Светлана Шконда
Проект «Лаборатория нескучных идей как средство развития исследовательской активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач реализации ФГОС дошкольного образования. – развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста. Исследовательская деятельность обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, что способствует полноценному развитию ребёнка.
И для меня, как для педагога, одной из главных задач, является создание условий для реализации данного вида деятельности.
Решение данной проблемы я увидела в создании лаборатории в отдельном помещении детского сада.
Публикация «Проект „Лаборатория нескучных идей как средство развития исследовательской активности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
И поставила перед собой цель создать условия для детского экспериментирования.
Я выделила для себя шесть основных задач.
Самой трудной задачей, в условиях нашего детского сада стало найти помещение и оборудовать его. Решение следующих задач
Свой проект я планирую реализовать в три этапа
Первый этап организационный был осуществлён в летний период 2019 года
Лаборатория открыла свои двери первого сентября 2019 года. В течение четырёх месяцев ведётся активная работа по экспериментальной деятельности.
Предварительные итоги эффективности проделанной работы были подведены январе 2020.
Обобщение результатов деятельности намечено на май 2020.
Но уже сейчас я могу смело утверждать, что созданные условия поддерживают тягу детей к исследованию и экспериментированию, дети проявляют любознательность, задают вопросы и учатся принимать собственные решения.
Что соответствует требованиям ФГОС ДО к результатам освоения основой образовательной программы,
Название и эмблему лаборатории мы определили в ходе детско-родительсого конкурса.
В лаборатории есть хозяин – профессор Пробиркин. Он участвует вместе с детьми в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователем – всё это способствует развитию любознательности, наблюдательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Оснащение лаборатории не потребовало больших дополнительных затрат.
По всему периметру в комнате расположены бизиборды. Главная задача которых дать возможность ребёнку познавать мир через тактильное восприятие. Все бизиборды также выполнены руками родителей.
Здесь же размещаются стеллажи для оборудования и материалов.
В лаборатории имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :
1. Приборы помощники (микроскопы, увеличительные стёкла, магниты)
2. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы
3. Медицинские материалы (пипетки, колбы, воронки)
4. Природные материалы
Большая ёмкости с песком и водой может послужить в качестве хранения кладов, которые дети так любят отыскивать. Здесь же можно проводить археологические и палеонтологические раскопки.
В лаборатории имеются разные виды конструктора магнитный, электронный, металлический.
Наличие в лаборатории макетов вулканов способствует наглядно показать процесс извержения, а также является невероятно зрелищным и эффектным экспериментом.
Задача сезонного дерева в лаборатории формировать знания об особенностях времён года.
В лаборатории имеются детские халаты для создания игровой мотивации деятельности.
Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
С целью повышения педагогического мастерства в данном вопросе, я изучила и систематизировала материалы по теме «Детское исследование как метод обучения дошкольников». За основу своей работы взяла методы и приёмы исследовательского обучения А. И. Савенкова «Методика исследовательского обучения»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Работа с родителями проводилась, и проводиться на всех этапах реализации проекта.
На первом этапе родители принимали активное участие в оснащении лаборатории.
А данном этапе реализации проекта помимо бесед, консультаций и других методов и приёмов работы с родителями предложила им картотеку опытов и экспериментов в домашних условиях.
Обучение дошкольников через экспериментирование и познание явлений – самое подходящие описание моей деятельности.
Мы не просто развлекаемся, а познаём мир с помощью увлекательных занятий.
Проводя простые и понятные опыты дети-визуалы получают наглядное представление о происходящих явлениях. Дети-аудиалы усваивают материал через объяснение происходящих процессов простым языком. А дети-кинестеты усваивают материал в процессе экспериментирования.