы детей: грустный дождик, веселый дождик, радостный дождик…
Предложить детям нарисовать грустный и веселый дождик.
Знакомство с танцем «Дождинки»
Предложить индивидуальное задание:
подготовить мини - рассказ о композиторах Антонио Вивальди и Н. А. Римском – Корсакове.
Дети выступают публично с мини рассказами, объясняя услышанные в своих рисунках.
Представляют, музыкальные инструменты из подручного, природного материала, показывают оригинальность звучания, способность к передаче разных звуков летней природы.
Дети знакомятся с репродукцией картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Пробуют озвучить картину с помощью музыкальных инструментов и инструментов – самоделок. Учатся услышать увиденное.
Развивается фантазия, творческое мышление.
Прирост знаний у детей.
Развитие фантазии, памяти, речи, словарного запаса.
Озвучивание стихотворения П. Кагановой «Золотило солнышко» с помощью музыкальных инструментов и инструментов – самоделок.
Дети знакомятся с новыми музыкальными произведениями известных композиторов. Учатся анализировать особенности характера, узнают и называют музыкальные инструменты, передающие разнообразные звуки «разного дождя», настроения.
Личная оценка произведениям.
Передают музыку в рисунке. Делятся впечатлениями своего творчества.
Рассматривают иллюстрации к произведениям.
Дети разучивают танец «Дождинки», учатся с помощью движений передать капли дождя, ливень
Явления летней природы в музыке
1. Какие инструменты мы можем использовать, для того чтобы изобразить гром, молнию, морские волны?
2. Какие музыкальные инструменты в этом произведении
изображают полет шмеля?
VI Явления летней природы + музыка = мультфильм
1. Какие явления летней природы вы увидели в мультфильме «Прогулка»?
2. Какая по характеру музыка дождя и какая по характеру музыка радуги композитора С. С. Прокофьева?
3. А может ли композитор рассказать в песне о явлениях летней природы?
4. Какие вы знаете песни о явлениях летней природы? Выступление с мини-рассказом о композиторе Антонио Вивальди.
Знакомство с новым музыкальным произведением
«Лето» («Гроза - шторм») Антонио Вивальди.
Беседа о характере музыке, передаче летней природы, летних звуков природы : зноя, грозы, молнии, грома, дождя.
Ответы детей:
Барабан, тарелки, самодельные трубы для озвучивания волн, ветра
Подбор музыкальных инструментов для озвучивания картины. Озвучивание по мини – рассказам педагога и детей.
Выступление с мини-рассказом о композиторе
Н. Римском – Корсакове.
Знакомство с новым произведением «Полет шмеля» Н. Римского – Корсакова.
Беседа о характере музыке, передаче звуков насекомого.
Ответы детей:
Струнные (скрипки)
Подбор музыкальных инструментов для озвучивания насекомого.
Разминка.
Предложить индивидуальное задание:
подготовить мини - рассказ о композиторе С. С. Прокофьеве
Выступление с мини-рассказом о композиторе С. С. Прокофьеве.
Знакомство с новым музыкальным произведением «Дождь и радуга» из сборника «Детская музыка» С. С. Прокофьева
Просмотр видео ролика из союзмультфильма «Прогулка» И. Ковалевской.
Ответы детей:
Дождь и радуга
Беседа о характере музыкального произведения, сопоставление музыки с летними явлениями природы.
Беседа о летнем явлении «Радуга».
Ответы детей:
Да.
Про дождик, про солнце…
Знакомство с песней «Семь дорожек» В. Я. Шаинского.
Разучивание песни по мнимой таблице.
Танцевальная разминка. Прирост знаний у детей.
Дети знакомятся с музыкальными произведениями. Продолжают закреплять умение давать характеристику музыкальному произведению. Учатся подбирать музыкальные инструменты и инструменты – самоделки к звукам явлений летней природы, передаваемым в музыкальных произведениях (звуки насекомых, гроза, волны)
Дети под музыку изображают полет шмеля.
Прирост знаний у детей
Рассматривают, слушают союзмультфильм, находят взаимодействие летних явлений, летней природы с музыкой, называют явления, которые отображены с помощью мультипликации и музыки.
Продолжают закреплять умение давать характеристику музыкальному произведению.
Знакомятся с песней «Семь дорожек» В. Я. Шаинского.
Разучивают два куплета, припев.
Дети выполняют разнообразные движения за педагогом под песню «Радуга»
VI I Итоговое мероприятие «Мы любим лето!»
Проведение совместного мероприятия на улице для всех детей детского сада.
Участие детей в организованной деятельности:
-игры и конкурсы («Солнышко и лучики», «Дождь и град», «Град», «Нарисуй радугу»,
-музыкальные загадки, загадки о летних явлениях,
-танцевальная импровизация, исполнение ранее выученных танцев, песен, стихотворений ;
-создание детьми музыкального импровизированного оркестра при озвучивании рассказа «Дети, бегущие от грозы»;
Дети закрепляют знания о явлениях летнего временем года.
Участвуя в разнообразных видах деятельности, дети получают заряд положительных эмоций и хорошее настроение во время проведения праздника.
Закрепляю двигательные умения в условиях эмоционального общения со сверстниками.
Развивают выдержку, ловкость, ориентировку в пространстве.
Воспитывают внимание, целеустремленность, чувство товарищества.
Самые активные дети и родители получают грамоты активного участника проекта.