Анна Иванова
Проект «Летние природные релаксаторы в городе мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Летние природные релаксаторы в городе мастеров»
Вид проекта : развивающий и компенсирующий (познавательно-исследовательский, эмоционально – релаксирующий).
Цель проекта : развитие познавательного интереса, релаксация, стабилизация эмоционального состояния детей.
Задачи проекта :
• Систематизироватьэлементарные знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т. д., об использовании человеком песка (строительство, песочные часы, картины и т. д.)
Публикация «Проект „Летние природные релаксаторы в городе мастеров“» размещена в разделах
• Развитие речи, произвольности, внимания и памяти.
• Развивать мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность.
• Обучить навыкам игротерапии (реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр).
• Обучить детей способам расслабления (релаксации).
• формировать навыки позитивной коммуникации.
Предполагаемый результат: стабилизацияэмоционального состояния детей, снижение уровня агрессии, повышение продуктивных способов взаимодействия.
Оборудование и материалы:
• Песочницы для группового взаимодействия;
• Формочки, ведерки, сито, воронки, лопатки, грабельки, стаканчики и т. д.
• Коллекция игрушек;
• Песочные часы: настольные сувениры, при переворачивании которых пересыпается песок;
• Природные материалы : палочки, ракушки, камушки, перышки.
Предварительная работа:
• Беседы: «Где используют песок – рассказ Гнома», «Строим замки из песка», «Животные и песок», «Песок после дождя и в сухую погоду».
• Наблюдение за детьми в свободной игре.
• Игровая обучающая ситуация «Строим замок из влажного песка», «Лепим пирожки и тортики для любимых мам и бабушек» с элементами декорации.
• Сказкотерапия: сочиняем коллективную сказку.
• Игровая обучающая ситуация «Смелый мишка помогает бельчонку».
Практическая деятельность:
• Элементарная поисковая деятельность (найди на участке интересные камушки, палочки, веточки, листочки и т. д.)
• Опыты: «Просеивание песка через сито», «Куда исчезла вода?» (полив из леек).
• Игровые технологии: «Песчаные бури» (подуй через трубочку, «Норка для мышки» (обучение детей мл. дошкольного возраста строить домики для животных из песка,
«Следы ладошек», рисование палочками, пальчиками на песке.
Задачи и материал для игр с песком
Младшая группа
Задачи
Формирование устойчивого мотива к активной совместной деятельности. Обучение навыкам работы с песком (сухим, мокрым)
Материал: пластиковые ведра, совки, лопатки, воронки, формочки, некрупные игрушки и т. д.
Различный дополнительный материал: дощечки, палочки, трафаретики)
Средняя группа
Задачи: стимулирование самостоятельной деятельности и проявление навыков самоуправления в совместной деятельности (подгруппы из 3-4 человек)
Создание условий для самостоятельной постановки целей, поиска детьми конструктивных решений, исходящих из их собственного опыта, для планирования работы самими ребятами или с помощью взрослых.
Формирования умения объединять постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели (сделать пруд, пляж, построить дом, замок, королевство, посадить парк). Воспитание бережного отношения к результатам труда ( Правила песочной страны: «Здесь нельзя кусаться, драться и нельзя песком бросаться, стран чужих не разорять. Можно строить и чудить, можно много сотворить: горы, реки и моря… Дети поняли меня!»)
Материалы те же, только в большем количестве.
Природные материалы : ветки, корни, ракушки, камушки, перья и т. д.
Игрушки тематические.
Старшие группы
Задачи: продолжение формировать умения объединять постройки общим сюжетом и добиваться конечной цели. Закрепление навыка договариваться для реализации многообразных и интересных сюжетов.
Мелкие игрушки, предназначенные для реализации цели.
Многообразный дополнительный материал: трубочки разного диаметра, кусочки пенопласта, деревяшки, пластмассовые и металлические коробочки, баночки разной формы и размеров, лейки и т. д.
Тематика построек из песка с предполагаемыми действиями детей.
Младшая группа
• Угощение для кукол – сгребать песок в небольшие кучки совком, лопаткой, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в маленькие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения, украшая разными предметами (листочками, цветочками, палочками – свечки, камушками и т. д.)
• Будка для собаки – сгребать песок в кучу, уплотнять и делать углубления совком, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игрушку - собачку, лисенка, мышонка, волчонка в норку и т. д.
• Дорожка – рисование дорожки палочкой на песке, схематично – две линии, или продвигать дощечку, лежащую плашмя, сделать кочку и ямку. Постройку обыграть: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!»
• Формочки – наполнить формочку песком и уплотнять его; опрокинуть, постучать, поднять и мастерить из образовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики.
• Сюжетное строительство – пытаться сооружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики (два пригорка наверх пластину).
• Заборчик – сгребать песок с двух сторон руками, уплотнять его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.
Средняя группа
• Сюжетное строительство – закрепить умения формировать различные детали, сооружать несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать эти постройки. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема (большая, средняя, маленькая).
• Горки –самостоятельно сооружать разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие).
• Дома – строить из песка дома, используя кубические формы, украшать разноцветными окнами.
• Тоннели – рыть тоннели в куче песка. Дети любят это занятие, прорывают тоннели вдвоем с обеих сторон, пока не соединятся внутри кучки их руки.
• «Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
Старшая группа
• Сооружение сложных и крупных построек (с помощью лопатки или дощечки дети вырезают из утрамбованного песка дома, корабли, машины, мебель и т. д.)
• Создание крупных сюжетных построек. Интересно строить высокие дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывать дороги, сооружать бассейны, стадионы, детские сады, деревни.
• Строительство по темам сказок и разыгрывание («Заячья избушка»)
• Рисование на песке песком.
Рисунки на песке из экологических материалов (палочки, камушки)
Солнышко, бревенчатый домик, цветы, небо с озорными облаками.
• Сооружение песочных часов.
• Строительство песочного города.
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильно-кинестетические ощущения - это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее-гладкое, мягкое – твердое и т. д. Эти ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Эти игры используются как в индивидуальной, так и в групповой работе.
«Отпечатки наших рук» - на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Психолог начинает игру, рассказывая детям о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
Дети пробуют рассказать сами, важно отследить, что говорят дети. Чем старше дети, тем более развернутый рассказ. Не беда если дети сначала повторяют слово в слово, накопив свой чувственный опыт, дети научатся передавать свои ощущения и другими словами.
Далее психолог переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по –другому чувствую шероховатость песка, по-моему он стал холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе? Если у детей появились сходные ощущения, обсуждаются возможные дальнейшие действия, направленные на от, чтобы их изменить.
Игротека «Волшебные ладошки» :
• «Поскользи» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, как змейка, санки и др.)
• Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
• Выполни те же движения, поставив руку ребром.
• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, капелькой дождя, деревом, ежиком, радугой и т. д.)
• «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после двумя руками одновременно (сначала только указательными, затем только – средними, затем – безымянными, большими и наконец –мизинчиками).
• «Поиграть» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигая не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
• Сгруппировав пальцы по 2, по 3, по 4 оставлять на песке загадочные следы (чьи они).
• Что же спрятано в песке?«Загадка»
Психолог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Пустыня» (погружение в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Игра «Мина»Рука одного играющего превращается в "мину" : она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, "сапера",— откопать "мину", не дотрагиваясь до нее. "Сапер" может действовать руками, дуть на "мину", помогать себе тонкими палочками.
В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.
«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия
Сказочные задания в форме стихотворных загадок.
Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.
***
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись.
Ты, используя разгадку, За задание берись.
Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает?
У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)
* * *
Спрятал кто иглу в яйце, А яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей? Кто не верит всем? (Кащей) Отгадал, не называй, Вылепи (выкопай) и прочитай.
* * *
Леший Ежке к дню рожденья
Сочинил стихотворенье.
В нем желал он счастья ей,
Быть мудрее и (добрей).
Что за слово Леший здесь не написал?
Вылепи из песка, если отгадал.
* * *
На розовом облачке феи
Кружились и песенки пели,
Даря вновь и вновь
Всем мир и (любовь).
И, радуясь, дальше летели.
Очень важный дар от фей
Вслух не прочитался.
Волшебный город совместное сочинение песочной сказки с детьми средней группы «Б»
В песочном городе средней группы «Б» в красивой, уютной песочнице ребята построили сказочную страну, в которой были волшебные домики с резными окошками и необычными дверками, загадочный лес с деревьями, которые умели разговаривать и давали мудрые советы жителям этой страны. Ребята Выбрали фигурки животных, придумали им имена (Мишка-Топтышка с братишкой Мишуткой, Белочка «Злючка», барашек «То-то», кисонька – Мурысенька, царевна лягушка, собачка «Ава». Ребята рассказали о своих сказочных героях, какие у них любимые занятия, что они любят кушать, куда ходить. Жители нашей сказочной страны подружились, помогли белочке «Злючке» перестать сердиться и научили ее строить замки и играть в веселые игры, вместе они ходили на высокую гору (к волшебному песочку, в волшебный лес собирать вкусные, сладкие ягоды, запасали на зиму грибочки. Они помогали друг другу и им было вместе интересно и весело.
Сказочная история для детей средней группы (установление навыков коммуникативного общения, совместное решение проблемной ситуации, сплочение группы детей)
"В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром и всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему неподалеку. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось.
Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон превратил ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной.
Можете ли вы помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуйте. "
Психомоторная игротека на свежем воздухе
Цель: развитие навыков моторной координации, релаксатор (воздух).
Игры с мячом
• «Здравствуй мячик Я,»
• «Горячий мячик»
• «Прокати и доброе слово скажи»
• «Передай соседу» (со сменой направления)
Игры со скакалкой
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»
Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.