Нина Тверскова
Проект «Лепить — чудо творить»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы: В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, в том числе всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.
Обычай лепить из солёного теста распространён во многих районах Европы и на русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами.
Публикация «Проект „Лепить — чудо творить“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В наше время лепка из солёного теста во многом поменяла тематику. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки – сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и т. д.
Цель проекта : Научить детей работать с солёным тестом, создавая различные поделки, композиции для украшения интерьера, проявляя творчество.
Задачи проекта :
• Заинтересовать детей изготовлением поделок из солёного теста, способствовать выявлению творческих способностей детей, формированию художественного вкуса.
• Учить детей технике работы с тестом:
- лепить простые формы;
- создавать фактуру на поверхности изделия;
- скреплять детали м/у собой, высушивать их и красить.
• Укреплять мелкую моторику пальцев рук.
• Привлечь родителей к лепке поделок из солёного теста.
• Воспитывать у детей трудолюбие, привычку доводить начатое дело до конца.
Предполагаемый результат.
Дети должны освоить технологию изготовления базовых форм (шар, лепёшка, овальная лепёшка, валик, колбаски) и на их основе лепить любое изделие.
Продукт проектной деятельности.
• Проведение открытых занятий,
• Оформление выставки,
• Проведение мастер-класс для педагогов и родителей,
• Создание мультимедийной презентации.
Этапы реализации проекта
1. Предпроектный (подготовительный)
• Подбор литературы, иллюстративного материала по теме:
«Лепить – чудо творить»
• Приобретение инструментов, приспособлений и дополнительных материалов
• Составление перспективного плана.
Роль родителей в реализации проекта.
• Привлечение родителей к оказанию помощи в подборе материала, литературы по лепке изделий из солёного теста.
• Мастер-класс для родителей,
• Участие родителей в выставке.
Основной этап.
Фантазии из муки, соли и воды.
Лепка из теста – интересный и увлекательный вид прикладного творчества. Чем больше постигаешь азы этого творчества, тем больше открываешь для себя что-то новое. Хочется постоянно лепить, добавляя в работы из теста различные материалы: ракушки, камешки, ткань, мех и многое другое. От разнообразия применяемого материала изделия приобретают живость, неповторимость и очарование. Лепкой из солёного теста увлеклась сама и решила увлечь ею и детей, т. к. солёное тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества : лёгок в приготовлении, пластичен, можно придать любой цвет, долго хранится, прост в технике изготовления изделий, что позволит детям сосредоточиться на воплощении своих творческих замыслах, различных художественных экспериментах.
Начала работу по обучению детей лепке из солёного теста с подбора специальной литературы, дополнительных инструментов, подсобного материала. Родители приобрели литературу, помогли в сборе необходимого материала.
Организовала кружок «ЛЕПОТА», в который привлекла детей старшей и подготовительной групп.
Разработала перспективный план работы кружка по месяцам, в котором дети занимались по 2 раза в неделю, а иногда и чаще.
Работа кружка.
- Познакомила детей с пластикой солёного теста. Дети наблюдали, как я готовила тесто из воды, муки и соли, иногда добавляла в него крахмал и клей ПВА для прочности.
- Лепка многих изделий из теста начинается с хорошо известных фигур, т. е с базовых форм – шара, круглой лепёшки, овальной лепёшки, колбаски, косички, баранки, поэтому сначала освоили технологию их изготовления. Работу выполняли на гладкой, легко моющейся поверхности.
- Готовые фигурки высушивали на воздухе, это удобно, т. к приходилось сушить большое количество изделий.
- После того, как изделие подсушивалось, мы его красили. Использовали разные краски: акриловые, акварельные, гуашь. В некоторых случаях (лепка цветов, украшений) тесто окрашивала во время замеса. Для этого в воду добавляла пищевые красители нужного цвета, или добавляла в тесто гуашь и тщательно его вымешивала.
- Для работы с солё ным тестом нужны самые разнообразные вещи:
• Для изготовления плоских изделий использовали скалку, стеки, трубочки и др.
• Для вырезания замкнутых мелких деталей использовали формочки для выпечки, различные крышечки, колпачки и др.
- Приданию изделию выразительности, на заготовки наносили фактурный рисунок при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений использовали всё, что было под рукой. Интересную фактуру дают надрезы кончиком ножа (иголки у ежа, ветки ели и др.)
Для создания длинных или коротких «волокон» использовали давилки для чеснока, разнообразные ситечки.
Вылепленные кондитерские изделия: сушки, крендельки, булочки, батоны, печенье, дети с удовольствием использовали в с-р играх «Семья», «Столовая», «Магазин».
Для изготовления бижутерии использовали цветное тесто. Бусины для бус лепили круглые, овальные, плоские и широкие, узкие и длинные. Во всех бусинах делали отверстие при помощи зубочистки.
Для браслет лепили отдельные пластины, в которых проделывали по два параллельных отверстия, скрепляли их резинкой.
Кулон лепили, как одно из звеньев браслета, а серьги выполняли аналогично только меньшего размера. Бижутерию украшали вставками, наносили фактуру.
Работая над лепкой цветов, представляли их внешний вид. Цветы лепили несколькими способами:
• Вырезали из пласта теста круглой формочкой,
• Вырезали лепестки по трафарету ножом,
• Делали узкую полоску теста, надрезали с одной стороны ножом и соединяли в кольцо.
Для получения махрового цветка брали полоски теста разной ширины.
Для лепки розочки делали колбаску, сплющивали её, скручивали – получалась серединка цветка, затем её обкручивали лепёшечками разной величины.
При лепке ё лочных игрушек не боялись экспериментировать:
- вырезали формочками,
- по – разному изгибали колбаски, соединяли м/у собой.
Украшали игрушки методом штамповки и налепа.
Из солёного теста лепили рамки для фотографий. Особенность таких рамок – фотографии в них не вставляются, а вклеиваются. Рамки оформляли на тканевой основе и в соответствии с интерьером, используя природный и бросовый материал.
К празднику 8-е Марта дети вылепили открытки для мам. Это цветы – фиалки, приклеенные на прямоугольник, вырезанный из потолочной плитки.
Основой вылепленных подсвечников являлся колобок. В вылепленном шаре свечкой делали углубление. Чтобы придать праздность подсвечнику прикрепляли к шарику длинные «ботинки», «ладошки» по бокам. Также оформляли подсвечники тестом в виде жгута, сердечек, змеек, и приклеивали их на ненужные компакт-диски.
К празднику СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА дети порадовали своих близких «сердечками», которые украсили цветами и штампами.
Для украшения интерьера создали коллективные композиции из солёного теста.
Панно удачно подчёркивает колорит интерьера. Его выполняли на подложке из мешковины, оформляли в рамке (коробка из под шоколадных конфет).
Были сделаны такие композиции:
• «Композиция из подсолнухов»
Представлена на РМО.
• Корзина с розами.
• Букет ромашек.
• Маки.
• Пчёлка.
• Кукла.
• Чаепитие.
• Чучело.
Родители вместе с детьми вылепили :
• Аквариум.
• Портрет мальчика.
• Красная шапочка.
Солёное тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал, поэтому дети легко овладели навыками лепки. Почувствовали красоту этого материала, узнали его свойства и научились работать с ним.
Забавные композиции, вылепленные своими руками, украсили их дом, группу детского сада и стали прекрасными подарками для своих близких и знакомых.