Тараканова Анна
Проект «Легоконструирование» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Легоконструирование как средство развития творческого мышления.
2 Слайд (Что такое ЛЕГО для ребенка? Это буря эмоций и восторг, сменяющийся любопытством. Конструктор ЛЕГО-это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими мышление ребенка. Целые города с добродушными жителями, аэропорты, военные корабли, железные дороги, замки с отважными рыцарями и прекрасными принцессами, милые уютные домики с настоящим семейство и многое-многое другое. Только ребенок получает все это не сразу, а кропотливо собирает из мельчайших деталей, ощущая себя настоящим создателем. LEGO— это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Причем играть в него могут даже самые маленькие крохи, которым едва исполнилось полтора годика.) Но только не маленькими детальками, а кубиками побольше. И для подростков найдется немало интереснейших конструкторов для экспериментирования, в том числе радиоуправляемых игрушек, которыми нередко увлекаются даже взрослые, мечтая снова окунуться в сладкие объятья детства. А еще ЛЕГО вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового. Каждый набор — это своя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования. Сегодня ты властелин фантастического звездолета, завтра — мирный фермер или хозяин зоопарка. С помощью конструкторских наборов малыши постигают окружающий мир в изумительно ярких красках, свойственных цветным кубикам ЛЕГО. С ними можно забыть про унылые дома, перемежающиеся серыми росчерками асфальтовых дорог, про ненастную погоду за окном, грязь и слякоть. Можно отрешиться от взрослого, не всегда понятного мира, и построить свой, красочный и необыкновенный, ощущая гордость за собственные творения.
Публикация «Проект „Легоконструирование“ для дошкольников» размещена в разделах
Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно по этому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения конструкторской деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка. Как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, значимые взрослые могут активно приступать к развитию первых способностей к конструированию ребенка. Речь идет о подготовительных «элементах» такой сложности и полезной деятельности как проектирование. Любая деятельности по собиранию, строительству – это отличная тренировочная база для будущей логики и интеллекта. Пространственное мышление и воображение выходят из попыток сложить кубики, построить куличики в песочнице или собрать кораблик из бумаги и спичек. Все перечисленные игры развивают конструкторские навыки. Конструкторская деятельность у самых маленьких детей – это познание габаритов и свойств предметов, того как можно что-то с чем-то соединить. В качестве игр, развивающих способности к конструированию детей раннего возраста можно предложить следующее «раскладывание игрушек на место», «укладывать игрушки спать», «игры с конструктором». Остановимся подробней на играх с конструктором. С помощью конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить моторику, координацию движений, глазомер.
Игры с конструктором развивают: — образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное); — пространственное мышление (малыш на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже); — мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз); — фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т. д); — способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).
Лего и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения. Лего применяется в детском саду не только как досуговая игра, но и факультативные взаимодействия.
3 слайд Конструкторы Лего разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать.
По возрастным категориям:
Первое, на что обращаем внимание при выборе конструктора - это возраст ребенка. С ростом и развитием малыша детали становятся мельче, а сложность процесса сборки усложняется, поэтому выбирая игру, следует ознакомиться с описанием правил, указанных на упаковке, сопоставляя с возможностями и умениями ребенка. Слишком простая игра будет скучной, а слишком сложная не сможет увлечь.
- Для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет идеальным конструктором будет LEGO серии Дупло (Duplo).
Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.
Также интересны для малышей, да и для деток старшего возраста, наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft».
Тут уж и родители не смогут удержаться от сооружения настоящих домиков и башен.
4 слайд- Для детей 3-5 лет конструкторы LEGO представлены в самом большом ассортименте – от одиночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др., Даша-следопыт, зоопарк, и др.
5 слайд Также для этого возраста есть робототехнические конструкторы: Artec Blocks (голубое, синее, желтое ведерко);
Эти конструкторы способствуют разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического,абстактно-логического, пространственного.
Детали всех конструкторов данной линейки совместимы друг с другом. Каждый кубик конструктора снабжен специальными креплениями. Крепления кубиков предполагают вертикальное, горизонтальное и даже диагональное соединение, что является совершенным новшеством. Таким образом, кроме привычного выкладывания объемных фигур, могут возводить конструкции любой сложности. В формате 3D.
6 слайд Конструкторы GIGO: «Wonderful World», «Theme Park», «Little Artist» (Чудесный мир, тематический парк, маленький художник)
Данные виды конструкторов знакомит с основами механики, что такое винтовое соединение и чем винт отличается от гвоздя. Способствует развитию пространственно-логического мышления, крупной моторики рук, координации движений, пропорции, чувства симметрии, последовательности и творческого воображения.
7 слайд Конструктор HUNA MRT-Hand Данный конструктор знакомит с простыми механизмами и соединениями, «оживляет» роботов с помощью двигателей, которые задают движение вперед, назад и по кругу. Формирует умение собирать 20 неавтоматических моделей по стандартным схемам. Формирует умение собирать неограниченное количество моделей роботов по замыслу ребенка.
8 слайд Конструктор HUNA MRT-Sensing. Данный конструктор знакомит детенй с работой инфракрасных сенсорных датчиков и контроллеров движения, формирует умение собирать модели роботов по схемам. Развивает мелкую моторику, внимание, память и мышление.
9 слайд Конструкторы для детей старше 5-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки – разнообразные конструкторы LEGO: Звездные войны, Ниндзя, Бен Тен, средневековые замки и пр.
10 слайд Также представлены робототехнические конструкторы для детей 5-7 лет
Конструкторы GIGO «Technology Explorer» (исследователь технологий)
Данный конструктор формирует представление о применении зубчатой передачи, работе редуктора и шестереночной передачи. Знакомит с принципом действия дистанционного пульта управления.
11 слайд Конструкторы электромеханические: Lego Education Wedo, Lego Education Wedo 2,0
Данные конструкторы помогут развить: креативное мышление, словарный запас, навыки работы в коллективе, логическое мышление, способность следовать инструкциям и создавать свои проекты. Также учат работать со схемами и программным обеспечением.
12 слайд Конструкторы Роботрек «Малыш-1» и конструктор Huna KICKY Basic MRT 2. Данные конструкторы развивают пространственное мышление (конструирование объемных моделей, внимательность. Формирует элементарные математические представления (необходимость просчитывать количество отверстий в деталях).
13 слайд Конструкторы Лего классифицируются по по половому различию:
Кроме того, разнообразие наборов LEGO определяет «стиль» игры, что позволяет сделать ее интересной как для мальчиков, так и для девочек.
Таким образом, в наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы, супергерои.
Если в семье есть и мальчик, и девочка, можно приобрести один набор для двоих, но разнообразить его дополнительными деталями по вкусу ребенка, которые продаются отдельно и подходят к конструктору. Так, например, приобрести для девочки гарнитур для сконструированного домика, а для мальчика героя из серии LEGO ниндзя го или Истории игрушек, Тачек.
Причем все герои LEGO — это не просто фигуры, а персонажи, у каждого из которых есть свой стиль, история, оружие и прочее, и наши дети, как правило, все это знают.
14 слайд Классифицируют по тематике:
Большинство наборов LEGO посвящено определенной тематике: например транспортной, для собирания дорог и машин, а также строительной, растительной, животной, супергеройской.
Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.
15 слайд Классифицируют по Виду материала:
И последнее отличие среди наборов – это вид материала. В серии игрушек LEGO есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений у детей.
Обращая внимание на качество, посмотрите швы у твердых деталей и прочность у мягких. Также конструктор можно понюхать, он не должен иметь резких запахов и слишком ярких цветов (особенно для самых маленьких).
Выступление Калининой Ирины Владимировны
16 слайд В группе раннего возраста конструирование из строительных материалов – это основной вид конструирования. Дети знакомятся с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем с геометрическими формами (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки).
17 слайд В нашей группе мы используем такой строительный материал как: деревянные, пластмассовые конструкторы, простейшие наборы Лего, напольный конструктор, мягкие кубики.
18 слайд В течение года перед нами стоят задачи:
• в процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости);
• продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно;
• способствовать пониманию пространственных соотношений;
• учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).По окончании игры приучать убирать все на место;
• знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами;
• учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
19 слайд Наши маленькие строители
20 СЛАЙД ЗНАКОМСТВО С ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА И ИХ НАЗВАНИЯМИ, ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ВЕЛИЧИНОЙ
К 2 годам у ребенка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются, действуют более целенаправленно, лучше отличает форму, размер и цвет предметов.
Если с ребенком занимаются, то малыш к 2, 5 годам понимает просьбу «Дай такого же цвета» и хорошо различает желтый, красный, синий и зеленый цвета. А к 3 годам отличает и некоторые другие цвета – оранжевый, фиолетовый, голубой и может правильно называть все семь цветов радуги. А также отличает оттенки цветов: «Где темно-зеленый кубик? А где светло-зеленый?» Также ребенок различает цвета ахроматические: белый, серый, черный.
21 СЛАЙД СПОСОБЫ ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ
Для игры с малышом 2 лет мы берем не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребенку.
Ребенок двух лет не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит, и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.
Например, педагог разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками. Педагог с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики (к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.
Если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации, достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.
22 СЛАЙД КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ ИЗ КОНСТРУКТОРА С МАЛЫШОМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
В основе всех построек малыша — сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему из простых сказок.
Например:
• домик с заборчиком,
• качели, песочница во дворе,
• дорожка в парке со скамеечками,
• комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик,
• дорога для машин и ворота,
• паровоз с вагонами,
• мостик через речку.
В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами».